Эмчи лама Дана Ангабаевич Аханаев
Дана Ангабаевич Аханаев родился в многодетной семье четвёртым ребёнком у кузнеца Ангабая Дугаровича Аханаева и его жены Долгор, в местности Арбун ныне Барагханского сомона. Всего в семье было 8 детей - 2 сына и 6 дочерей: Сэнгэ, Дана, Дулма (Сэмбуу), Дари, Санжидма (hаха), Тэпхээн, Буубэй, Дэжидма. Дэжидма, самая младшая из детей, родилась в 1896 году, скончалась в 1999 году, прожив 103 года. Она говорила, что это брат Дана благословил её на такую долгую жизнь.
По воспоминаниям родных, Дана лама отличался скромностью, уважительным отношением к людям, был неприхотлив в быту. Получил буддийское духовное образование в Анинском дацане, где и защитился на философскую докторскую степень – гэбшэ, и стал ламой. На родине обучался тибетской медицине. Определял болезнь по пульсу, делал кровопускание. Он сам собирал травы, коренья и другое сырьё, из которых изготавливал лекарства. По словам племянников, детей сестры Дэжидмы Ангабаевны – Санжидмы Зугдуровны, Мэдэгмы Зугдуровны, Буды Зугдуровича - процесс изготовления лекарств был долгим и трудным. Они нередко помогали ему в заготовке лекарственного сырья. Каждый вид собирали в строго определённое время, иногда даже зимой, всё сырьё нужно было сушить, сортировать, толочь и т.д.
Со всей долины люди шли к эмчи ламе Дане Аханаеву за помощью, и всем он помогал излечиться от недугов, вселял в них надежду на выздоровление. Люди были очень благодарны ему за лечение.
В первой половине ХХ века в местности Арбун по инициативе Даны ламы был построен молельный дом – Мунхан. Это единственное культовое сооружение в Баргузинской долине, которое не было разрушено в годы гонений на религию и сохранившееся до наших дней. Есть предание, что Соодой лама предсказал ему о строительстве Мунхана на родине, для этого ему будет особый знак. Когда Дана лама и арбунцы увидели Белого Старца (Сагаан убгэн по- бур.), одетого в белую одежду (сагаан тэрлиг), тогда посчитали, что пророчество сбылось, и настало время для строительства. Место избрали там же, где видели Белого Старца. Строительство велось силами и на средства эмчи ламы Даны Аханаева, строителей Буды Цыбикова, Буды Пиртанова и других местных жителей. Понадобился кедровый столб для опоры центральной части юрты. Ближайшее нужное дерево нашли в 12 километрах в лесу, в местности Шоронхи за рекой Баргузин. Этот кедровый столб заготовил и нёс на себе пешком все 12 километров силач, богатырь Буда Цыбиков. Когда он переправлялся на лодке через реку, то столб бережно держал на коленях. До сих пор в народе ходят легенды о его недюжинной силе и вере в Будду. Так, например, как вспоминали близкие, он нередко сам впрягался в плуг вместо уставшего вола и пахал землю.
В местности Бошогто, на берегу речки Мургун Дана лама создал своего рода сад из лекарственных трав, цветов, кустарников и т.д. В качестве изгороди посадил ивы. Получился своеобразный ивовый полукруг, внутри которого росли практически все целебные растения Баргузинской долины. Наверняка до половины растений уже росли там, но Дана лама, увидев уникальность местности, близость к своему месту проживания, сумел пересадить и дать прижиться другим нужным растениям. В ивовой изгороди был проём размером с машину. Эта уникальная поляна существовала практически до 2000 года.
Во времена репрессий Дана лама, как и все священнослужители, подвергался постоянной слежке, однако благодаря удивительной чуткости, а также мужеству местных жителей, он всегда уходил от ареста. Ни его самого, ни его Мунхан Советская власть не смогла тронуть.
Во время Великой Отечественной войны, когда арбунцы уходили на фронт, всех их Дана лама благословил. И все они вернулись домой, кроме одного. У него в момент отъезда с телеги упал вещмешок. Дана лама сказал его родственникам, что он, скорее всего, домой не вернётся. И действительно, этот солдат погиб на фронте. В тяжёлое военное время все подношения от верующих Дана лама всегда отдавал в фонд Победы. После войны он продолжил свою неустанную деятельность во благо людей. Как лекарь Дана лама достиг высочайшего уровня, о чём свидетельствуют тысячи благодарных людей. Он расписал свойства и действия 4-х источников на Буксикене. До этого народ знал только свойства и действия одного зобного аршана. Земляки были свидетелями, как он наставлял лам и хувараков в Иволгинском дацане по рецептуре, сбору, свойствам и способам хранения лекарств собственного производства. Несмотря на повсеместные, чудовищно - вопиющие по своей сути запреты, ограничения по количеству, он каким-то образом умудрялся содержать большое поголовье домашнего скота, и никто ни разу не донёс на него властям. Ежегодно мясо и выделанные собственноручно шкуры он увозил в единственный на то время буддийский храм – Иволгинский дацан. Весь доход от приёма и лечения также отдавал в дацан, т.к. не было видно, чтобы он позволял себе какие-нибудь излишества, роскошь. Жил как все в небольшом домике, и всё было на виду. К тому же сохранил в чистоте монашеские обеты, не имел семьи, детей. Соседи всегда удивлялись его необычайной работоспособности и трудолюбию. Не боялся никакой работы, всё делал сам.
После кончины Даны ламы все книги и рецепты, принадлежавшие ему, увезли ламы Иволгинского дацана.
В 2001 году, к 70-летию образования колхоза «Зориг» по инициативе администрации Барагханского сомона был отреставрирован Арбунский Мунхан. Руководил работами Будаев Далай Аймпилович.
Из рассказа Нины Дамбаевны Урбазаевой: «В местности Харгана у моста через реку Аргада стоял старый родительский дом, в котором некоторое время хранились книги и ещё кое-какая религиозная атрибутика Даны ламы. В 2003 году здесь случился пожар. Построенный в непосредственной близости новый дом её брата Баира Дамбаевича сгорел вместе со всеми постройками. Только старый родительский дом «не хотел» гореть. Лишь крыша слегка обгорела. Несколько свидетелей видели это чудо. Позже по совету лам старый дом был разобран и передан в дацан. При разборке все отчётливо слышали звучание буддийской молитвы и звон колокольчика».
При рождении великого лекаря в том месте появляется богатая лекарственными видами растительность. Арбун просто кишел разнообразными цветами, травами, кустами и деревьями. Даже после смерти Даны ламы вплоть до недавнего времени можно было увидеть это богатство, что подтверждают учителя, биологи Барагханской средней школы. При рождении великого ламы рождаются также люди, которые будут сопровождать его по жизни, помогая, оберегая, усиливая различные аспекты его деятельности. Если это лекарь, то он сам должен обладать отменным здоровьем, и среди близких должен быть ещё человек, обладающий огромной физической силой. Таково благословение Будды медицины (Отошо бурхан по- бур.) особо одарённым своим ученикам. Безусловно, Дана Ангабаевич - один из величайших мастеров тибетской медицины, имевший особое покровительство Будды медицины и вечную, благодарную память от земляков.
Составлено со слов: Раднаевой Евгении Михайловны, Аюшеевой Светланы Иннокентьевны, Хоргановой Сэсэгмы Даши-Цыреновны и других.
Шэрээтэ лама Олег Намжилов.
Дана Ангабаевич Аханаев родился в многодетной семье четвёртым ребёнком у кузнеца Ангабая Дугаровича Аханаева и его жены Долгор, в местности Арбун ныне Барагханского сомона. Всего в семье было 8 детей - 2 сына и 6 дочерей: Сэнгэ, Дана, Дулма (Сэмбуу), Дари, Санжидма (hаха), Тэпхээн, Буубэй, Дэжидма. Дэжидма, самая младшая из детей, родилась в 1896 году, скончалась в 1999 году, прожив 103 года. Она говорила, что это брат Дана благословил её на такую долгую жизнь.
По воспоминаниям родных, Дана лама отличался скромностью, уважительным отношением к людям, был неприхотлив в быту. Получил буддийское духовное образование в Анинском дацане, где и защитился на философскую докторскую степень – гэбшэ, и стал ламой. На родине обучался тибетской медицине. Определял болезнь по пульсу, делал кровопускание. Он сам собирал травы, коренья и другое сырьё, из которых изготавливал лекарства. По словам племянников, детей сестры Дэжидмы Ангабаевны – Санжидмы Зугдуровны, Мэдэгмы Зугдуровны, Буды Зугдуровича - процесс изготовления лекарств был долгим и трудным. Они нередко помогали ему в заготовке лекарственного сырья. Каждый вид собирали в строго определённое время, иногда даже зимой, всё сырьё нужно было сушить, сортировать, толочь и т.д.
Со всей долины люди шли к эмчи ламе Дане Аханаеву за помощью, и всем он помогал излечиться от недугов, вселял в них надежду на выздоровление. Люди были очень благодарны ему за лечение.
В первой половине ХХ века в местности Арбун по инициативе Даны ламы был построен молельный дом – Мунхан. Это единственное культовое сооружение в Баргузинской долине, которое не было разрушено в годы гонений на религию и сохранившееся до наших дней. Есть предание, что Соодой лама предсказал ему о строительстве Мунхана на родине, для этого ему будет особый знак. Когда Дана лама и арбунцы увидели Белого Старца (Сагаан убгэн по- бур.), одетого в белую одежду (сагаан тэрлиг), тогда посчитали, что пророчество сбылось, и настало время для строительства. Место избрали там же, где видели Белого Старца. Строительство велось силами и на средства эмчи ламы Даны Аханаева, строителей Буды Цыбикова, Буды Пиртанова и других местных жителей. Понадобился кедровый столб для опоры центральной части юрты. Ближайшее нужное дерево нашли в 12 километрах в лесу, в местности Шоронхи за рекой Баргузин. Этот кедровый столб заготовил и нёс на себе пешком все 12 километров силач, богатырь Буда Цыбиков. Когда он переправлялся на лодке через реку, то столб бережно держал на коленях. До сих пор в народе ходят легенды о его недюжинной силе и вере в Будду. Так, например, как вспоминали близкие, он нередко сам впрягался в плуг вместо уставшего вола и пахал землю.
В местности Бошогто, на берегу речки Мургун Дана лама создал своего рода сад из лекарственных трав, цветов, кустарников и т.д. В качестве изгороди посадил ивы. Получился своеобразный ивовый полукруг, внутри которого росли практически все целебные растения Баргузинской долины. Наверняка до половины растений уже росли там, но Дана лама, увидев уникальность местности, близость к своему месту проживания, сумел пересадить и дать прижиться другим нужным растениям. В ивовой изгороди был проём размером с машину. Эта уникальная поляна существовала практически до 2000 года.
Во времена репрессий Дана лама, как и все священнослужители, подвергался постоянной слежке, однако благодаря удивительной чуткости, а также мужеству местных жителей, он всегда уходил от ареста. Ни его самого, ни его Мунхан Советская власть не смогла тронуть.
Во время Великой Отечественной войны, когда арбунцы уходили на фронт, всех их Дана лама благословил. И все они вернулись домой, кроме одного. У него в момент отъезда с телеги упал вещмешок. Дана лама сказал его родственникам, что он, скорее всего, домой не вернётся. И действительно, этот солдат погиб на фронте. В тяжёлое военное время все подношения от верующих Дана лама всегда отдавал в фонд Победы. После войны он продолжил свою неустанную деятельность во благо людей. Как лекарь Дана лама достиг высочайшего уровня, о чём свидетельствуют тысячи благодарных людей. Он расписал свойства и действия 4-х источников на Буксикене. До этого народ знал только свойства и действия одного зобного аршана. Земляки были свидетелями, как он наставлял лам и хувараков в Иволгинском дацане по рецептуре, сбору, свойствам и способам хранения лекарств собственного производства. Несмотря на повсеместные, чудовищно - вопиющие по своей сути запреты, ограничения по количеству, он каким-то образом умудрялся содержать большое поголовье домашнего скота, и никто ни разу не донёс на него властям. Ежегодно мясо и выделанные собственноручно шкуры он увозил в единственный на то время буддийский храм – Иволгинский дацан. Весь доход от приёма и лечения также отдавал в дацан, т.к. не было видно, чтобы он позволял себе какие-нибудь излишества, роскошь. Жил как все в небольшом домике, и всё было на виду. К тому же сохранил в чистоте монашеские обеты, не имел семьи, детей. Соседи всегда удивлялись его необычайной работоспособности и трудолюбию. Не боялся никакой работы, всё делал сам.
После кончины Даны ламы все книги и рецепты, принадлежавшие ему, увезли ламы Иволгинского дацана.
В 2001 году, к 70-летию образования колхоза «Зориг» по инициативе администрации Барагханского сомона был отреставрирован Арбунский Мунхан. Руководил работами Будаев Далай Аймпилович.
Из рассказа Нины Дамбаевны Урбазаевой: «В местности Харгана у моста через реку Аргада стоял старый родительский дом, в котором некоторое время хранились книги и ещё кое-какая религиозная атрибутика Даны ламы. В 2003 году здесь случился пожар. Построенный в непосредственной близости новый дом её брата Баира Дамбаевича сгорел вместе со всеми постройками. Только старый родительский дом «не хотел» гореть. Лишь крыша слегка обгорела. Несколько свидетелей видели это чудо. Позже по совету лам старый дом был разобран и передан в дацан. При разборке все отчётливо слышали звучание буддийской молитвы и звон колокольчика».
При рождении великого лекаря в том месте появляется богатая лекарственными видами растительность. Арбун просто кишел разнообразными цветами, травами, кустами и деревьями. Даже после смерти Даны ламы вплоть до недавнего времени можно было увидеть это богатство, что подтверждают учителя, биологи Барагханской средней школы. При рождении великого ламы рождаются также люди, которые будут сопровождать его по жизни, помогая, оберегая, усиливая различные аспекты его деятельности. Если это лекарь, то он сам должен обладать отменным здоровьем, и среди близких должен быть ещё человек, обладающий огромной физической силой. Таково благословение Будды медицины (Отошо бурхан по- бур.) особо одарённым своим ученикам. Безусловно, Дана Ангабаевич - один из величайших мастеров тибетской медицины, имевший особое покровительство Будды медицины и вечную, благодарную память от земляков.
Составлено со слов: Раднаевой Евгении Михайловны, Аюшеевой Светланы Иннокентьевны, Хоргановой Сэсэгмы Даши-Цыреновны и других.
Шэрээтэ лама Олег Намжилов.
1254