Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 84.87 91.96

К 90-летию выдающегося бурятского борца Михаила Ханзанчиновича Максимова.

К 90-летию выдающегося бурятского борца Михаила Ханзанчиновича Максимова.

«Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы!».

В 1960-х годах славился своими результатами наш знаменитый борец в тяжёлом весе Михаил Ханзанчинович Максимов. Он являлся многократным чемпионом Бурятии по классической и вольной борьбе, трёхкратным абсолютным чемпионом по национальной борьбе. Михаил Максимов становился также чемпионом Сибири и Дальнего Востока.

Правда или нет, но рассказывали, что Михаил Максимов приезжал из далёкого северного района в город Улан-Удэ на Сурхарбаан и без никаких предварительных тренировок, разминок приступал к борцовским схваткам на поле и побеждал.

Надо полагать, что тренировался Михаил перед представительными состязаниями, как Аламжи из романа Д-Р. Батожабая «Похищенное счастье», - в деревне у себя переворачивал или таскал на себе тяжёлые брёвна. Рассказывали земляки, ворочал он тяжёлые вьюки или другую клажу, перекидывал через какие-то строения двухпудовые гири.

Богатырь родился в селе Аргада Курумканского района в 1935 году, рос по-соседству и учился в одной школе с будущим президентом Бурятии Леонидом Потаповым. Михаил был высокого роста, атлетического телосложения. Служил на Краснознамённом Тихоокеанском флоте, за четыре года службы избороздил океанские просторы от Чукотки до Кореи. Военную службу освоил на «отлично», имел значки классности. Также стал чемпионом Тихоокеанского флота по вольной и греко-римской борьбе.

«Молодому матросу из далёкой Бурятии не было равных на всём флоте», - подчёркивал член Союза журналистов России Степан Очиров. За спортивные успехи руководство Тихоокеанского флота наградило его специальным ценным призом и Почётной грамотой, подписанной адмиралом флота Горшковым.

Уволившись в запас, молодой человек вернулся в родной Курумканский район и жил, стал работать в Дырене, родине матери. Там же и обзавёлся семьёй.

Супруга Нансалма Намжиловна Тудупова живёт сейчас, кажется, в Курумкане. Дети их: Венедикт, Юрий, Екатерина, Светлана, Раиса, десять внуков.

Брат Владимир Ханзанчинович Максимов вместе с семьёй долгие годы работал животноводом в совхозе «Дыренский». Супруга Данцаранова Елизавета до сих пор живёт с семьёй сына в местности «Сорюры». Бодрая и проворная, ей кажется уже под 90 лет, до сих пор помогает ухаживать за живностью на заимке. Дети их: Светлана, Александр, Баир, Жаргал, Дарима, Баярма, Сэсэгма, Михаил.

В отличие от Михаила брат худощавого телосложения, но не было ему равных на родине в «негласных» состязаниях по разбиванию хребтовой кости.

Сестра Екатерина Ханзанчиновна Максимова в молодые годы обладала недюжинной силой, рассказывали, работая продавцом в сельпо улуса Улюнхан, с лёгкостью ворочала она многокилограммовые мешки с сахаром или мукой.

Позже после окончания вуза Е.Х. Зомонова-Максимова работала много лет корректором в редакции газеты «Буряад үнэн». В семье воспитали трёх детей, из них Зомонов Жаргал Михайлович - профессиональный художник-график, член Союза художников России.

Екатерина Ханзанчиновна живёт сейчас в г. Улан-Удэ, с мужем, доктором философских наук, профессором Михаилом Дармаевичем Зомоновым участвует в воспитании внуков и правнуков.

… Михаил Максимов стал «грозой» всех борцов в тяжёлом весе на районных и республиканских Сурхарбаанах и соревнованиях по вольной борьбе. В 1958 году Максимов победил многократного чемпиона Бурятии Пунцука Цыренова, и позже - мастера спорта Мандри Адамова. Слава об огромной физической силе Максимова была такова, что его противники порой не выходили на финальную схватку.

«Пружинистыми шагами и железными захватами он выводил из равновесия тяжеловесов из разных районов Бурятии», - писал о нём заслуженный тренер Российской Федерации Валерий Манзаракшеевич Сыдеев.

… Михаил часто захаживал к нам и называл моего отца - «нагаса». Отец мой гордился им. Мужчина мощностью в «одну лошадиную силу», - любил повторять он. И рассказывал о том, как однажды на охоте Михаил одолел медведя голыми руками. Михаил Максимов на самом деле был чуть ли не профессиональным охотником.

А работа у Максимова была сложная и ответственная - он возглавлял Курумканскую райзаготконтору, куда со всего района привозили тоннами на первичную обработку овечью шерсть, кожсырье, макулатуру. Производство было хлопотное, многопрофильное, требующее чёткой организации. Курумканская райзаготконтора была в числе передовых, её руководитель и работники получали поощрения от вышестоящих органов потребкооперации республики.

Михаила Ханзанчиновича Максимова не стало в 2008 году в возрасте 73 лет, но его дело продолжают многочисленные борцы-вольники с малой родины. Юным моим землякам есть с кого брать пример и в спорте, и в жизни!

*****

Post scriptum:

Николай Сергеев «Ямар омогой байгааб?». - Спасибо за вопрос. По отцу - китайские корни. Очевидно, «чайна» прибыли сюда в 1920-х годах. Тогда граница была открытой. Они стремились попасть в Баунт на золотопромышленные прииски. Однако пожив некоторое время за Икатским хребтом, многие представители Поднебесной в первой половине 1930-х годов решили уйти оттуда, они прибыли в Аргаду Курумканского района.

На новом месте познакомился со своей будущей женой, буряткой, родом из буура һэнгэлдэр…

*****

Ветеран труда, земляк написал также из города на Неве:

«Первый раз я познакомился с Михаилом Максимовым в 1961 году в Улюнхане. Игорь Дондупов повёл меня во двор единственного магазина, где продавцом работал Михаил и сказал: «Очень интересный парень, борец, охотник». Я очень удивился, что парень работает продавцом. Женился, жил рядом с магазином. Часто видел на сельских соревнованиях. Вообще-то и Намсалма Тудупова, и её брат Чимитцырен были хорошими бегунами и лыжниками.

Мне, правда, ни разу не приходилось видеть, чтобы Михаил тренировался. Однажды зимой во дворе Аллинского магазина (тогда он работал заготовителем по Дырену) лицезрел, как он мощно ворочает смерзшиеся между собой коровьи туши (полутуши) и шкуры, готовя их к отправке в райцентр.

В 1965-1967 гг. ездили с ним на соревнования (рук-ли Вандаев Б.Д. и Рабданов Д.Р.). На отдыхе расспрашивали его о соревнованиях на уровне Сибири, РСФСР, СССР.

Рассказывал, что встретились как-то в полуфинале на ковре с Александром Медведем (тогда он был моим кумиром) в Ростове-на-Дону. «Хватает он за шею - отцепиться невозможно, в глазах рябит, а он в это время готовит приём. Схватил охватом грудь - дышать невозможно. Замотал меня как мальчишку».

Мы просто обалдели - силища у Миши через край, а тут Медведь ещё круче. Я ещё больше «заболел» за А. Медведя. Рассказывали известные наши «тяжи» такое же про сибирского борца Ивана Ярыгина (тоже моего кумира).

Я ни разу не видел Михаила «выпимшим» и не слышал. Правда, говорили, что на охоту брал бутыли «побрызгать»…

… Вот такой он был, физически очень сильный, высокого роста и крепкого телосложения…

На снимке: М.Х. Максимов.

Цыренжаб Чойропов.
2623

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica