Сегодня - день рождения Элбека-Доржи Ринчино, основателя республики.
Но его имя до сих пор не увековечено в столице Бурятии.
Более того, на Мемориале "Жертвам политических репрессий" в г. Улан-Удэ имя Ринчино можно прочитать в самом низу в списке других фамилий только как учёного-востоковеда.
Имя его записано с ошибкой — к тексте и в подписи к фотографии.
Ни строчки о том, что человек стоял у истоков создания не только Бурятии, но и Монголии!
Кто автор этих стендов на Мемориале?
*****
Привожу свою статью, опубликованную в газетах "Бурятия" и Новая Бурятия" в 2013 году к 125-летию Э-Д. Ринчино
Легендарный Элбек-Доржи
К числу деятелей, внесших в различные годы свой вклад в создание первого в истории бурятского народа национально-государственного образования, несомненно, относится Элбек-Доржи Ринчино – выдающийся общественно-политический и государственный деятель, первый глава Бурятской автономии, основатель Республики Бурятия, лидер национально-демократического движения бурятского, монгольского и калмыцкого народов. С его именем связаны самые ключевые этапы становления и дальнейшего развития Бурят-Монголии, а также национальной государственности Республики Монголия.
16 мая Элбеку-Доржи Ринчино исполнилось бы 125 лет со дня рождения.
Когда изучаешь биографию этой легендарной личности, то поражаешься тому, насколько необыкновенно насыщенной, плодотворной и героической была его жизнь!
Сегодня, к великому сожалению, когда наша историческая память притупилась, неудивительно, что такие яркие лидеры своего времени оказываются незаслуженно забытыми последующими поколениями.
Невозможно в рамках одной газетной статьи охватить все грани деятельности этого выдающегося государственного и общественного деятеля. География его жизни была настолько широка, а деятельность –настолько активна, что о нём можно снимать фильмы, писать книги, научные труды…
Борьба за автономию
Бурятия, как и другие народы России, в дореволюционное время не имела своих национально-государственных образований. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года и свержение царизма послужили серьезным толчком дальнейшему развитию рабочего, аграрного и национально-освободительного движения.
В марте 1917 года в Чите видные бурятские общественные деятели, в том числе Э-Д. Ринчино подготовили первый общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. Решением этого съезда в апреле в 1917-го в Бурятии была сформирована структура административного управления бурятского населения: сомонные (сельские), хошунные (волостные), аймачные (уездные) комитеты, подчиненные Бурятскому центральному национальному комитету (Бурнацкому). Первым председателем Бурнацкома был избран Э-Д. Ринчино. Одновременно он исполнял обязанности товарища председателя Забайкальского областного Совета сельских депутатов.
13 июня 1917 года Э-Д. Ринчино направил письмо Председателю совета Министров страны и министру внутренних дел Г.Е. Львову и министру земледелия В.М. Чернову телеграмму, в которой говорилось: «Мы, буряты Восточной Сибири, со времени присоединения к России пользовались самоуправлением, имели свое управление, свой суд, свою землю, заселять которую никто не имел права помимо нашей воли. При Плеве (Вячеслав Константинович Плеве (1846 - 1904) - министр внутренних дел и шеф жандармов в России – авт.) и его преемниках наше национальное самоуправление было насильственно уничтожено, земли отобраны в казну, что разрушило основные устои общественной жизни, распылило бурятскую массу, создало острое малоземелье, вызвало усиленную эмиграцию бурят в соседнюю одноплеменную Монголию». В телеграмме содержалась просьба санкционировать определенную апрельским съездом бурят схему самоуправления.
Однако такая форма организации Бурятской автономии не нашла поддержки со стороны Временного правительства, а также окружных властей и буржуазных политических партий Восточной Сибири. Другой, особой позиции по этому вопросу придерживалась и партия большевиков.
Наиболее ярко это проявилось на состоявшемся в конце июня 1917 года в Иркутске краевом съезде Комитетов общественной безопасности, которые были местными органами буржуазного Временного правительства.
На съезде с основным докладом по национальному вопросу выступил Э-Д. Ринчино. Он отметил, что, если в Степных думах имелись зачатки автономии, то волостная реформа 1901 года их уничтожила. Разоблачая колонизаторскую политику царизма, докладчик отстаивал необходимость предоставления бурятам подлинной автономии в вопросах местной жизни: за представление прав уездов бурятским аймакам по продовольственным, земельным вопросам, по работе с милицией…
Однако краевой комитет отказал бурятам в праве на автономию, даже в масштабах аймаков.
В этих условиях аймачное земское самоуправление вводилось явочным порядком, вопреки решениям краевых властей.
В феврале 1920 года Бурятская секция Иркутского губкома партии большевиков официально высказалась против установления в Бурятии национальной автономии в какой-либо форме. Эта позиция была отражена в докладе члена Бурсекции В.И. Трубачеева на губернском бурятском съезде в Иркутске того же года.
Такая негативная позиция по отношению к автономии бурят разделялась не всеми политическими деятелями Бурятии. Это были Э-Д. Ринчино, Агван Доржиев и калмык Амар Санан, которые в числе других делегатов Бакинского съезда народов Востока были приняты Председателем Совета Народных Комиссаров Российской Федерации В.И.Лениным 13 октября 1920 года. Э-Д. Ринчино, председатель Азиатского бюро Сибирской миссии по иностранным делам РСФСР, обосновал и убедил главу государства в необходимости предоставления бурятам автономии. И уже на следующий день вышло специальное постановление Политбюро ЦК РКП(б), где сказано: «Обсудив доклады и сообщения, сделанные на совещании Политбюро ЦК с 27 делегатами Бакинского съезда народов Востока 13.10.1920 г., Политбюро ЦК постановило:
4. Признать необходимым проведение в жизнь автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов, поручив НарКомнацу».
И одновременно был разрешен в положительном смысле и «монгольский вопрос». Задачи монгольской миссии в Москве благодаря дальновидным и энергичным усилиям Э-Д. Ринчино были выполнены. Таким образом, его можно считать и основателем автономии Монголии.
После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке и вступления ДВР в состав РСФСР в 1922 году появилась реальная возможность для объединения двух бурятских автономных областей и образования автономной республики. Постановлением ВЦИК от 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика (БМАССР).
Образование автономной республики явилось первым в истории бурятского народа судьбоносным событием - законодательным оформлением его национальной государственности. Установление независимости нашей республики стало триумфальным историческим событием для бурятского народа благодаря гению и дипломатическому таланту политика Элбэка-Доржи Ринчино.
Национальный герой
Другом и соратником Элбека-Доржи была его жена Мария Никифоровна (девичья фамилия Намм Манчун), кореянка по национальности, кандидат биологических наук, доцент Курского медицинского института. Они познакомились в Иркутске в 1920 году, когда Мария работала сотрудницей Дальневосточного секретариата Коминтерна, а Элбэк-Доржи заведовал Монголо-тибетской секцией Дальневосточного Секретариата Коминтерна. В том же году они поженились.
Впоследствии Мария Ринчино получила образование на биологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.
А Элбэк-Доржи Ринчино – в Институте Красной профессуры (1926-1930 годы). С 1927 года он преподавал в Коммунистическом университете трудящихся Востока, стал профессором. Вечерами занимался научной работой, английским и немецким языками, переводил художественную литературу с русского на монгольский, писал историю Монголии. В семье все хорошо рисовали и любили изобразительное искусство.
Приведу интересный факт из воспоминаний старшей дочери Эрджимы, записанных Д-Н.Т.Раднаевым в Москве, в мае 1967 года: «Папа однажды рассказывал, что, находясь в хоринско-еравнинских краях, он встретил мальчика-бурята, который очень хорошо рисовал на песке. Он заинтересовался этим мальчишкой и помог ему устроиться в художественной мастерской в Чите. Впоследствии из этого мальчика вырос выдающийся художник Бурятии Цыренжап Сампилов». В дальнейшем Элбэк-Доржи Ринчинович помог ему получить образование в Москве.
… Как вспоминала Мария Ринчино, шел 1937-й год, когда её муж ушел на работу и не вернулся. Навсегда. Назавтра пришли на квартиру в районе Пушкинской площади в Москве трое сотрудников НКВД, в том числе один бурят; они произвели обыск и дали предписание семье в течение суток покинуть Москву.
Жена Элбека-Доржи была вынуждена уволиться с должности младшего научного сотрудника Института физиологии Академии наук СССР и с тремя маленькими детьми выехала в Курск, где и устроилась на работу. Нетрудно понять, сколько горя и переживаний досталось этой женщине.
Сколько стойкости и мужества было в ней!
4 июня 1938 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР Элбек-Доржи Ринчино был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. 10 июня 1938 года в Иркутске приговор был приведен в исполнение…
В 1957 году Э-Д. Ринчино реабилитирован посмертно.
Эрджиме Ринчино, 1921 года рождения, пришлось бросить школу и поступить работать чертежницей, позже она стала художником-оформителем в издательстве «Искусство» в Москве. Скончалась в 1982 году.
Сын Санандар родился в 1926 году. Сразу как-то повзрослевший после гибели отца, этот юный глава семьи разделил горесть испытаний, выпавших на их долю. Прекрасный художник, шахматист, Санандар мечтал стать авиаконструктором. С детства был незаурядным и талантливым ребенком. В 1941 году он сдал экзамены за 9-10 классы и успешно поступил в Московский авиационный институт, откуда через месяц был отчислен как «сын врага народа». Но не сдался, подал документы и был принят на заочное отделение Ленинградского электротехнического института. Санандар Ринчино был призван на фронт в 1942-м, воевал до великой Победы и умер от ран в мае 1946 года.
Младшей дочери Ринчино дали корейское имя – Енок. Она стала врачом.
Профессор Жамсаран Сажинов писал: « Элбэк-Доржи Ринчино из рода Шоно Эхиритского племени, еще с юности поставил перед собой ясную цель: посвятить свою жизнь беспощадной борьбе со всеми проявлениями социального зла тогдашнего общества, во имя обновления жизни своего народа, прозябавшего в невежестве и бесправии. Для этого надо было получить образование (Интересно: сохранился оригинал диктанта по русскому языку на «отлично» написанного учеником начальной школы бурятской деревни Элбек-Доржи! – авт.)
В 1908 году двадцатилетний Э-Д. Ринчино был зачислен студентом юридического факультета Петербургского университета, где проучился до 1914 года. Он проучился в университете шесть лет, к сожалению, заболел туберкулезом и был вынужден оставить учебу.
В эти годы он не оставался в стороне от бурных процессов, происходивших тогда в студенческой жизни. Он становится лидером левого крыла студенческого движения.
Студент Ринчино и школьный учитель из Бохана Н. Амагаев принялись за совершенствование созданного в 1905 году Агваном Доржиевым бурятского алфавита. В 1910 году они издали небольшую книгу «Новый монголо-бурятский алфавит». Она была снабжена подробнейшими комментариями и рассуждениями о том, как велика роль интеллигенции в решении насущных задач просвещения народа, пребывающего в невежестве. Автором этой части текста был, безусловно, Ринчино. Он считал: «Просвещение народа – вот та всеобъемлющая платформа, которая должна объединить всех нас».
Всё, что известно о молодых годах Ринчино, свидетельствует о том, что он обладал огромной эрудицией в области гуманитарных знаний и талантом публициста и трибуна. Мысли, высказанные им в то далёкое от нас время, перекликаются с сегодняшними проблемами, которые, как ни парадоксально, вновь возникли перед нами.
Назвать площадь именем Элбека-Доржи Ринчино
Председатель Совета республиканского общественного фонда Элбека-Доржи Ринчино, секретарь оргкомитета по празднованию 125-летнего юбилея Э-Д.Ринчино Сергей Самбиевич Дашиев в августе 2010 года съездил в Мурманск к внуку Э-Д.Ринчино Андрею Никитовичу Юргенсу, сыну Енок Элбэк-Доржиевны. Он передал в дар Сергею Самбиевичу имеющиеся дома личные вещи Э-Д.Ринчино и семьи.
Кстати, он стал первый из бурят, кто награжден орденом Красного Знамени – первым орденом СССР.
Сергей Дашиев, сегодня представляющий фонд в единственном числе, предлагает назвать именем Элбека-Доржи Ринчино площадь между гостиницей «Бурятия» и торговым центром «Сибирь» в Улан-Удэ назвать площадью имени Элбека-Доржи Ринчино и здесь же установить ему памятник. Он обратился к Правительству Бурятии внести представление в МИД России о совместной разработке плана взаимодействия на гуманитарном, дипломатическом и межгосударственном уровнях с сопредельными государствами КНР, Монголия, Южная Корея для участия в мероприятиях в честь 90-летия образования Республики Бурятия и 125-летия Э-Д.Ринчино, что придаст им международный статус.
Международный интерес к деятельности Элбека-Доржи Ринчино, представлявшего геополитические интересы России на Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XX веке, со стороны Китая, Южной Кореи, Японии и Монголии - не случаен и, как никогда, актуален.
«Личность с демократическими взглядами, он сыграл огромную роль в сближении этих стран и народов, - считает Сергей Дашиев. – А его очернили панмонголистом. Но на самом деле не было такого движения как панмонголизм».
Сергей Самбиевич передал Национальному музею Бурятии на временное хранение для экспонирования на выставке «Рождение Республики» 13 предметов – личных вещей Э-Д.Ринчино. Это кожаный чемодан, чаша (аяга) из дерева и серебра, нож для бумаги, шкатулка из карельской берёзы, деревянная подставка для бумаги, бензиновая зажигалка, свидетельство о смерти №007068 Э-Д.Р. Ринчино, справки военной коллегии Верховного суда СССР от 1957 года, черновые заметки «Торговля Монголия-Россия», фотопортрет Э-Д. Ринчино и фотокопия, на которой он снят с военным министром МНР Магсаржавом.
В оргкомитет по подготовке и проведению 90-летия республики и 125-летия со дня рождения Э-Д. Ринчино поступило интересное предложение: пригласить на юбилейные торжества профессора Токийского университета, одного из ученых-монголоведов с мировым именем - Кацухико Танаку, который известен своей компетентностью в области истории бурятского и монгольского народов.
Дулма Баторова, 2013 г.
Но его имя до сих пор не увековечено в столице Бурятии.
Более того, на Мемориале "Жертвам политических репрессий" в г. Улан-Удэ имя Ринчино можно прочитать в самом низу в списке других фамилий только как учёного-востоковеда.
Имя его записано с ошибкой — к тексте и в подписи к фотографии.
Ни строчки о том, что человек стоял у истоков создания не только Бурятии, но и Монголии!
Кто автор этих стендов на Мемориале?
*****
Привожу свою статью, опубликованную в газетах "Бурятия" и Новая Бурятия" в 2013 году к 125-летию Э-Д. Ринчино
Легендарный Элбек-Доржи
К числу деятелей, внесших в различные годы свой вклад в создание первого в истории бурятского народа национально-государственного образования, несомненно, относится Элбек-Доржи Ринчино – выдающийся общественно-политический и государственный деятель, первый глава Бурятской автономии, основатель Республики Бурятия, лидер национально-демократического движения бурятского, монгольского и калмыцкого народов. С его именем связаны самые ключевые этапы становления и дальнейшего развития Бурят-Монголии, а также национальной государственности Республики Монголия.
16 мая Элбеку-Доржи Ринчино исполнилось бы 125 лет со дня рождения.
Когда изучаешь биографию этой легендарной личности, то поражаешься тому, насколько необыкновенно насыщенной, плодотворной и героической была его жизнь!
Сегодня, к великому сожалению, когда наша историческая память притупилась, неудивительно, что такие яркие лидеры своего времени оказываются незаслуженно забытыми последующими поколениями.
Невозможно в рамках одной газетной статьи охватить все грани деятельности этого выдающегося государственного и общественного деятеля. География его жизни была настолько широка, а деятельность –настолько активна, что о нём можно снимать фильмы, писать книги, научные труды…
Борьба за автономию
Бурятия, как и другие народы России, в дореволюционное время не имела своих национально-государственных образований. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года и свержение царизма послужили серьезным толчком дальнейшему развитию рабочего, аграрного и национально-освободительного движения.
В марте 1917 года в Чите видные бурятские общественные деятели, в том числе Э-Д. Ринчино подготовили первый общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. Решением этого съезда в апреле в 1917-го в Бурятии была сформирована структура административного управления бурятского населения: сомонные (сельские), хошунные (волостные), аймачные (уездные) комитеты, подчиненные Бурятскому центральному национальному комитету (Бурнацкому). Первым председателем Бурнацкома был избран Э-Д. Ринчино. Одновременно он исполнял обязанности товарища председателя Забайкальского областного Совета сельских депутатов.
13 июня 1917 года Э-Д. Ринчино направил письмо Председателю совета Министров страны и министру внутренних дел Г.Е. Львову и министру земледелия В.М. Чернову телеграмму, в которой говорилось: «Мы, буряты Восточной Сибири, со времени присоединения к России пользовались самоуправлением, имели свое управление, свой суд, свою землю, заселять которую никто не имел права помимо нашей воли. При Плеве (Вячеслав Константинович Плеве (1846 - 1904) - министр внутренних дел и шеф жандармов в России – авт.) и его преемниках наше национальное самоуправление было насильственно уничтожено, земли отобраны в казну, что разрушило основные устои общественной жизни, распылило бурятскую массу, создало острое малоземелье, вызвало усиленную эмиграцию бурят в соседнюю одноплеменную Монголию». В телеграмме содержалась просьба санкционировать определенную апрельским съездом бурят схему самоуправления.
Однако такая форма организации Бурятской автономии не нашла поддержки со стороны Временного правительства, а также окружных властей и буржуазных политических партий Восточной Сибири. Другой, особой позиции по этому вопросу придерживалась и партия большевиков.
Наиболее ярко это проявилось на состоявшемся в конце июня 1917 года в Иркутске краевом съезде Комитетов общественной безопасности, которые были местными органами буржуазного Временного правительства.
На съезде с основным докладом по национальному вопросу выступил Э-Д. Ринчино. Он отметил, что, если в Степных думах имелись зачатки автономии, то волостная реформа 1901 года их уничтожила. Разоблачая колонизаторскую политику царизма, докладчик отстаивал необходимость предоставления бурятам подлинной автономии в вопросах местной жизни: за представление прав уездов бурятским аймакам по продовольственным, земельным вопросам, по работе с милицией…
Однако краевой комитет отказал бурятам в праве на автономию, даже в масштабах аймаков.
В этих условиях аймачное земское самоуправление вводилось явочным порядком, вопреки решениям краевых властей.
В феврале 1920 года Бурятская секция Иркутского губкома партии большевиков официально высказалась против установления в Бурятии национальной автономии в какой-либо форме. Эта позиция была отражена в докладе члена Бурсекции В.И. Трубачеева на губернском бурятском съезде в Иркутске того же года.
Такая негативная позиция по отношению к автономии бурят разделялась не всеми политическими деятелями Бурятии. Это были Э-Д. Ринчино, Агван Доржиев и калмык Амар Санан, которые в числе других делегатов Бакинского съезда народов Востока были приняты Председателем Совета Народных Комиссаров Российской Федерации В.И.Лениным 13 октября 1920 года. Э-Д. Ринчино, председатель Азиатского бюро Сибирской миссии по иностранным делам РСФСР, обосновал и убедил главу государства в необходимости предоставления бурятам автономии. И уже на следующий день вышло специальное постановление Политбюро ЦК РКП(б), где сказано: «Обсудив доклады и сообщения, сделанные на совещании Политбюро ЦК с 27 делегатами Бакинского съезда народов Востока 13.10.1920 г., Политбюро ЦК постановило:
4. Признать необходимым проведение в жизнь автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов, поручив НарКомнацу».
И одновременно был разрешен в положительном смысле и «монгольский вопрос». Задачи монгольской миссии в Москве благодаря дальновидным и энергичным усилиям Э-Д. Ринчино были выполнены. Таким образом, его можно считать и основателем автономии Монголии.
После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке и вступления ДВР в состав РСФСР в 1922 году появилась реальная возможность для объединения двух бурятских автономных областей и образования автономной республики. Постановлением ВЦИК от 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика (БМАССР).
Образование автономной республики явилось первым в истории бурятского народа судьбоносным событием - законодательным оформлением его национальной государственности. Установление независимости нашей республики стало триумфальным историческим событием для бурятского народа благодаря гению и дипломатическому таланту политика Элбэка-Доржи Ринчино.
Национальный герой
Другом и соратником Элбека-Доржи была его жена Мария Никифоровна (девичья фамилия Намм Манчун), кореянка по национальности, кандидат биологических наук, доцент Курского медицинского института. Они познакомились в Иркутске в 1920 году, когда Мария работала сотрудницей Дальневосточного секретариата Коминтерна, а Элбэк-Доржи заведовал Монголо-тибетской секцией Дальневосточного Секретариата Коминтерна. В том же году они поженились.
Впоследствии Мария Ринчино получила образование на биологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.
А Элбэк-Доржи Ринчино – в Институте Красной профессуры (1926-1930 годы). С 1927 года он преподавал в Коммунистическом университете трудящихся Востока, стал профессором. Вечерами занимался научной работой, английским и немецким языками, переводил художественную литературу с русского на монгольский, писал историю Монголии. В семье все хорошо рисовали и любили изобразительное искусство.
Приведу интересный факт из воспоминаний старшей дочери Эрджимы, записанных Д-Н.Т.Раднаевым в Москве, в мае 1967 года: «Папа однажды рассказывал, что, находясь в хоринско-еравнинских краях, он встретил мальчика-бурята, который очень хорошо рисовал на песке. Он заинтересовался этим мальчишкой и помог ему устроиться в художественной мастерской в Чите. Впоследствии из этого мальчика вырос выдающийся художник Бурятии Цыренжап Сампилов». В дальнейшем Элбэк-Доржи Ринчинович помог ему получить образование в Москве.
… Как вспоминала Мария Ринчино, шел 1937-й год, когда её муж ушел на работу и не вернулся. Навсегда. Назавтра пришли на квартиру в районе Пушкинской площади в Москве трое сотрудников НКВД, в том числе один бурят; они произвели обыск и дали предписание семье в течение суток покинуть Москву.
Жена Элбека-Доржи была вынуждена уволиться с должности младшего научного сотрудника Института физиологии Академии наук СССР и с тремя маленькими детьми выехала в Курск, где и устроилась на работу. Нетрудно понять, сколько горя и переживаний досталось этой женщине.
Сколько стойкости и мужества было в ней!
4 июня 1938 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР Элбек-Доржи Ринчино был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. 10 июня 1938 года в Иркутске приговор был приведен в исполнение…
В 1957 году Э-Д. Ринчино реабилитирован посмертно.
Эрджиме Ринчино, 1921 года рождения, пришлось бросить школу и поступить работать чертежницей, позже она стала художником-оформителем в издательстве «Искусство» в Москве. Скончалась в 1982 году.
Сын Санандар родился в 1926 году. Сразу как-то повзрослевший после гибели отца, этот юный глава семьи разделил горесть испытаний, выпавших на их долю. Прекрасный художник, шахматист, Санандар мечтал стать авиаконструктором. С детства был незаурядным и талантливым ребенком. В 1941 году он сдал экзамены за 9-10 классы и успешно поступил в Московский авиационный институт, откуда через месяц был отчислен как «сын врага народа». Но не сдался, подал документы и был принят на заочное отделение Ленинградского электротехнического института. Санандар Ринчино был призван на фронт в 1942-м, воевал до великой Победы и умер от ран в мае 1946 года.
Младшей дочери Ринчино дали корейское имя – Енок. Она стала врачом.
Профессор Жамсаран Сажинов писал: « Элбэк-Доржи Ринчино из рода Шоно Эхиритского племени, еще с юности поставил перед собой ясную цель: посвятить свою жизнь беспощадной борьбе со всеми проявлениями социального зла тогдашнего общества, во имя обновления жизни своего народа, прозябавшего в невежестве и бесправии. Для этого надо было получить образование (Интересно: сохранился оригинал диктанта по русскому языку на «отлично» написанного учеником начальной школы бурятской деревни Элбек-Доржи! – авт.)
В 1908 году двадцатилетний Э-Д. Ринчино был зачислен студентом юридического факультета Петербургского университета, где проучился до 1914 года. Он проучился в университете шесть лет, к сожалению, заболел туберкулезом и был вынужден оставить учебу.
В эти годы он не оставался в стороне от бурных процессов, происходивших тогда в студенческой жизни. Он становится лидером левого крыла студенческого движения.
Студент Ринчино и школьный учитель из Бохана Н. Амагаев принялись за совершенствование созданного в 1905 году Агваном Доржиевым бурятского алфавита. В 1910 году они издали небольшую книгу «Новый монголо-бурятский алфавит». Она была снабжена подробнейшими комментариями и рассуждениями о том, как велика роль интеллигенции в решении насущных задач просвещения народа, пребывающего в невежестве. Автором этой части текста был, безусловно, Ринчино. Он считал: «Просвещение народа – вот та всеобъемлющая платформа, которая должна объединить всех нас».
Всё, что известно о молодых годах Ринчино, свидетельствует о том, что он обладал огромной эрудицией в области гуманитарных знаний и талантом публициста и трибуна. Мысли, высказанные им в то далёкое от нас время, перекликаются с сегодняшними проблемами, которые, как ни парадоксально, вновь возникли перед нами.
Назвать площадь именем Элбека-Доржи Ринчино
Председатель Совета республиканского общественного фонда Элбека-Доржи Ринчино, секретарь оргкомитета по празднованию 125-летнего юбилея Э-Д.Ринчино Сергей Самбиевич Дашиев в августе 2010 года съездил в Мурманск к внуку Э-Д.Ринчино Андрею Никитовичу Юргенсу, сыну Енок Элбэк-Доржиевны. Он передал в дар Сергею Самбиевичу имеющиеся дома личные вещи Э-Д.Ринчино и семьи.
Кстати, он стал первый из бурят, кто награжден орденом Красного Знамени – первым орденом СССР.
Сергей Дашиев, сегодня представляющий фонд в единственном числе, предлагает назвать именем Элбека-Доржи Ринчино площадь между гостиницей «Бурятия» и торговым центром «Сибирь» в Улан-Удэ назвать площадью имени Элбека-Доржи Ринчино и здесь же установить ему памятник. Он обратился к Правительству Бурятии внести представление в МИД России о совместной разработке плана взаимодействия на гуманитарном, дипломатическом и межгосударственном уровнях с сопредельными государствами КНР, Монголия, Южная Корея для участия в мероприятиях в честь 90-летия образования Республики Бурятия и 125-летия Э-Д.Ринчино, что придаст им международный статус.
Международный интерес к деятельности Элбека-Доржи Ринчино, представлявшего геополитические интересы России на Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XX веке, со стороны Китая, Южной Кореи, Японии и Монголии - не случаен и, как никогда, актуален.
«Личность с демократическими взглядами, он сыграл огромную роль в сближении этих стран и народов, - считает Сергей Дашиев. – А его очернили панмонголистом. Но на самом деле не было такого движения как панмонголизм».
Сергей Самбиевич передал Национальному музею Бурятии на временное хранение для экспонирования на выставке «Рождение Республики» 13 предметов – личных вещей Э-Д.Ринчино. Это кожаный чемодан, чаша (аяга) из дерева и серебра, нож для бумаги, шкатулка из карельской берёзы, деревянная подставка для бумаги, бензиновая зажигалка, свидетельство о смерти №007068 Э-Д.Р. Ринчино, справки военной коллегии Верховного суда СССР от 1957 года, черновые заметки «Торговля Монголия-Россия», фотопортрет Э-Д. Ринчино и фотокопия, на которой он снят с военным министром МНР Магсаржавом.
В оргкомитет по подготовке и проведению 90-летия республики и 125-летия со дня рождения Э-Д. Ринчино поступило интересное предложение: пригласить на юбилейные торжества профессора Токийского университета, одного из ученых-монголоведов с мировым именем - Кацухико Танаку, который известен своей компетентностью в области истории бурятского и монгольского народов.
Дулма Баторова, 2013 г.
1151