К 90-летию Улан-Удэнского локомотиво-вагоноремонтного завода (ЛВРЗ).
Как я в первый и последний раз оказался в цехах ЛВРЗ ?
Давно хотел попасть на завод, пройтись, посмотреть - как работает «Гигант Бурятии», и вот шанс выпал, Улан-Удэнский локомотиво-вагоноремонтный открыл двери для меня в тот год. Это было, кажется, в начале 1980-х годов.
Шумел, грохотал, гудел завод!
Нам приходилось читать лекции перед «трудящимися» по линии общества «Знание». Удавалось прочитать несколько лекций подряд, до 5-ти и даже до 7-8-ми выступлений - за один день, если направляли в деревню - приходилось «проехаться» быстренько по отарам и фермам. (Общество «Знание» платило тогда приличную сумму. Платили, думаю, примерно по десять рупчиков за одно выступление. Прочитал 20 лекций в одну поездку и 200 руб в кармане. Получали гонорары почтовыми переводами).
… На проходной встретил меня Александр Гомбоевич Лубсанов, заместитель секретаря парткома ЛВРЗ. И полдня сопровождал меня по цехам предприятия (ничего себе - будущий градоначальник и спикер республиканского парламента!).
Я был молодым кандидатом наук, очевидно, во властных «структурах» города и республики всё ещё оставалось уважительное отношение к людям с учёными степенями и званиями, несмотря на известное высказывание Даши-Рабдана Батожабая.
Вначале подумалось: было бы неплохо устроить небольшую экскурсию по заводу (хотя таковое возможно ли было по «инструкции»?). А.Г. Лубсанов сам предложил мне такой «тур» по нескольким цехам локомотиво-вагоноремонтного.
Всё началось с вводного инструктажа по технике безопасности, нам раздали белую каску. Cкажу сразу, экскурсия мне понравилась.
Потом прочитал лекции в трёх разных цехах завода. Тему мне давали в правлении общества «Знание», кажется, она называлась «Достижения в странах мировой системы социализма». Мне же пришлось переиначить тему на другое - «Противоречия социализма как общественного строя» («в строительстве социализма встречаются трудности и противоречия», - мягко говоря…). Что очень понравилось слушателям и, кажется, самому члену парткома рабочего коллектива...
Такие темы не полагались предлагать вниманию «рядовых советских граждан».
Я в тот год находился в Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук (г. Ленинград) и нам тогда прочитали курс лекций на подобную тему. Вообще в этом учебном заведении читали лекции, отличающиеся от официальных и официозных учебных занятий...
…Александр Гомбоевич Лубсанов, джидинский парень, проработал на заводе 26 лет. Когда-то писал статью о нём на родном его диалекте (Джидаас). Вот некоторые выдержки из этой публикации:
«… Са́шагийн эх эцэг ЛВРЗ-д хүдэлж байсан. Аавнь Кагановичийн бригадын плотнигаас - цехэй диспетчер хүртэл үйлдвэрт ажиллаж байгаа. Мөн ээжнь заводто краны оператораар ажиллаж байсан. Тэнд тэр ирээдүйн нөхөртэйгөө танилцсан.
Александр Лубсанов аавынхаа мөрөөр дагаж, Улаан-Үдын ПВЗ-д ажиллахаар явжээ. 1960 онд Улаан-Үд хотын Төмөр замын техникум төгссөн.
Залуу хүвүүн слесариар ажлаа эхэлж, дараань мастер, ахлах мастер, вагон суглуулбарийн цехэй дарга болжээ. Ингээд заводой директорай орлогчын албан тушаалд хүрлээ…».
*****
В пореформенное время Улан-Удэнский локомотиво-вагоноремонтный завод переживал суровое испытание. Оптимизация производства, попытка внедрить новые технологии привели к сокращению рабочих мест. Всё это вызвало некоторый ажиотаж в СМИ.
Однако многие наши земляки выразили надежду тогда на лучшее и веру в то, что первое в Бурятии промышленное предприятие сможет вернуть себе былую мощь. «Старожилы» вспоминали: в те времена, когда на ЛВРЗ работали до 20 тысяч человек, завод не только ремонтировал локомотивы и вагоны, но и успешно решал крупные социальные вопросы: строил многоквартирные дома и другие объекты соцкультбыта.
И вот накануне 90-летия, на предприятии стартовала масштабная программа модернизации производства. Коллектив завода начал осваивать выпуск новой продукции, перешёл на изготовление тех деталей, которые раньше закупались в других регионах страны…
Позвольте поздравить коллектив завода со славным юбилеем! Конечно же, нужно вспомнить и поблагодарить ветеранов завода, тех кто стоял у истоков его становления и все свои силы, знания и опыт - вкладывал в его развитие…
На снимке: локомотив «Серго Орджоникидзе» - один из самых первых паровозов улан-удэнского выпуска, единственный уцелевший экземпляр; сейчас паровоз стоит возле проходной ЛВРЗ на вечной стоянке; А.Г. Лубсанов - извecтный пoлитичecкий и государственный дeятeль Бypятии, проработавший первую половину трудовой деятельности на ЛВРЗ.
Ц.Ц. Чойропов, доктор социологических наук, профессор, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
Как я в первый и последний раз оказался в цехах ЛВРЗ ?

Давно хотел попасть на завод, пройтись, посмотреть - как работает «Гигант Бурятии», и вот шанс выпал, Улан-Удэнский локомотиво-вагоноремонтный открыл двери для меня в тот год. Это было, кажется, в начале 1980-х годов.
Шумел, грохотал, гудел завод!
Нам приходилось читать лекции перед «трудящимися» по линии общества «Знание». Удавалось прочитать несколько лекций подряд, до 5-ти и даже до 7-8-ми выступлений - за один день, если направляли в деревню - приходилось «проехаться» быстренько по отарам и фермам. (Общество «Знание» платило тогда приличную сумму. Платили, думаю, примерно по десять рупчиков за одно выступление. Прочитал 20 лекций в одну поездку и 200 руб в кармане. Получали гонорары почтовыми переводами).
… На проходной встретил меня Александр Гомбоевич Лубсанов, заместитель секретаря парткома ЛВРЗ. И полдня сопровождал меня по цехам предприятия (ничего себе - будущий градоначальник и спикер республиканского парламента!).
Я был молодым кандидатом наук, очевидно, во властных «структурах» города и республики всё ещё оставалось уважительное отношение к людям с учёными степенями и званиями, несмотря на известное высказывание Даши-Рабдана Батожабая.
Вначале подумалось: было бы неплохо устроить небольшую экскурсию по заводу (хотя таковое возможно ли было по «инструкции»?). А.Г. Лубсанов сам предложил мне такой «тур» по нескольким цехам локомотиво-вагоноремонтного.
Всё началось с вводного инструктажа по технике безопасности, нам раздали белую каску. Cкажу сразу, экскурсия мне понравилась.
Потом прочитал лекции в трёх разных цехах завода. Тему мне давали в правлении общества «Знание», кажется, она называлась «Достижения в странах мировой системы социализма». Мне же пришлось переиначить тему на другое - «Противоречия социализма как общественного строя» («в строительстве социализма встречаются трудности и противоречия», - мягко говоря…). Что очень понравилось слушателям и, кажется, самому члену парткома рабочего коллектива...
Такие темы не полагались предлагать вниманию «рядовых советских граждан».
Я в тот год находился в Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук (г. Ленинград) и нам тогда прочитали курс лекций на подобную тему. Вообще в этом учебном заведении читали лекции, отличающиеся от официальных и официозных учебных занятий...
…Александр Гомбоевич Лубсанов, джидинский парень, проработал на заводе 26 лет. Когда-то писал статью о нём на родном его диалекте (Джидаас). Вот некоторые выдержки из этой публикации:
«… Са́шагийн эх эцэг ЛВРЗ-д хүдэлж байсан. Аавнь Кагановичийн бригадын плотнигаас - цехэй диспетчер хүртэл үйлдвэрт ажиллаж байгаа. Мөн ээжнь заводто краны оператораар ажиллаж байсан. Тэнд тэр ирээдүйн нөхөртэйгөө танилцсан.
Александр Лубсанов аавынхаа мөрөөр дагаж, Улаан-Үдын ПВЗ-д ажиллахаар явжээ. 1960 онд Улаан-Үд хотын Төмөр замын техникум төгссөн.
Залуу хүвүүн слесариар ажлаа эхэлж, дараань мастер, ахлах мастер, вагон суглуулбарийн цехэй дарга болжээ. Ингээд заводой директорай орлогчын албан тушаалд хүрлээ…».
*****
В пореформенное время Улан-Удэнский локомотиво-вагоноремонтный завод переживал суровое испытание. Оптимизация производства, попытка внедрить новые технологии привели к сокращению рабочих мест. Всё это вызвало некоторый ажиотаж в СМИ.
Однако многие наши земляки выразили надежду тогда на лучшее и веру в то, что первое в Бурятии промышленное предприятие сможет вернуть себе былую мощь. «Старожилы» вспоминали: в те времена, когда на ЛВРЗ работали до 20 тысяч человек, завод не только ремонтировал локомотивы и вагоны, но и успешно решал крупные социальные вопросы: строил многоквартирные дома и другие объекты соцкультбыта.
И вот накануне 90-летия, на предприятии стартовала масштабная программа модернизации производства. Коллектив завода начал осваивать выпуск новой продукции, перешёл на изготовление тех деталей, которые раньше закупались в других регионах страны…
Позвольте поздравить коллектив завода со славным юбилеем! Конечно же, нужно вспомнить и поблагодарить ветеранов завода, тех кто стоял у истоков его становления и все свои силы, знания и опыт - вкладывал в его развитие…
На снимке: локомотив «Серго Орджоникидзе» - один из самых первых паровозов улан-удэнского выпуска, единственный уцелевший экземпляр; сейчас паровоз стоит возле проходной ЛВРЗ на вечной стоянке; А.Г. Лубсанов - извecтный пoлитичecкий и государственный дeятeль Бypятии, проработавший первую половину трудовой деятельности на ЛВРЗ.
Ц.Ц. Чойропов, доктор социологических наук, профессор, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
1970