Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 84.38 93.16

Сегодня, 17 февраля 2025 года, - памятный день для нашей семьи.

Сегодня, 17 февраля 2025 года, - памятный день для нашей семьи.

Рады были узнавать, где и когда отец получил ранение на фронте (лучше, чем побыть в неведении)…

Отец мой Чойропов Цыдыб Бадмаевич, 1908 г.р., рядовой красноармеец всё это рассказывал на встрече школьников с ветеранами войны где-то в середине 1960-х годов (в беседе тогда участвовал и другой дыренский фронтовик Цыдыб Чирконович Могдоев, защитник Ленинграда). Дома разговора о войне, как помнится, не было.

Хранится в памяти. Десятилетиями перед глазами бывшего солдата стояла трагическая картина тех дней. Из воспоминаний фронтовика: «Кругом взрывались бомбы, свистели трассирующие пули над головой, тряслась и ходила ходуном земля, солдаты падали носом в землю, кого-то ранило, кто-то уже не поднимался больше, и те, у кого прошла мимо пуля или осколок от бомбы, снова вставали и бросались вперёд. Три недели пробыл я на передовой линии под шквалом пуль, под бомбёжкой и артобстрелом, ежеминутно подвергая себя и другой опасности - наткнуться на мину или подвергаться танковой атаке».

Красноармеец-стрелок на всю жизнь запомнил, как три пули автоматной «очереди» прошили верхнюю часть зимней его шапки (это произошло зимой 1942 года в Cмоленской области). Три пули прилетели в лоб, но был иной итог. От смерти кто-то оградил, он верил, что это силы небесные! Пули прошли всего в двух-трёх сантиметрах от его головы. Четвёртой пулей он был ранен в левую руку.

Я давно просматривал архивы, но своего отца в документах не находил. По всей видимости, в начале 1950-х годов он поменял фамилию с Бадмаева на Чойропова.

И вот мой друг-земляк из Санкт-Петербурга, опытный поисковик, написал мне письмо, что Бадмаев Цыдыб Чойропович «в боях под н.п. Дубровка 17 февраля 1942 года получил тяжёлое пулевое ранение левой руки».

Зная, что отец получил увечье зимой 1942 года на территории Смоленской области, начал искать в Интернете информацию о н.п. Дубровка. Оказалось, что это деревня Дубровка Думиничского района Смоленской области, вошедшей чуть позже в состав Калужской области.

У этой деревни в феврале 1942 года шли ожесточённые бои, как, впрочем, и на других участках Западного и Калининского фронтов.

«В деревне Дубровка имеется братская могила. В 1965 году установлен памятник около клуба в честь павших на поле брани красноармейцев. На постаменте высечены имена погибших, видимо потому, что памятник на братской могиле тогда не позволял этого сделать. На братском кладбище у села погребено 805 человек, захоронено дополнительно 262 человека. Итого - 1067 чел.». (Из сборника «Братские могилы и захоронения Думиничского района», 2015 г.).

Фронт не затронул, представьте себе, примыкающую к линии боевых действий г. Иваново, и здесь дислоцировались военные госпитали. Отец был направлен в одну из клиник этого города и 3,5 месяца находился там на излечении. Рассказывал, что хотели ампутировать руку, но он не дал согласия, и, выше всяких похвал военные доктора - восстановление верхней левой конечности после тяжёлого ранения стало возможным.

Вернулся после эвакогоспиталя домой, как инвалид войны, с фиксирующим бандажом для повреждённой руки. Есть фотография конца 1946 года и он там всё ещё с этим фиксатором на левой руке. Позднее уже рука неплохо восстановилась.

С 1965 года повсюду в стране начали открывать монументы, мемориалы и обелиски в память о фронтовиках, погибших в Великой Отечественной войне. Получается, одновременно на малой родине фронтовика (в c. Алла Баргузинского района Бурятской АССР) и в местности, где он воевал и потерял на поле брани многих своих однополчан (в дер. Дубровка Думиничского района Калужской области).

Невозможно предвидеть все повороты судьбы, 9 мая 1965 года, в день 20-летия Победы, мы с отцом пошли на открытие памятника в честь павших на поле брани дыренцев, в родном нашем селе Алла. А ведь могли же быть и плохие мгновения («бурхан хараа»). Меня точно не было бы тогда на этом свете…

… Социально активная землячка Софья Ухинова на паблике «Баргузинская долина/Баргажанай гол» выставила видео под названием «Обряд Цетар, hэтэр по-баргузински». Молодые люди на коне три раза обходят буддийскую ступу.

Что такое Цетар? Отец рассказывал, что в июле 1941 года перед отправкой на фронт он три раза обогнул деревенский дом, сидя верхом на своей рабочей лошади.

Знамо дело, у деревни Ягдык в те годы не было, как сейчас, субургана (буддийской ступы), поэтому приходилось отправляющемуся в дальний путь приверженцу веры трижды двигаться вокруг дома, домашнего очага - по солнечному кругу...

И я нашёл в Инете сведение: «Цетар в тибетском буддизме - обряд дарования жизни живым существам. Этот обряд направлен на благое действие - спасение живых существ, находящихся в ситуации прямой угрозы погибнуть; кто пребывает в ситуации беззащитности, возможно, без прямой угрозы гибели, но нуждающийся в помощи» (на паблике Санкт-Петербургского дацана).

… За ратные дела Цыдып Бадмаевич Чойропов был награждён медалью «За отвагу», орденом Славы 3-й степени. Эти награды считались главными для рядового солдата.

На снимке: из воображений автора, бурят, собирающийся на «цетар» в начале 1940-х годов; три богатыря у субургаана возле села Ягдык Курумканского района (в наше время). Автор: Буянто Цыремпилович.

Цыренжаб Чойропов.
3917

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica