Уголок краеведа.
«Аллайн Хүнтэйн тала
Ая гангаар анхилаа,
Аллайн талын басагадууд
Маймачен мылээр* анхилаа»
(Галсан-Дулма, потомок Базара Пасуева).
* Маймачен - китайское торговое поселение во Внешней Монголии в XIX - начале XX века, близ русско-монгольской границы, т. наз. «Маймачен-Кяхтинский» (нынешний Алтан-Булак).
Разного рода товары возили тогда русские купцы из Поднебесной - в Россию, в т.ч. душистые мыла. Они «доходили», стало быть, и до нашей Аллы…
Слова песни прислал мне недавно друг детства.
Интересное поколение было. Общались между собой молодые люди Дырена сходу сочинёнными куплетами (с юморным подтекстом всегда). Буриме, кажется, называется. Это своеобразная литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.
Галсан-Дулма - внучка дыренского богача и предпринимателя, купца 1-й гильдии Базара Пасуева; после волостной реформы на территории Сибири в начале ХХ века он был избран на должность старосты Подхребетного булучного общества Баргузинской инородческой волости (нынешний Дырен).
Агван Доржиев, бурятский буддийский лама, приезжая в Баргузинскую долину, всегда останавливался у Базара Пасуевича, поправлял своё здоровье на Аллинских источниках. Рассказывают, что имя Галсан-Дулме, внучке Базара (дочери его старшего сына Ринчина), дал именно Агван Доржиев, она родилась в дни, когда высокий духовный иерарх гостил в Дырене (из книги Даши Сандибаевича Аюшиева «Шубтэхэй Шоно и его потомки»).
На снимке: душистые мыла с тонким ароматом популярны были и в 20 годы ХХ века, и в теперешнее время…
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
«Аллайн Хүнтэйн тала
Ая гангаар анхилаа,
Аллайн талын басагадууд
Маймачен мылээр* анхилаа»
(Галсан-Дулма, потомок Базара Пасуева).
* Маймачен - китайское торговое поселение во Внешней Монголии в XIX - начале XX века, близ русско-монгольской границы, т. наз. «Маймачен-Кяхтинский» (нынешний Алтан-Булак).
Разного рода товары возили тогда русские купцы из Поднебесной - в Россию, в т.ч. душистые мыла. Они «доходили», стало быть, и до нашей Аллы…
Слова песни прислал мне недавно друг детства.
Интересное поколение было. Общались между собой молодые люди Дырена сходу сочинёнными куплетами (с юморным подтекстом всегда). Буриме, кажется, называется. Это своеобразная литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.
Галсан-Дулма - внучка дыренского богача и предпринимателя, купца 1-й гильдии Базара Пасуева; после волостной реформы на территории Сибири в начале ХХ века он был избран на должность старосты Подхребетного булучного общества Баргузинской инородческой волости (нынешний Дырен).
Агван Доржиев, бурятский буддийский лама, приезжая в Баргузинскую долину, всегда останавливался у Базара Пасуевича, поправлял своё здоровье на Аллинских источниках. Рассказывают, что имя Галсан-Дулме, внучке Базара (дочери его старшего сына Ринчина), дал именно Агван Доржиев, она родилась в дни, когда высокий духовный иерарх гостил в Дырене (из книги Даши Сандибаевича Аюшиева «Шубтэхэй Шоно и его потомки»).
На снимке: душистые мыла с тонким ароматом популярны были и в 20 годы ХХ века, и в теперешнее время…
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
1774