Вceмиpный дeнь мeтeopoлoгa (World Meteorological Dаy); Дeнь paбoтникoв гидpoмeтeopoлoгичecкoй cлужбы Ρоссийской Федерации - 23 марта 2025 года (два праздника - в один день).
Вот что вдруг пришло в голову? В Тазах Курумканского района работала раньше метеостанция.
На мой запрос «Сейчас как там?», - бывш. главный метеоролог Бурятского центра по гидрометеорологии Ц.Р. Жалсанова* ответила: «Сейчас там нет метеостанции. В 1990-х годах закрыли её из-за недостатка финансирования».
* Цыремжит Жалсанова, 1956 г.р., в 1970-х годах обучалась в Ленинградском государственном гидрометеорологическом институте. Получила, стало быть, классическое профессиональное образование по гидрометеорологии. Проработала Цыремжит Рыгденовна на профессиональной должности в Бурятском гидрометеоцентре до самого выхода на пенсию. От всей души поздравляем заслуженного «погодника» - с профессиональными двумя праздниками!
… Но уж раз такое дело всплыло, конечно же, придётся рассказать о Тазах более развёрнуто.
Тасса (Тазы) - бывший когда-то улус в Курумканском районе Бурятии. Входит ныне в сельское поселение «Улюнхан-эвенкийское». Расположен на левом берегу реки Баргузин, к востоку от центра сельского поселения - с. Улюнхан.
Население, по предыдущей переписи, - 36 человек (по последней значительно меньше - ещё не объявлено). Национальности - эвенки, буряты. Конфессии - шаманисты, буддисты. Языки - эвенкийский, бурятский.
Местность Тазы в переводе с эвенкийского означает «деревянная чашка», находится она за рекой Баргузин, так что людям приходилось переплывать водоём на лодке. Да и сейчас «в ходу» такой способ переправы. Раньше работала паромная переправа, потом соорудили мост (сейчас всего этого, к сожалению, нет).
Помнится, в одном месте до 1960-х годов сохранилось название «Муханайн олом / Муханаев брод». Дело в том что колхозный бригадир, фронтовик, эвенк по национальности Муханай Алексеевич Берельтуев когда-то ездил на красивой белой лошади, запряжённой в кабанку, и нашёл наиболее удобный прямой путь переезда в Тазы через р. Баргузин.
Тазы (Тааса) и примыкающие к этой местности Джирга (Жэргэ), Булухан (Булуухаан), Мунчо (Муншѳѳ), Үмхэй являются самыми северными точками Курумканского района и Баргузинской долины в целом.
Здесь встречаются две горы - Баргузинский и Икатский хребты. «Дальше нет никакой земли», - сказал прибывшему из города и инспектирующему край молодому инструктору обкома партии в 1960-х гг. местный острослов Раднаев Ринчин Аюшиевич (Раднаагай Рэншэн). И как будто всезнающий человек добавил он: «Дырен - это тупик Бурятии». Говорили, что за такие «дерзкие» слова «гида-путеводителя» водили два дня для профилактической беседы по кабинетам совхозной конторы.
Когда-то в эвенкийской деревне Тазы жило довольно много людей. Эвенки приехали cюда в основном из Белых Вод, Читкана, Уро, Суво, Бодона, Душелана, Хабаржана Баргузинского аймака. Они разместились, кроме Тазы (Тасса), в местностях Самахай (Һамаахай), Кынкысер (Хэнхэсэр), Булухан (Булуухаан), Сэим (Һэем), Емхэ, Джирга (Жэргэ), Мунчо (Муншоо), Чальчигир (Шальшагар), Барянхур (Баряанхуур), Ковыли, Умхей, Ендыкек (Ендхээк), Алла, Улюнхан. Поэтому эти места носят эвенкийские названия.
Территория относилась тогда к Баунтовскому району. В декабре 1943 года эвенки вошли в бурятский колхоз им. Ленина Дыренского сомсовета Курумканского района с центром в улусе Ягдык, с тех пор оба народа дружно работают по соседству.
В детстве моя мама Дарима Бубеева играла в Булухане, Тазах, Самахае с эвенкийскими детьми и выучила их язык. Запомнила его на всю жизнь. Я всегда удивлялся, как она смогла выучить совершенно другой слог - язык тунгусо-маньчжурской семьи.
…В Тазах, где были летники овцеводов колхоза/совхоза, я подростком ходил или ездил на коне за отарой овец (помогал в каникулярное время двоюродным сёстрам - чабанам совхоза «Дыренский»). Начинал пасти овец как можно раньше, примерно с 6-ти часов утра, так как в это время не так жарко и меньше вредных насекомых. Продолжался выпас до 11-ти - 12-ти часов дня, после чего делал перерыв до 15-ти часов. В это время отару для отдыха загонял в тень или поближе к речке, а потом уже продолжал пастьбу вплоть до позднего вечера.
В Тазах летом проводили стрижку овец. В специально оборудованном помещении - электростригальном пункте школьники-старшеклассники стригли овец местного хозяйства.
Пресс для овечьей шерсти (машина для прессования и упаковки в кипы немытой шерсти) находился в селе Алла, центральной усадьбе колхоза им. Ленина/совхоза «Дыренский». Оттуда приезжали автомашины для вывоза шерсти.
С ностальгией я смотрел за приезжающими и уезжающими машинами - ведь хотелось домой. Переехал по собственному желанию в другую местность, но тянет всё равно обратно в родной дом. Ведь был ещё маленьким и потому очень скучал по дому, родным и друзьям.
Отправляя меня в такую даль (для меня, разумеется) на всё летнее время, мудрый отец мой, как мне кажется, «преследовал» три цели.
Пусть ребёнок приобретёт навыки крестьянского труда. Мне особенно нравилось седлать и вообще возиться с лошадью.
Во-вторых, каждый день на столе - сагаан эдеэн (белая пища). Помню до сих пор, сёстры мои, как никто другой, умели приготовить курунгу. Это кисломолочный напиток на основе коровьего молока, которое пришло к нам из традиционной бурятской кухни. Получается в результате брожения молока, в которое добавляются дрожжи и закваска.
Шалсама или Цыцык пенящуюся шипучую курунгу в специальной деревянной кадушке перед употреблением ещё раз «сбивали» до образования обильной пены. Потом наливали «крутой» напиток в большую керамическую кружку и добавляли жирное молоко от коровы 6-7-месячной дойки или охлаждённые сливки. Нигде больше не встречал я подобный эликсир здоровья и долголетия! Наливали они мне и вкусный тараг. Это белый густой напиток из овечьего молока.
К началу учебного года сёстры одевали меня со вкусом и во всё красивое (и не только в школьную форму).
… Когда-то в цветущей деревне Тазы располагалась метеостанция «Тасса». Владимир Цыдыпович Баторов рассказывал, что 22 июня 1941 года с тревожным сообщением о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз прискакала на лошади с Тазов - в Ягдык местная колхозница Дынсема Дашиева.
Я не могу сказать - как приходила информация: все сведения передавались по рации или связь осуществлялась на определённых частотах? Но эти сеансы связи проводились по нескольку раз в сутки (как показывают в кино).
Помнится, на рубеже 1950-1960-х годов в Тазах работал ларёк. Продавшицей работала русская девушка Эля, невеста местного тракториста Зорикто Ширеторова.
Мы с одногодками Дамдином Дымбреновым, Толей Елбоновым, Витей Туракиным ходили иногда на рыбалку. В реке ловился хариус и реже ленок, - на червя, короеда и слепня, которых здесь было предостаточно.
Был я однажды участником массового молебна эвенков - местного «обоо», в восточной части улуса Тазы (Зүүн Тассада). И здесь я столкнулся с элементами «первобытной» демократии. Наливали, например, в блюдечках водку всем участникам действа, в том числе и подросткам. И там я впервые в жизни реально увидел другие религиозные (шаманистские) традиции.
Кстати, о шаманизме. Неподалеку от Тазов в местности Джирга (с эвенкийского означает - счастье) жил уникальный в своём роде знаток традиций и обычаев родного этноса, эвенкийский шаман Орочон Степанович Берельтуев. Сейчас он перебрался в город, поближе к внукам. Но в летнее время 92-летний ветеран труда возвращается в родную Джиргу и любит ходить по берегу реки, наблюдая за рыбой, плещущейся в воде.
Орочон Степанович свободно говорит на эвенкийском и знает тайны духовного мира местности. Кстати, относительно недавно он и его жена Мария Иннокентьевна отметили бриллиантовую свадьбу, получили медаль в честь 60-летия совместной жизни. За это время они воспитали 9 детей, которые подарили 20 внуков. Есть у Орочона Степановича и правнуки.
Улус Тазы славится своими природными красотами. Их, к слову сказать, оценили и строители БАМа, проезжавшие по близлежащей трассе «Тазы-Уоян».
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
Вот что вдруг пришло в голову? В Тазах Курумканского района работала раньше метеостанция.
На мой запрос «Сейчас как там?», - бывш. главный метеоролог Бурятского центра по гидрометеорологии Ц.Р. Жалсанова* ответила: «Сейчас там нет метеостанции. В 1990-х годах закрыли её из-за недостатка финансирования».
* Цыремжит Жалсанова, 1956 г.р., в 1970-х годах обучалась в Ленинградском государственном гидрометеорологическом институте. Получила, стало быть, классическое профессиональное образование по гидрометеорологии. Проработала Цыремжит Рыгденовна на профессиональной должности в Бурятском гидрометеоцентре до самого выхода на пенсию. От всей души поздравляем заслуженного «погодника» - с профессиональными двумя праздниками!
… Но уж раз такое дело всплыло, конечно же, придётся рассказать о Тазах более развёрнуто.
Тасса (Тазы) - бывший когда-то улус в Курумканском районе Бурятии. Входит ныне в сельское поселение «Улюнхан-эвенкийское». Расположен на левом берегу реки Баргузин, к востоку от центра сельского поселения - с. Улюнхан.
Население, по предыдущей переписи, - 36 человек (по последней значительно меньше - ещё не объявлено). Национальности - эвенки, буряты. Конфессии - шаманисты, буддисты. Языки - эвенкийский, бурятский.
Местность Тазы в переводе с эвенкийского означает «деревянная чашка», находится она за рекой Баргузин, так что людям приходилось переплывать водоём на лодке. Да и сейчас «в ходу» такой способ переправы. Раньше работала паромная переправа, потом соорудили мост (сейчас всего этого, к сожалению, нет).
Помнится, в одном месте до 1960-х годов сохранилось название «Муханайн олом / Муханаев брод». Дело в том что колхозный бригадир, фронтовик, эвенк по национальности Муханай Алексеевич Берельтуев когда-то ездил на красивой белой лошади, запряжённой в кабанку, и нашёл наиболее удобный прямой путь переезда в Тазы через р. Баргузин.
Тазы (Тааса) и примыкающие к этой местности Джирга (Жэргэ), Булухан (Булуухаан), Мунчо (Муншѳѳ), Үмхэй являются самыми северными точками Курумканского района и Баргузинской долины в целом.
Здесь встречаются две горы - Баргузинский и Икатский хребты. «Дальше нет никакой земли», - сказал прибывшему из города и инспектирующему край молодому инструктору обкома партии в 1960-х гг. местный острослов Раднаев Ринчин Аюшиевич (Раднаагай Рэншэн). И как будто всезнающий человек добавил он: «Дырен - это тупик Бурятии». Говорили, что за такие «дерзкие» слова «гида-путеводителя» водили два дня для профилактической беседы по кабинетам совхозной конторы.
Когда-то в эвенкийской деревне Тазы жило довольно много людей. Эвенки приехали cюда в основном из Белых Вод, Читкана, Уро, Суво, Бодона, Душелана, Хабаржана Баргузинского аймака. Они разместились, кроме Тазы (Тасса), в местностях Самахай (Һамаахай), Кынкысер (Хэнхэсэр), Булухан (Булуухаан), Сэим (Һэем), Емхэ, Джирга (Жэргэ), Мунчо (Муншоо), Чальчигир (Шальшагар), Барянхур (Баряанхуур), Ковыли, Умхей, Ендыкек (Ендхээк), Алла, Улюнхан. Поэтому эти места носят эвенкийские названия.
Территория относилась тогда к Баунтовскому району. В декабре 1943 года эвенки вошли в бурятский колхоз им. Ленина Дыренского сомсовета Курумканского района с центром в улусе Ягдык, с тех пор оба народа дружно работают по соседству.
В детстве моя мама Дарима Бубеева играла в Булухане, Тазах, Самахае с эвенкийскими детьми и выучила их язык. Запомнила его на всю жизнь. Я всегда удивлялся, как она смогла выучить совершенно другой слог - язык тунгусо-маньчжурской семьи.
…В Тазах, где были летники овцеводов колхоза/совхоза, я подростком ходил или ездил на коне за отарой овец (помогал в каникулярное время двоюродным сёстрам - чабанам совхоза «Дыренский»). Начинал пасти овец как можно раньше, примерно с 6-ти часов утра, так как в это время не так жарко и меньше вредных насекомых. Продолжался выпас до 11-ти - 12-ти часов дня, после чего делал перерыв до 15-ти часов. В это время отару для отдыха загонял в тень или поближе к речке, а потом уже продолжал пастьбу вплоть до позднего вечера.
В Тазах летом проводили стрижку овец. В специально оборудованном помещении - электростригальном пункте школьники-старшеклассники стригли овец местного хозяйства.
Пресс для овечьей шерсти (машина для прессования и упаковки в кипы немытой шерсти) находился в селе Алла, центральной усадьбе колхоза им. Ленина/совхоза «Дыренский». Оттуда приезжали автомашины для вывоза шерсти.
С ностальгией я смотрел за приезжающими и уезжающими машинами - ведь хотелось домой. Переехал по собственному желанию в другую местность, но тянет всё равно обратно в родной дом. Ведь был ещё маленьким и потому очень скучал по дому, родным и друзьям.
Отправляя меня в такую даль (для меня, разумеется) на всё летнее время, мудрый отец мой, как мне кажется, «преследовал» три цели.
Пусть ребёнок приобретёт навыки крестьянского труда. Мне особенно нравилось седлать и вообще возиться с лошадью.
Во-вторых, каждый день на столе - сагаан эдеэн (белая пища). Помню до сих пор, сёстры мои, как никто другой, умели приготовить курунгу. Это кисломолочный напиток на основе коровьего молока, которое пришло к нам из традиционной бурятской кухни. Получается в результате брожения молока, в которое добавляются дрожжи и закваска.
Шалсама или Цыцык пенящуюся шипучую курунгу в специальной деревянной кадушке перед употреблением ещё раз «сбивали» до образования обильной пены. Потом наливали «крутой» напиток в большую керамическую кружку и добавляли жирное молоко от коровы 6-7-месячной дойки или охлаждённые сливки. Нигде больше не встречал я подобный эликсир здоровья и долголетия! Наливали они мне и вкусный тараг. Это белый густой напиток из овечьего молока.
К началу учебного года сёстры одевали меня со вкусом и во всё красивое (и не только в школьную форму).
… Когда-то в цветущей деревне Тазы располагалась метеостанция «Тасса». Владимир Цыдыпович Баторов рассказывал, что 22 июня 1941 года с тревожным сообщением о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз прискакала на лошади с Тазов - в Ягдык местная колхозница Дынсема Дашиева.
Я не могу сказать - как приходила информация: все сведения передавались по рации или связь осуществлялась на определённых частотах? Но эти сеансы связи проводились по нескольку раз в сутки (как показывают в кино).
Помнится, на рубеже 1950-1960-х годов в Тазах работал ларёк. Продавшицей работала русская девушка Эля, невеста местного тракториста Зорикто Ширеторова.
Мы с одногодками Дамдином Дымбреновым, Толей Елбоновым, Витей Туракиным ходили иногда на рыбалку. В реке ловился хариус и реже ленок, - на червя, короеда и слепня, которых здесь было предостаточно.
Был я однажды участником массового молебна эвенков - местного «обоо», в восточной части улуса Тазы (Зүүн Тассада). И здесь я столкнулся с элементами «первобытной» демократии. Наливали, например, в блюдечках водку всем участникам действа, в том числе и подросткам. И там я впервые в жизни реально увидел другие религиозные (шаманистские) традиции.
Кстати, о шаманизме. Неподалеку от Тазов в местности Джирга (с эвенкийского означает - счастье) жил уникальный в своём роде знаток традиций и обычаев родного этноса, эвенкийский шаман Орочон Степанович Берельтуев. Сейчас он перебрался в город, поближе к внукам. Но в летнее время 92-летний ветеран труда возвращается в родную Джиргу и любит ходить по берегу реки, наблюдая за рыбой, плещущейся в воде.
Орочон Степанович свободно говорит на эвенкийском и знает тайны духовного мира местности. Кстати, относительно недавно он и его жена Мария Иннокентьевна отметили бриллиантовую свадьбу, получили медаль в честь 60-летия совместной жизни. За это время они воспитали 9 детей, которые подарили 20 внуков. Есть у Орочона Степановича и правнуки.
Улус Тазы славится своими природными красотами. Их, к слову сказать, оценили и строители БАМа, проезжавшие по близлежащей трассе «Тазы-Уоян».
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
1584