К 260-летию института Пандито Хамбо-лам в России и открытию памятника Екатерине II и Первому Пандито Хамбо-ламе Дамба-Даржа Заяеву.
О Даши-Ниме Гармажапове - ширетуе Иволгинского дацана (1991-1995 гг.).
55 лет назад, в далёком уже 1969 году, в городе на Неве я познакомился с еравнинским парнем Цыбигмитом (Даши-Нимой) Гармажаповым. Оба абитуриента, приехавшие поступать в Ленинградский университет. Он на восточный факультет, я - на философский. Нас поселили в общежитие ЛГУ на Васильевском острове, ул. Шевченко 25, жили мы вдвоём, помнится, в 100-й комнате на третьем этаже этого здания.
В домашнем альбоме (в родительском доме в деревне) есть фотография двух абитуриентов на берегу Невы у Ростральных колонн. Помнится, на обратной стороне карточки должна быть надпись, если на память:
«Нева мүрэнэй эрьеэр
Нэлеэн бардамаар амилагдаа.
Хоёр эгээлэй буряадуудай
Хубинь саашадаа хайшаа юм ааб?».
… В один момент он потерялся, точно в воду канул (на два дня, кажется). Я уж начал беспокоиться. Появился он на третий день, весь такой … утомившийся и умаявшийся. Оказывается, он пошёл искать буддийский дацан на какой-то чёрной речке.
Потом уже мы получили сведения, что Чёрная речка - это приток Большой Невки, расположенный в Приморском районе города. Недалеко расположено место дуэли Пушкина и Дантеса в 1837 году. Также в 1840 году здесь состоялась дуэль Лермонтова и де Баранта.
… И он шёл пешком все эти дни. До сих пор не знаю - почему пешкодралом? Религиозные убеждения или пересесть без конца с трамвая на трамвай - денег жалко было? Тогда станции метро «Чёрная речка» в городе не было.
Рассказывал, что нашёл наконец-то бурятский дацан (счастлив очень!), но во внутрь не пустили, там расположена какая-то Зоологическая лаборатория. Помолился на улице, с одной из сторон дацана, и провёл обряд поклонения памяти лам-земляков.
Честное слово, тогда я впервые узнал о существовании буддийского дацана на территории северной столицы. Впервые посетил этот храм позже, в первый год учёбы в докторантуре Ленинградского университета.
Даши-Нима не поступил тогда на восточный факультет университета, поехал срочно в Москву, оттуда приехал «на седьмом небе» от счастливого стечения обстоятельств: узнал в каком-то Комитете по религиозным делам, что с будущего года открывается буддийский институт в Улан-Баторе и он записался в число будущих поступающих.
В 1970 году усилиями Пандито Хамбо-ламы ЦДУБ Жамбал-Доржи Гомбоева и Хамбо-ламы Монголии Гомбожава был образован Буддийский институт в монастыре Гандантекченлинг в столице Монголии Улан-Баторе. И в том же году десять молодых ребят из Бурятии стали студентами этого буддийского учебного заведения. Среди них был Цыбигмит (Даши-Нима) Гармажапов.
Вот что о нём рассказал его племянник Доржиев Амгалан Цыденешеевич, ловбон-лама (ширетуй) Маанин дугана Иволгинского дацана.
Гармажапов Цыбигмит (Даши-Нима) Доржиевич родился 8 марта 1946 года в семье Гармажапа Цыбиковича и Цыпилмы Доржиевых. Был старшим сыном. С детства выделялся от других детей любознательностью, настойчивостью. Мечтал стать ламой, что в то время было несбыточной мечтой.
Но всё же в 1970 году в числе 10 молодых людей был отобран и оправлен в Монголию учиться на ламу. Это был первый набор во вновь открывшийся институт «Гандан Тэкчинлин» в Улан-Баторе при монастыре Гандан. После 6 лет обучения успешно закончили 6 человек, среди них Даши-Нима-лама.
После окончания института был отправлен в Агинский дацан, где проработал два года. Тогда же начал изучать тибетскую медицину, перенимать опыт у старых бурятских лам-врачевателей.
В 1991 году Даши-Нима Гармажапов, как один из самых уважаемых лам, Пандито Хамба-ламой был назначен на пост ширетуя-ламы Иволгинского дацана «Гандан Даши Чойнхорлинг», который был тогда единственным в Бурятии. (Шэрээтэ-лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།) - это титул, которого удостаивается настоятель буддийского храма / дацана).
В 1991 году Бурятию посетил Далай-лама XIV. На фотографиях того года повсюду видны рядом с Его Святейшеством Мунхо Цыбиков, Пандидо Хамба-лама, и Даши-Нима Гармажапов, ширетуй Иволгинского дацана.
В том же году по инициативе Мунхо Цыбикова и Даши-Нимы Гармажапова был создан в г. Улан-Удэ буддийский институт для обучения на ламу. Времена менялись, и во вновь открывающихся дацанах нужны были ламы. Были приглашены учителя из Монголии, Китая (Внутренняя Монголия), Индии.
В 1995-1996 годах Д-Н.Д. Гармажапов был направлен руководителем Буддийской Сангхи в Москву. В 1997 году вернулся в Иволгинский дацан и служил здесь вплоть до кончины в 1999 году. Работал эмчи-ламой, лечил людей. Был уважаемым, умелым, опытным эмчи-ламой (врачевателем). Ежедневно принимал страждущих.
Даши-Нима-лама, как один из самых авторитетных и уважаемых лам, неоднократно выдвигался на пост Пандито Хамба-ламы Центрального Духовного Управления Буддистов России.
Неоценим его вклад по возвращению в Эгитуйский дацан святыни Зандан-жуу (Сандаловый Будда или Сандаловый Владыка - скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны…).
… В 2006 году близ с. Сосново-Озёрское был воздвигнут субурган. Он красиво выделяется на фоне леса и священной горы Дархитуй. На его открытии, которое состоялось 10 сентября того года, был устроен настоящий праздник. Субурган назвали «Зугдэр Намжалма», и он был построен в честь уроженца еравнинской земли, бывшего ширетуя-ламы Иволгинского дацана Даши-Нимы Доржиевича Гармажапова.
Главным организатором и идейным вдохновителем благого дела явилась супруга выдающегося ламы Цыремжит Дашинимаевна с детьми. Наиболее активным участникам воздвижения субургана были вручены Благодарственные письма от Буддийской Традиционной Сангхи России.
Содержание статьи сложилось на основе реферативной работы «Субурган Зугдэр Намжалма», выполненной Баторовой Викторией Сандаковной, учителем русского языка и литературы Сосново-Озёрской средней общеобразовательной школы Еравнинского района.
На снимке: Цыбигмит (Даши-Нима) Доржиевич Гармажапов.
Цыренжаб Чойропов.
О Даши-Ниме Гармажапове - ширетуе Иволгинского дацана (1991-1995 гг.).
55 лет назад, в далёком уже 1969 году, в городе на Неве я познакомился с еравнинским парнем Цыбигмитом (Даши-Нимой) Гармажаповым. Оба абитуриента, приехавшие поступать в Ленинградский университет. Он на восточный факультет, я - на философский. Нас поселили в общежитие ЛГУ на Васильевском острове, ул. Шевченко 25, жили мы вдвоём, помнится, в 100-й комнате на третьем этаже этого здания.
В домашнем альбоме (в родительском доме в деревне) есть фотография двух абитуриентов на берегу Невы у Ростральных колонн. Помнится, на обратной стороне карточки должна быть надпись, если на память:
«Нева мүрэнэй эрьеэр
Нэлеэн бардамаар амилагдаа.
Хоёр эгээлэй буряадуудай
Хубинь саашадаа хайшаа юм ааб?».
… В один момент он потерялся, точно в воду канул (на два дня, кажется). Я уж начал беспокоиться. Появился он на третий день, весь такой … утомившийся и умаявшийся. Оказывается, он пошёл искать буддийский дацан на какой-то чёрной речке.
Потом уже мы получили сведения, что Чёрная речка - это приток Большой Невки, расположенный в Приморском районе города. Недалеко расположено место дуэли Пушкина и Дантеса в 1837 году. Также в 1840 году здесь состоялась дуэль Лермонтова и де Баранта.
… И он шёл пешком все эти дни. До сих пор не знаю - почему пешкодралом? Религиозные убеждения или пересесть без конца с трамвая на трамвай - денег жалко было? Тогда станции метро «Чёрная речка» в городе не было.
Рассказывал, что нашёл наконец-то бурятский дацан (счастлив очень!), но во внутрь не пустили, там расположена какая-то Зоологическая лаборатория. Помолился на улице, с одной из сторон дацана, и провёл обряд поклонения памяти лам-земляков.
Честное слово, тогда я впервые узнал о существовании буддийского дацана на территории северной столицы. Впервые посетил этот храм позже, в первый год учёбы в докторантуре Ленинградского университета.
Даши-Нима не поступил тогда на восточный факультет университета, поехал срочно в Москву, оттуда приехал «на седьмом небе» от счастливого стечения обстоятельств: узнал в каком-то Комитете по религиозным делам, что с будущего года открывается буддийский институт в Улан-Баторе и он записался в число будущих поступающих.
В 1970 году усилиями Пандито Хамбо-ламы ЦДУБ Жамбал-Доржи Гомбоева и Хамбо-ламы Монголии Гомбожава был образован Буддийский институт в монастыре Гандантекченлинг в столице Монголии Улан-Баторе. И в том же году десять молодых ребят из Бурятии стали студентами этого буддийского учебного заведения. Среди них был Цыбигмит (Даши-Нима) Гармажапов.
Вот что о нём рассказал его племянник Доржиев Амгалан Цыденешеевич, ловбон-лама (ширетуй) Маанин дугана Иволгинского дацана.
Гармажапов Цыбигмит (Даши-Нима) Доржиевич родился 8 марта 1946 года в семье Гармажапа Цыбиковича и Цыпилмы Доржиевых. Был старшим сыном. С детства выделялся от других детей любознательностью, настойчивостью. Мечтал стать ламой, что в то время было несбыточной мечтой.
Но всё же в 1970 году в числе 10 молодых людей был отобран и оправлен в Монголию учиться на ламу. Это был первый набор во вновь открывшийся институт «Гандан Тэкчинлин» в Улан-Баторе при монастыре Гандан. После 6 лет обучения успешно закончили 6 человек, среди них Даши-Нима-лама.
После окончания института был отправлен в Агинский дацан, где проработал два года. Тогда же начал изучать тибетскую медицину, перенимать опыт у старых бурятских лам-врачевателей.
В 1991 году Даши-Нима Гармажапов, как один из самых уважаемых лам, Пандито Хамба-ламой был назначен на пост ширетуя-ламы Иволгинского дацана «Гандан Даши Чойнхорлинг», который был тогда единственным в Бурятии. (Шэрээтэ-лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།) - это титул, которого удостаивается настоятель буддийского храма / дацана).
В 1991 году Бурятию посетил Далай-лама XIV. На фотографиях того года повсюду видны рядом с Его Святейшеством Мунхо Цыбиков, Пандидо Хамба-лама, и Даши-Нима Гармажапов, ширетуй Иволгинского дацана.
В том же году по инициативе Мунхо Цыбикова и Даши-Нимы Гармажапова был создан в г. Улан-Удэ буддийский институт для обучения на ламу. Времена менялись, и во вновь открывающихся дацанах нужны были ламы. Были приглашены учителя из Монголии, Китая (Внутренняя Монголия), Индии.
В 1995-1996 годах Д-Н.Д. Гармажапов был направлен руководителем Буддийской Сангхи в Москву. В 1997 году вернулся в Иволгинский дацан и служил здесь вплоть до кончины в 1999 году. Работал эмчи-ламой, лечил людей. Был уважаемым, умелым, опытным эмчи-ламой (врачевателем). Ежедневно принимал страждущих.
Даши-Нима-лама, как один из самых авторитетных и уважаемых лам, неоднократно выдвигался на пост Пандито Хамба-ламы Центрального Духовного Управления Буддистов России.
Неоценим его вклад по возвращению в Эгитуйский дацан святыни Зандан-жуу (Сандаловый Будда или Сандаловый Владыка - скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны…).
… В 2006 году близ с. Сосново-Озёрское был воздвигнут субурган. Он красиво выделяется на фоне леса и священной горы Дархитуй. На его открытии, которое состоялось 10 сентября того года, был устроен настоящий праздник. Субурган назвали «Зугдэр Намжалма», и он был построен в честь уроженца еравнинской земли, бывшего ширетуя-ламы Иволгинского дацана Даши-Нимы Доржиевича Гармажапова.
Главным организатором и идейным вдохновителем благого дела явилась супруга выдающегося ламы Цыремжит Дашинимаевна с детьми. Наиболее активным участникам воздвижения субургана были вручены Благодарственные письма от Буддийской Традиционной Сангхи России.
Содержание статьи сложилось на основе реферативной работы «Субурган Зугдэр Намжалма», выполненной Баторовой Викторией Сандаковной, учителем русского языка и литературы Сосново-Озёрской средней общеобразовательной школы Еравнинского района.
На снимке: Цыбигмит (Даши-Нима) Доржиевич Гармажапов.
Цыренжаб Чойропов.
1910