Раньше вся территория нынешнего Дырена (Алла, Ягдык) носила название «Подхребетное» (ха! почти как «Поднебесное»). Лишь в 1923 году «Подхребетное» приобрело новое название «Дырен, Дыренский сомон Баргузинского аймака Бурят-Монгольской АССР». Центром в начале стал ул. Аян, а с 1937 года - ул. Алла.
Дыренский сомонный Совет («бурятский») и Дыренский туземный Совет («эвенкийский») в 1943 году объединились и был образован один Дыренский сомонный Совет (с центром в ул. Ягдык) Баргузинского аймака.
В 1944 году в результате разукрупнения из состава Баргузинского аймака выделен Курумканский аймак (с центром в с. Курумкан), куда был отнесён Дыренский сомонный Совет.
В 1951 году центр из ул. Ягдык перенесён в ул. Алла в результате укрупнения двух хозяйств - колхоз им. Сталина и колхоз им. Ленина были объединены в один колхоз им. Ленина.
Мои родители с тремя детьми и со мной в утробе матери, жившие все годы в ул. Ягдык, в 1951 году переехали на новую работу и постоянное место жительства - в ул. Алла. Получается, что мне приходится считать «малой родиной» (ха!) c одной стороны - ул. Ягдык, и ул. Алла - с другой…
В 1976 году бывшее отделение совхоза «Дыренский» отделилось и был создан совхоз «Улюнханский» с центром в селе Улюнхан. В 1977 году образован Улюнханский сомонный Совет.
… «Ягдык - улус в Курумканском районе. Расположен на правом берегу реки Улгана, в 2,5 км к северу от места её впадения в Баргузин, в 2 километрах к югу от центра сельского поселения, улуса Улюнхан, на Баргузинском тракте» (из Википедии).
Мне трудно описать жизнь в Ягдыке, нежели в Алле, где прошли годы моего детства, отрочества и юности.
По воспоминаниям Жигжидмы (Январины) Батуевны Мунгуновой (1937-2021), уроженки этого улуса, ветерана педагогического труда, в Ягдыке была одна длиннющая улица протяжённостью где-то в 1,5 км (с востока - в западном направлении). Все основные объекты «социальной инфраструктуры» располагались в центральной части населённого пункта. Это контора колхоза, сельсовет, магазин, заготпункт, чуть дальше - больница и школа.
В юго-западной части улуса Ягдык располагалась колхозная конюшня, коневодом являлся Ларионов Иван Прокопьевич (1915-1996).
Январина Батуевна замечала имущественное и социальное расслоение народонаселения в деревне того периода. «Бедняки», влачившие скудноватое существование на мизерных по размеру участках земли и имеющие маленькие неблагоустроенные домики, жили в основном на восточной стороне поселения, ближе к реке Улгана. А «начальство» и зажиточные сельчане с прилично обставленными домами - в середине населённого пункта. Она перечисляла фамилии этих земляков (хорошая память!), мы же по некоторым этическим соображениям не будем делать этого (на весь народ, с открытым забралом, как говорится).
… Ягдык в годы Великой Отечественной войны.
Владимир Цыдыпович Баторов (1932-2017), известный наш земляк, рассказывал, что в центре ул. Ягдык на уличном столбе висел репродуктор (радио-динамик). 22 июня 1941 года с тревожным сообщением о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз прискакала на лошади с Тазов - в Ягдык местная колхозница Дынсема Дашиева. В местности Тазы располагалась метеостанция «Тасса». И само собое разумеется, связь метеостанции с головным учреждением осуществлялась на определённых частотах и вот в то утро поступила такая плохая весть. И срочно передавали в Ягдыке по репродуктору это сообщение.
В первые же недели с начала войны десятки наших земляков были призваны в Красную Армию. Некоторые совсем молодые ребята добровольно записались на фронт. Рассказывали, что правление колхоза напоминало в те дни «штаб чапаевской дивизии», там стоял махорочный дым коромыслом, как в курилке, несмотря на распахнутые окна; было полно народу.
… Парни из Улюнхана и Ягдыка перед отправкой на СВО проводят в наше время «обряд Цетар, hэтэр по-баргузински», три раза обходят на лошадях буддийскую ступу (блогер Софья Ухинова на паблике «Баргузинская долина»).
Что такое Цетар? И я нашёл в Инете инфо: «Цетар в тибетском буддизме - обряд дарования жизни живым существам. Цетар - в переводе означает «выкуп, спасение жизни». Этот обряд направлен на благое действие - спасение живых существ, находящихся в ситуации прямой угрозы погибнуть; кто пребывает в ситуации беззащитности, возможно, без прямой угрозы гибели, но нуждающийся в помощи» (сайт: www.dazan.spb.ru).
В годы войны 1941-1945 гг., к сожалению, возле с. Ягдык не было буддийской ступы. «Из маленького улуса Ягдык Курумканского района на фронт было призвано 236 человек. Невосполнимы потери в Великой Отечественной войне. Очень много воинов-дыренцев не вернулись с полей сражений, погибли в боях, пропали без вести, умерли от ран в госпиталях» (из школьного реферата).
… Владимир Эрдыниевич Дырчиков (1937-2023), один из уважаемых земляков, вспоминал, что в конце 1940-х годов после окончания Аллинской начальной школы он со сверстниками переезжал в ул. Ягдык, чтобы продолжить обучение в Кучигерской семилетней школе, жил в интернате для бурятских детей (существовал параллельно и интернат для детей эвенков на полном государственном обеспечении).
И вот на что ещё хотел бы обратить внимание.
В Ягдыке, на мой взгляд, своя уникальная баранина - ягдыкская. И она намного вкуснее боргойской. Но не «раскрученная» вовсе (об этом мне приходилось писать ранее).
В Дырене (Алла, Улюнхан, Ягдык, Кучигер) мясо превосходных вкусовых качеств. Но ягдыкская баранина лакомее и смачнее. Хотя село расположено всего в 2-х км от Улюнхана, но баранина там отличается в лучшую сторону...
Именно так, на наш взгляд, следовало бы развивать, например - бренды нашей малой родины, по такому принципу. Эти бренды нужно находить и раскручивать. Ведь Баргузинская долина - одно из немногих мест этнической Бурятии, которая отличается столь уникальным природным разнообразием. Это бесценный потенциал, который просто нужно раскрыть.
… Из Дырена вышло много именитых учёных, деятелей культуры и искусства, образования и здравоохранения, сельского хозяйства и других сфер материального производства, чьи имена входят в золотой фонд Бурятии. И большинство из старшего поколения - ягдыкцы! Если перечислить их - понадобятся несколько листов…
На снимке: река Улгана в районе Ягдыка. Вид на Баргузинский хребет и соседнее село Улюнхан. Фото Вячеслава Резунова.
(Работа выполнена по заказу Улюнханской средней общеобразовательной школы).
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
Дыренский сомонный Совет («бурятский») и Дыренский туземный Совет («эвенкийский») в 1943 году объединились и был образован один Дыренский сомонный Совет (с центром в ул. Ягдык) Баргузинского аймака.
В 1944 году в результате разукрупнения из состава Баргузинского аймака выделен Курумканский аймак (с центром в с. Курумкан), куда был отнесён Дыренский сомонный Совет.
В 1951 году центр из ул. Ягдык перенесён в ул. Алла в результате укрупнения двух хозяйств - колхоз им. Сталина и колхоз им. Ленина были объединены в один колхоз им. Ленина.
Мои родители с тремя детьми и со мной в утробе матери, жившие все годы в ул. Ягдык, в 1951 году переехали на новую работу и постоянное место жительства - в ул. Алла. Получается, что мне приходится считать «малой родиной» (ха!) c одной стороны - ул. Ягдык, и ул. Алла - с другой…
В 1976 году бывшее отделение совхоза «Дыренский» отделилось и был создан совхоз «Улюнханский» с центром в селе Улюнхан. В 1977 году образован Улюнханский сомонный Совет.
… «Ягдык - улус в Курумканском районе. Расположен на правом берегу реки Улгана, в 2,5 км к северу от места её впадения в Баргузин, в 2 километрах к югу от центра сельского поселения, улуса Улюнхан, на Баргузинском тракте» (из Википедии).
Мне трудно описать жизнь в Ягдыке, нежели в Алле, где прошли годы моего детства, отрочества и юности.
По воспоминаниям Жигжидмы (Январины) Батуевны Мунгуновой (1937-2021), уроженки этого улуса, ветерана педагогического труда, в Ягдыке была одна длиннющая улица протяжённостью где-то в 1,5 км (с востока - в западном направлении). Все основные объекты «социальной инфраструктуры» располагались в центральной части населённого пункта. Это контора колхоза, сельсовет, магазин, заготпункт, чуть дальше - больница и школа.
В юго-западной части улуса Ягдык располагалась колхозная конюшня, коневодом являлся Ларионов Иван Прокопьевич (1915-1996).
Январина Батуевна замечала имущественное и социальное расслоение народонаселения в деревне того периода. «Бедняки», влачившие скудноватое существование на мизерных по размеру участках земли и имеющие маленькие неблагоустроенные домики, жили в основном на восточной стороне поселения, ближе к реке Улгана. А «начальство» и зажиточные сельчане с прилично обставленными домами - в середине населённого пункта. Она перечисляла фамилии этих земляков (хорошая память!), мы же по некоторым этическим соображениям не будем делать этого (на весь народ, с открытым забралом, как говорится).
… Ягдык в годы Великой Отечественной войны.
Владимир Цыдыпович Баторов (1932-2017), известный наш земляк, рассказывал, что в центре ул. Ягдык на уличном столбе висел репродуктор (радио-динамик). 22 июня 1941 года с тревожным сообщением о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз прискакала на лошади с Тазов - в Ягдык местная колхозница Дынсема Дашиева. В местности Тазы располагалась метеостанция «Тасса». И само собое разумеется, связь метеостанции с головным учреждением осуществлялась на определённых частотах и вот в то утро поступила такая плохая весть. И срочно передавали в Ягдыке по репродуктору это сообщение.
В первые же недели с начала войны десятки наших земляков были призваны в Красную Армию. Некоторые совсем молодые ребята добровольно записались на фронт. Рассказывали, что правление колхоза напоминало в те дни «штаб чапаевской дивизии», там стоял махорочный дым коромыслом, как в курилке, несмотря на распахнутые окна; было полно народу.
… Парни из Улюнхана и Ягдыка перед отправкой на СВО проводят в наше время «обряд Цетар, hэтэр по-баргузински», три раза обходят на лошадях буддийскую ступу (блогер Софья Ухинова на паблике «Баргузинская долина»).
Что такое Цетар? И я нашёл в Инете инфо: «Цетар в тибетском буддизме - обряд дарования жизни живым существам. Цетар - в переводе означает «выкуп, спасение жизни». Этот обряд направлен на благое действие - спасение живых существ, находящихся в ситуации прямой угрозы погибнуть; кто пребывает в ситуации беззащитности, возможно, без прямой угрозы гибели, но нуждающийся в помощи» (сайт: www.dazan.spb.ru).
В годы войны 1941-1945 гг., к сожалению, возле с. Ягдык не было буддийской ступы. «Из маленького улуса Ягдык Курумканского района на фронт было призвано 236 человек. Невосполнимы потери в Великой Отечественной войне. Очень много воинов-дыренцев не вернулись с полей сражений, погибли в боях, пропали без вести, умерли от ран в госпиталях» (из школьного реферата).
… Владимир Эрдыниевич Дырчиков (1937-2023), один из уважаемых земляков, вспоминал, что в конце 1940-х годов после окончания Аллинской начальной школы он со сверстниками переезжал в ул. Ягдык, чтобы продолжить обучение в Кучигерской семилетней школе, жил в интернате для бурятских детей (существовал параллельно и интернат для детей эвенков на полном государственном обеспечении).
И вот на что ещё хотел бы обратить внимание.
В Ягдыке, на мой взгляд, своя уникальная баранина - ягдыкская. И она намного вкуснее боргойской. Но не «раскрученная» вовсе (об этом мне приходилось писать ранее).
В Дырене (Алла, Улюнхан, Ягдык, Кучигер) мясо превосходных вкусовых качеств. Но ягдыкская баранина лакомее и смачнее. Хотя село расположено всего в 2-х км от Улюнхана, но баранина там отличается в лучшую сторону...
Именно так, на наш взгляд, следовало бы развивать, например - бренды нашей малой родины, по такому принципу. Эти бренды нужно находить и раскручивать. Ведь Баргузинская долина - одно из немногих мест этнической Бурятии, которая отличается столь уникальным природным разнообразием. Это бесценный потенциал, который просто нужно раскрыть.
… Из Дырена вышло много именитых учёных, деятелей культуры и искусства, образования и здравоохранения, сельского хозяйства и других сфер материального производства, чьи имена входят в золотой фонд Бурятии. И большинство из старшего поколения - ягдыкцы! Если перечислить их - понадобятся несколько листов…
На снимке: река Улгана в районе Ягдыка. Вид на Баргузинский хребет и соседнее село Улюнхан. Фото Вячеслава Резунова.
(Работа выполнена по заказу Улюнханской средней общеобразовательной школы).
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
2945