Имеются ли в других поселениях Курумканского района такие водопротоки «почтенного возраста»?
136 лет назад при поддержке Баргузинского тайши Цыдебжаба (Александра) Сахарова в селе Алла была проложена одна из первых оросительных систем в районе.
В последней четверти XIX века в нашем поселении не было водного русла, канавы. И появление оросительной канавы в селе имеет интересную историю.
Да что там село. Скорее, небольшое селение, улус в несколько десятков семей, наверное. Многие из земляков продолжали ведь жить на своих исконных территориях («буусанууд дээрээ»), в непосредственной близости от нынешнего большого села Алла. Местное население занималось скотоводством, охотой и рыбалкой. Хлеб тогда не сеяли.
Помнится по рассказам старожилов - приехал к ним однажды в улус главный Баргузинский тайша вместе с землеустроителями (по их словам: «газар уhанай ноёд»).
Указом высшего должностного лица баргузинских бурят всем селом начали «прорубать» канаву, каждому двору было дано задание - участвовать в протягивании канавы от речки Алла, на участке Исхан, до улуса Алла, протяжённостью в 5 км. Были поставлены вешки. Если в семье не было мужчин, то этот их участок брали на себя другие семьи.
…По рассказу ветерана педагогического труда Альбины Пойдоновны Аюшиевой, из воспоминаний её бабушки Пойдоновой Дулгар Очировны, 1874 года рождения, в миру Хонгордоон, следует, что в развитие нашего села многое сделал тайша Сахар Хамнаев (на самом деле, не он, а его сын Цыдебжаб Сахаров).
В 1888 году принято решение и через год с помощью тайши спроектирована и прорыта канава в сторону улуса Алла. Каждому жителю села давался определённый участок для рытья (межи). Получается, что местное население прорыло канаву.
Родоначальник баргузинских бурят в следующий свой приезд привёз зерно и семена других культур, были распаханы земли на Аллинских Куйтунах («Аллайн Хүнтэй»), стали сеять хлеб, вероятно, и производить картофель, овощи. По словам бабушки Хонгордоон, каждому жителю села давали зерно («тугал туламаар») для посева, всё это находилось под жёстким контролем. В то время все жили отдельно, каждый в своём родовом поместье (буусадаа).
Таким образом, канава от речки, идущей с гор, проложенная нашими предками в тот далёкий год, до сих пор течёт в сторону Аллы. Водное русло, которое служит не одному поколению аллинцев для полива полей, картофеля, огорода, для питьевого рациона скота и употребления воды в быту... Мы так привыкли к нашей большой канаве, экологически чистой и доступной, что не мыслим лето без неё.
Проведение канавы в село имело большое значение прежде всего для народа Дырена, его благосостояния, для подъёма жизненного уровня.
Цыдебжаб Сахаров и его братья Цыванжаб и Цыренжаб были образованными, прогрессивными людьми своего времени. Работали учителями, младший брат Цыренжаб тоже был тайшой. Вместе с Соодой-ламой они соорудили много культовых мест во всей Баргузинской долине.
(В публикации использованы некоторые архивные материалы из школьного реферата учащегося Дыренской средней школы Кирилла Майорова (2017 г.), научный руководитель Бадмаев Замбалан Заятович, учитель труда и технологий).
*****
Помнится, аллинцы в пору юности моей далёкой трудились над очисткой и ремонтом водоотводной канавы весной, в мае месяце. В те годы инициатива провести субботник или воскресник принадлежала руководителю сельсовета.
Эту добрую традицию непременно поддерживали мои земляки. Думается, что она каким-то образом даже объединяла односельчан. От жителей в этом деле зависело очень многое, они близко знали соседей и могли привлечь друг друга к участию в очистке и ремонте Аллинской канавы. Все собирались на субботник или воскресник, знали, что это в первую очередь нужно было им самим.
Дух субботника (воскресника) сближает любой коллектив. Приятно осознавать свою причастность к родному селу, к месту, где живёшь и работаешь. И вообще, все люди призваны сделать нашу землю лучше. Субботник или воскресник - добрая традиция.
Чем больше людей будет участвовать в субботнике или воскреснике, тем выше вероятность, что быстрее зацветёт зелень во дворах деревенских домов и на огородах. После подобных мероприятий люди осознают ценность своего труда (мне, старшекласснику местной школы, также приходилось трудиться вместе с односельчанами; выходили на субботник в те годы до 30-40 человек).
Субботник (воскресник) - это прекрасный способ всем вместе пообщаться в неофициальной обстановке на открытом воздухе в весенний солнечный денёк, ведь порядок должен быть как в человеке, так и вокруг него, поэтому субботники или воскресники просто необходимы!
И как приятно, проведя совместную дружную работу, смотреть на Аллинскую канаву, которая стала полноводной благодаря стараниям наших односельчан...
На снимке: Аллинская канава (фото Эдуарда Онгориева); от избытка воды канава даже разлилась…
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
136 лет назад при поддержке Баргузинского тайши Цыдебжаба (Александра) Сахарова в селе Алла была проложена одна из первых оросительных систем в районе.
В последней четверти XIX века в нашем поселении не было водного русла, канавы. И появление оросительной канавы в селе имеет интересную историю.
Да что там село. Скорее, небольшое селение, улус в несколько десятков семей, наверное. Многие из земляков продолжали ведь жить на своих исконных территориях («буусанууд дээрээ»), в непосредственной близости от нынешнего большого села Алла. Местное население занималось скотоводством, охотой и рыбалкой. Хлеб тогда не сеяли.
Помнится по рассказам старожилов - приехал к ним однажды в улус главный Баргузинский тайша вместе с землеустроителями (по их словам: «газар уhанай ноёд»).
Указом высшего должностного лица баргузинских бурят всем селом начали «прорубать» канаву, каждому двору было дано задание - участвовать в протягивании канавы от речки Алла, на участке Исхан, до улуса Алла, протяжённостью в 5 км. Были поставлены вешки. Если в семье не было мужчин, то этот их участок брали на себя другие семьи.
…По рассказу ветерана педагогического труда Альбины Пойдоновны Аюшиевой, из воспоминаний её бабушки Пойдоновой Дулгар Очировны, 1874 года рождения, в миру Хонгордоон, следует, что в развитие нашего села многое сделал тайша Сахар Хамнаев (на самом деле, не он, а его сын Цыдебжаб Сахаров).
В 1888 году принято решение и через год с помощью тайши спроектирована и прорыта канава в сторону улуса Алла. Каждому жителю села давался определённый участок для рытья (межи). Получается, что местное население прорыло канаву.
Родоначальник баргузинских бурят в следующий свой приезд привёз зерно и семена других культур, были распаханы земли на Аллинских Куйтунах («Аллайн Хүнтэй»), стали сеять хлеб, вероятно, и производить картофель, овощи. По словам бабушки Хонгордоон, каждому жителю села давали зерно («тугал туламаар») для посева, всё это находилось под жёстким контролем. В то время все жили отдельно, каждый в своём родовом поместье (буусадаа).
Таким образом, канава от речки, идущей с гор, проложенная нашими предками в тот далёкий год, до сих пор течёт в сторону Аллы. Водное русло, которое служит не одному поколению аллинцев для полива полей, картофеля, огорода, для питьевого рациона скота и употребления воды в быту... Мы так привыкли к нашей большой канаве, экологически чистой и доступной, что не мыслим лето без неё.
Проведение канавы в село имело большое значение прежде всего для народа Дырена, его благосостояния, для подъёма жизненного уровня.
Цыдебжаб Сахаров и его братья Цыванжаб и Цыренжаб были образованными, прогрессивными людьми своего времени. Работали учителями, младший брат Цыренжаб тоже был тайшой. Вместе с Соодой-ламой они соорудили много культовых мест во всей Баргузинской долине.
(В публикации использованы некоторые архивные материалы из школьного реферата учащегося Дыренской средней школы Кирилла Майорова (2017 г.), научный руководитель Бадмаев Замбалан Заятович, учитель труда и технологий).
*****
Помнится, аллинцы в пору юности моей далёкой трудились над очисткой и ремонтом водоотводной канавы весной, в мае месяце. В те годы инициатива провести субботник или воскресник принадлежала руководителю сельсовета.
Эту добрую традицию непременно поддерживали мои земляки. Думается, что она каким-то образом даже объединяла односельчан. От жителей в этом деле зависело очень многое, они близко знали соседей и могли привлечь друг друга к участию в очистке и ремонте Аллинской канавы. Все собирались на субботник или воскресник, знали, что это в первую очередь нужно было им самим.
Дух субботника (воскресника) сближает любой коллектив. Приятно осознавать свою причастность к родному селу, к месту, где живёшь и работаешь. И вообще, все люди призваны сделать нашу землю лучше. Субботник или воскресник - добрая традиция.
Чем больше людей будет участвовать в субботнике или воскреснике, тем выше вероятность, что быстрее зацветёт зелень во дворах деревенских домов и на огородах. После подобных мероприятий люди осознают ценность своего труда (мне, старшекласснику местной школы, также приходилось трудиться вместе с односельчанами; выходили на субботник в те годы до 30-40 человек).
Субботник (воскресник) - это прекрасный способ всем вместе пообщаться в неофициальной обстановке на открытом воздухе в весенний солнечный денёк, ведь порядок должен быть как в человеке, так и вокруг него, поэтому субботники или воскресники просто необходимы!
И как приятно, проведя совместную дружную работу, смотреть на Аллинскую канаву, которая стала полноводной благодаря стараниям наших односельчан...
На снимке: Аллинская канава (фото Эдуарда Онгориева); от избытка воды канава даже разлилась…
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
2172