Проект «Шитые лица»
Инициативная группа эвенков Бурятии, вдохновившись культурой своего этноса, решила воплотить в реальность одну из особенностей тунгусского народа. Речь пойдет о эвенкийских татуировках.
Существуют исторические доказательства о том, что эвенки наносили татуировки посредством шитья. У тунгусских племен способ нанесения татуировки был подкожный.
Немного из истории эвенкийских татуировок:
Путешественник Якоб Линденау отмечал, что девушки для украшения татуируют руки. «Делают это следующим образом: берут черный камень, мочат его водой, затем берут иголку, а вместо нитки длинные волосы оленя. Эти волосы красят мокрым камнем в черный цвет. Затем окрашенную нитку продергивают сквозь кожу и вышивают разные фигуры. Татуировать может только вдова или вдовец», - пишет Линденау.
В Архиве Академии Наук СССР хранится рукопись И. Г. Гмелина «Путешествие по Сибири», в ней имеются рисунки на полях, среди которых есть и этнографические. На последних изображена татуировка тунгусского мальчика и якутских девочки и мальчика. При этом И. Г. Гмелин отмечает, что для якутов татуировка не была так характерна, как например, для тунгусов, скорее всего якуты заимствовали ее у тунгусов. Узор татуировки на лице состоит из тонких линий с небольшими ответвлениями. Как следует из книги Академии Наук СССР «Орнамент народов Сибири» 1963г. С.И. Иванова – «Среди упомянутых татуированных узоров илимских эвенков имеется и узор в виде линии, на которой шпоры чередуются трехвильчатыми фигурами (рис. 173,3). Эти вильчатые фигуры имеются и в современном эвенкийском орнаменте, причем не только на изделиях из кости, но также на деревянных и металлических предметах и в вышивке. Трехвильчатые фигуры (иногда на длинной ножке) характерны и для эскимосов, в особенности американских. Современные формы этих фигур в эвенкийском орнаменте на кости представлены чаще всего крестиками, трефами или ромбами (рис. 172, 48-52), но иногда встречается посаженные на полукруги узоры, характерные для XVIII в. (рис. 172, 67)
Опираясь на данный материал, инициаторы проекта «Шитые лица» воспроизвели изображения тату в реальности. В основном были использованы обозначения из материалов И. Г. Гмелина, Я. Линденау, С. И. Иванова. Изображение длинной дуги с трехвильчатыми фигурами обозначает оленьи рога и тропы. Фигура в виде квадрата с кружком имеет обозначение колотушек для бубна, а некоторые фигуры изображают деревянные идолы родовых предков - мугды.
Учитывая тот факт, что материала по технике изображения татуировок очень мало, были использованы труды С.И. Иванова по орнаментам народов Севера.
Участие в проекте приняли: Вачеланов Руслан - род Тэпкэгир,
Баханова Дарья - род Чонголир,
Цыдыпова Елена - Чонголир,
Дашиева Ольга - род Тэпкэгир,
Имеева Ольга - род Мурдочер.
Центр эвенкийской культуры «Арун» Бурятия предоставил необходимый материал: шкуры, бубен, лук и т.д.
Макияж, нанесение рисунка - студия красоты "Lara_beauty_uu"
Фотограф - Зорик Дарбаков.
Инициативная группа эвенков Бурятии, вдохновившись культурой своего этноса, решила воплотить в реальность одну из особенностей тунгусского народа. Речь пойдет о эвенкийских татуировках.
Существуют исторические доказательства о том, что эвенки наносили татуировки посредством шитья. У тунгусских племен способ нанесения татуировки был подкожный.
Немного из истории эвенкийских татуировок:
Путешественник Якоб Линденау отмечал, что девушки для украшения татуируют руки. «Делают это следующим образом: берут черный камень, мочат его водой, затем берут иголку, а вместо нитки длинные волосы оленя. Эти волосы красят мокрым камнем в черный цвет. Затем окрашенную нитку продергивают сквозь кожу и вышивают разные фигуры. Татуировать может только вдова или вдовец», - пишет Линденау.
В Архиве Академии Наук СССР хранится рукопись И. Г. Гмелина «Путешествие по Сибири», в ней имеются рисунки на полях, среди которых есть и этнографические. На последних изображена татуировка тунгусского мальчика и якутских девочки и мальчика. При этом И. Г. Гмелин отмечает, что для якутов татуировка не была так характерна, как например, для тунгусов, скорее всего якуты заимствовали ее у тунгусов. Узор татуировки на лице состоит из тонких линий с небольшими ответвлениями. Как следует из книги Академии Наук СССР «Орнамент народов Сибири» 1963г. С.И. Иванова – «Среди упомянутых татуированных узоров илимских эвенков имеется и узор в виде линии, на которой шпоры чередуются трехвильчатыми фигурами (рис. 173,3). Эти вильчатые фигуры имеются и в современном эвенкийском орнаменте, причем не только на изделиях из кости, но также на деревянных и металлических предметах и в вышивке. Трехвильчатые фигуры (иногда на длинной ножке) характерны и для эскимосов, в особенности американских. Современные формы этих фигур в эвенкийском орнаменте на кости представлены чаще всего крестиками, трефами или ромбами (рис. 172, 48-52), но иногда встречается посаженные на полукруги узоры, характерные для XVIII в. (рис. 172, 67)
Опираясь на данный материал, инициаторы проекта «Шитые лица» воспроизвели изображения тату в реальности. В основном были использованы обозначения из материалов И. Г. Гмелина, Я. Линденау, С. И. Иванова. Изображение длинной дуги с трехвильчатыми фигурами обозначает оленьи рога и тропы. Фигура в виде квадрата с кружком имеет обозначение колотушек для бубна, а некоторые фигуры изображают деревянные идолы родовых предков - мугды.
Учитывая тот факт, что материала по технике изображения татуировок очень мало, были использованы труды С.И. Иванова по орнаментам народов Севера.
Участие в проекте приняли: Вачеланов Руслан - род Тэпкэгир,
Баханова Дарья - род Чонголир,
Цыдыпова Елена - Чонголир,
Дашиева Ольга - род Тэпкэгир,
Имеева Ольга - род Мурдочер.
Центр эвенкийской культуры «Арун» Бурятия предоставил необходимый материал: шкуры, бубен, лук и т.д.
Макияж, нанесение рисунка - студия красоты "Lara_beauty_uu"
Фотограф - Зорик Дарбаков.
2011