Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 81.14 92.22

Хоть один высокий духовный сан в статусе Пандидо Хамба-ламы имел бы баргузинское происхождение!

Хоть один высокий духовный сан в статусе Пандидо Хамба-ламы имел бы баргузинское происхождение! Ну, это нужно ещё подтвердить.

… Было ранее высказано одно суждение. Так ли это?

Из статьи баунтовского краеведа Цыден-Еши Дамбиевича Мижитова (пос. Багдарин, музей народов Севера Бурятии) неожиданно получил информацию, что XXI Пандидо Хамба-лама Мунхо Цыбиков имел баргузинские корни:

«Витим гараагой нугалаабартань - Усть-Заза гэжэ газарта - баһа нэг хүдэн баргажанай айл үлээ, холын харгы саашаа даахой улад. Тэдээн соонь Мүнхэ Цыбиков гэжэ манай Ивалгайн дасанда Хамба-лама һуугаан хүнэй эхэ эсэгэ хоёриинь байгаа» // Мижитов Ц-Е.Д. Баргажан буряадууд тэндэ байдаг. - «Нютаг хэлэн / Диалекты», № 28. - 30 сентября 2019 г. - С. 7.

Дело в том что пожилые земляки краеведа Ц-Е. Д. Мижитова, имеющего самому баргузинское происхождение, в начале 1990-х годов выезжали из баунтовского бурятского села Монгой - в Улан-Удэ, Иволгинский дацан, со словами: «Надо увидеться с хамба-ламой Мунко Цыбиковым, родители которого были из Баргузинской долины, помолиться и вернуться».

Оппоненты могут возразить, что, мол, высказано персоналистское мнение. Конечно, это мнение, основанное на субъективных представлениях об уникальном человеке, на собственных чувствах, эмоциях. Такое суждение может быть пристрастным, которое невозможно будет как-либо доказать.

Интересовался этим вопросом. Хамба-лама Д.Б. Аюшеев не знает об этом. Нет документальных подтверждений.

Но, с другой стороны, некоторые люди могут и не согласиться: если так говорят, значит, точно оно и есть. Десятки разных людей без оснований подобным образом говорить не станут.

Вопрос, бесспорно, заслуживает дальнейшего изучения.

... Исторический факт, между братьями Суван и Сахар Хамнаевыми, наследниками престола родоначальника баргузинских бурят, возникли какие-то недоразумения-распри, в которые вольно или невольно было вовлечено всё баргузинское население, в дальнейшем разделившееся на два лагеря. Около 1875 г. часть населения под предводительством Сувана Хамнаева - 341 семья - покинула долину Баргузина (проф. Ж. Сажинов). Придерживаясь русла реки Гарги, левого притока реки Баргузин, кочевье перевалило Икатский хребет, спустилось по ту сторону водораздела. Есть предположение, что среди мигрантов были родители будущего главы центрального духовного управления буддистов страны.

Мунхо Цыбиков родился в 1907 году в местности Турхул Витимского сомона на территории нынешнего Еравнинского района. На этом участке как раз обосновались когда-то буряты - выходцы из Баргузинской долины.

В восьмилетнем возрасте мальчик Мунхо был отдан в хувараки Эгитуйского дацана. В юном возрасте ему довелось встретиться с Цанид Хамбо ламой Агваном Доржиевым, который во время своего пребывания в Эгитуйском дацане сказал в отношении Мунхо Цыбикова следующие пророческие слова: «Он будет оказывать большую помощь людям».

Молодой послушник Мунхо Цыбиков терпеливо постигал глубины Учения Будды, изучая буддийские трактаты, тайную тантру, тибетскую медицину, буддийскую философию.

В 1938-м году был репрессирован, сослан на Колыму. Цыбиков провёл в сталинских лагерях целых 20 (двадцать) лет! В лагере пользовался авторитетом как человек с ярко выраженными лидерскими задатками.

Он сумел не только выжить в суровых условиях заполярной тундры, но и спасти десятки людей от верной смерти, успевая в короткие колымские летние дни собирать лекарственные травы для заключённых. Его жизнь полна страданий, но, тем не менее, он сумел не только сохранить веру в Учение Будды, но и укрепить её в своём сердце и в сердцах других людей.

Достойно вынеся выпавшие на долю невзгоды, он сумел увидеть на своём веку и уничтожение дацанов и других святынь, и расстрелы, и лагеря, а после - постепенное возвращение буддизма, начало его возрождения в конце прошлого века.

После освобождения в 1956 году принят штатным ламой в Иволгинский дацан. В 1962-м году был реабилитирован. С 1963 года занимал пост шэрээтэ-ламы Иволгинского дацана. Среди населения и верующих пользовался авторитетом как искусный эмчи-лама.

В 1989-м году избран председателем Центрального духовного управления буддистов СССР и Пандито Хамбо-ламой (1989-1992).

В 1991 году благодаря его активной деятельности священная буддийская реликвия - статуя Зандан Жуу (Сандаловый Будда) - была возвращена в Эгитуйский дацан из Музея истории Бурятии. В бытность его Пандито Хамбо ламой были восстановлены традиции хуралов в дацанах, а также в 1991 году заложены основы для восстановления традиционного монастырского образования, открыта буддийская школа на базе Иволгинского дацана для подготовки священнослужителей.

В 1991 году Бурятию посетил Далай-лама XIV. На фотографиях того года повсюду видны рядом с Его Святейшеством Мунхо Цыбиков, пандидо хамба-лама, и Даши-Нима Гармажапов, ширетуй Иволгинского дацана.

... Хамбо-лама Мунхо Цыбиков ушёл из жизни в 1993-м году. В память о нём в Эгитуйском дацане возведён субурган Намжал Чоден, а также субурган на месте его рождения.

Post scriptum: Сегодня буквально получил ещё одну информацию о том, что мать и родственники по материнской линии («нагасанууд») Мунхо Цыбикова были выходцами из Дырена нынешнего Курумканского района. Об этом в своё время рассказала Галина Хоргановна Бишадаева своей дочери Ольге Дашицыреновне. Галина Хоргановна была верующим человеком и часто ездила в Иволгинский дацан, ходила на приём к Мунхо Цыбикову, в те годы ширетую Иволгинского дацана. И о баргузинских (дыренских) своих корнях сам лама рассказал Г.Х. Бишадаевой.

Будем продолжать поиски, как говорится, истинной картины, полностью соответствующей действительности.

На снимке: XXI Пандидо Хамба-лама Мунко Цыбиков.

Цыренжаб Чойропов, краевед и журналист.

1612

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica