Тина Канделаки рассказала о смысле слова «Нютаг».
Напомним, известная российская журналистка, телеведущая, продюсер и общественный деятель является автором курса «Дизайнер общения».
В рамках этого курса Тина Канделаки привела в пример бурятское слово «Нютаг».
«В бурятской культуре есть потрясающее слово «нютаг», - отметила Тина Канделаки. - Оно обозначает место, которое человек ассоциирует с самыми тёплыми воспоминаниями, детскими годами и ощущением беззаботности. Сюда человек стремится приехать сразу после долгой разлуки…».
Трудно не согласиться с суждениями российской журналистки о концепте малой родины («тоонто» - бур.), хотя представляем разные политические взгляды, защищающими разные ценности и принципы…
О чём речь?
Тоонто у бурят считается то место, где жили предки, родители, где родились они. В старину в традиции у бурят было закапывать пуповину в землю на малой родине в чистом месте. Вот именно то место, где закапывалась пуповина, считалось - тоонто. Повзрослевшие дети, приезжая к родителям, приходят к тоонто и набираются энергии, сил.
«…Тоором хара хүрьhэн соо
Тоонто минии булаатай»
(Дондок Улзытуев).
«Аршаан булагай эхиндэ,
Алла хадын хормойдо,
Алла горхоной эрьедэ,
Алла гэжэ нютагта,
Хүнхэр тайгын үбэртэ,
Хүмэг шулуунай забhарта,
Хайр шулуун хүрьhэн соо
Тоонто минии булаатай...»
(Геннадий Ринчино).
*****
И вот интересно - петербургский профессор Асалхан Ользонович Бороноев, умудрённый опытом именитый наш земляк в весьма почтенном возрасте взялся за реализацию грантовой исследовательской темы: «Проблемы малой родины в дискурсе старшего поколения». Он и теперь ещё преподаёт в Санкт-Петербургском университете и радуется, что хоть на старости лет смог заняться не администрированием (преимущественно), а обучением и воспитанием молодого поколения, к чему, естественно, стремился всю сознательную жизнь.
*****
Моя малая Родина - Дырен. Здесь есть чем гордиться и любоваться. Это «брусничный дух, черёмухи дыханье, лилового багульника настой. Я не дышу, а пью благоуханье моей земли, равнинной и лесной. Прими, Дырен, сыновнее спасибо, святой водой Аршана угости, чтоб я обрёл невиданную силу для дальнего нелёгкого пути». Я вспомнил звонкий и переливчатый голос местного нашего певца, когда он пел и немного переиначил слова в тексте стихотворения поэта Дамбы Жалсараева, лёгшего позже в основу «Гимна Бурятии». Как говорится, «один-в-один» или «точь-в-точь»! Стихотворение прекрасное и как-будто списано с натуры около нашего Аллинского аршана.
Дырен… Это абстрактное название моей «девственно-прекрасной земли» (Элбек-Доржи Ринчино), на самом деле нет конкретного поселения с таким наименованием. Эта земля объединила в себе несколько десятков населённых пунктов - больших и малых («нуга», «буусанууд», или хуторки, гурты, заимки и т.д.), каждый из которых имеет своеобразные названия. Мы часто произносим эти слова и не задумываемся, откуда взялись такие чудные наименования. А между тем, у каждого из них своя история. Мне всегда было интересно, что обозначают названия тех или иных мест на малой родине. Откуда такое название и т.д.? Мне очень интересно было в молодые годы, к примеру, значение слова «Алла». Выяснилось, что это изначально эвенкийское слово «олло» означает «рыба».
Дырен у нас - местность действительно красивая. Две горы как бы смотрят друг на друга, а посередине, в низине, протекает река Баргузин. На лугах вырастает высокая трава. В сенокосную пору её косят и ставят огромные стога сена, чтобы зимой кормить скотину. К июлю начинает созревать ягода: озёрный и кустарниковый виды смородины, у реки - красная смородина (улаагана), а в бору в конце августа - брусника. Эти ягоды - лакомство для всех: людей, животных, птиц, насекомых. Такими богатствами обладает моя малая Родина …
Я очень горжусь тем, что родился на такой благословенной Земле и получил возможность сердцем прикоснуться к истокам прошлого моей малой родины. Я понял глубокий смысл слов, услышанных когда-то где-то, что «красоту земли можно только сердцем разглядеть», чётко осознал: я хочу, чтобы село моё продолжало жить, чтобы оно радовало живущих в нём людей всё новыми и новыми открытиями. Место, на котором оно расположено, уникально!
На снимке: речка Алла на моей малой родине.
Цыренжаб Чойропов, краевед, член Союза журналистов России.
Напомним, известная российская журналистка, телеведущая, продюсер и общественный деятель является автором курса «Дизайнер общения».
В рамках этого курса Тина Канделаки привела в пример бурятское слово «Нютаг».
«В бурятской культуре есть потрясающее слово «нютаг», - отметила Тина Канделаки. - Оно обозначает место, которое человек ассоциирует с самыми тёплыми воспоминаниями, детскими годами и ощущением беззаботности. Сюда человек стремится приехать сразу после долгой разлуки…».
Трудно не согласиться с суждениями российской журналистки о концепте малой родины («тоонто» - бур.), хотя представляем разные политические взгляды, защищающими разные ценности и принципы…
О чём речь?

Тоонто у бурят считается то место, где жили предки, родители, где родились они. В старину в традиции у бурят было закапывать пуповину в землю на малой родине в чистом месте. Вот именно то место, где закапывалась пуповина, считалось - тоонто. Повзрослевшие дети, приезжая к родителям, приходят к тоонто и набираются энергии, сил.
«…Тоором хара хүрьhэн соо
Тоонто минии булаатай»
(Дондок Улзытуев).
«Аршаан булагай эхиндэ,
Алла хадын хормойдо,
Алла горхоной эрьедэ,
Алла гэжэ нютагта,
Хүнхэр тайгын үбэртэ,
Хүмэг шулуунай забhарта,
Хайр шулуун хүрьhэн соо
Тоонто минии булаатай...»
(Геннадий Ринчино).
*****
И вот интересно - петербургский профессор Асалхан Ользонович Бороноев, умудрённый опытом именитый наш земляк в весьма почтенном возрасте взялся за реализацию грантовой исследовательской темы: «Проблемы малой родины в дискурсе старшего поколения». Он и теперь ещё преподаёт в Санкт-Петербургском университете и радуется, что хоть на старости лет смог заняться не администрированием (преимущественно), а обучением и воспитанием молодого поколения, к чему, естественно, стремился всю сознательную жизнь.
*****
Моя малая Родина - Дырен. Здесь есть чем гордиться и любоваться. Это «брусничный дух, черёмухи дыханье, лилового багульника настой. Я не дышу, а пью благоуханье моей земли, равнинной и лесной. Прими, Дырен, сыновнее спасибо, святой водой Аршана угости, чтоб я обрёл невиданную силу для дальнего нелёгкого пути». Я вспомнил звонкий и переливчатый голос местного нашего певца, когда он пел и немного переиначил слова в тексте стихотворения поэта Дамбы Жалсараева, лёгшего позже в основу «Гимна Бурятии». Как говорится, «один-в-один» или «точь-в-точь»! Стихотворение прекрасное и как-будто списано с натуры около нашего Аллинского аршана.
Дырен… Это абстрактное название моей «девственно-прекрасной земли» (Элбек-Доржи Ринчино), на самом деле нет конкретного поселения с таким наименованием. Эта земля объединила в себе несколько десятков населённых пунктов - больших и малых («нуга», «буусанууд», или хуторки, гурты, заимки и т.д.), каждый из которых имеет своеобразные названия. Мы часто произносим эти слова и не задумываемся, откуда взялись такие чудные наименования. А между тем, у каждого из них своя история. Мне всегда было интересно, что обозначают названия тех или иных мест на малой родине. Откуда такое название и т.д.? Мне очень интересно было в молодые годы, к примеру, значение слова «Алла». Выяснилось, что это изначально эвенкийское слово «олло» означает «рыба».
Дырен у нас - местность действительно красивая. Две горы как бы смотрят друг на друга, а посередине, в низине, протекает река Баргузин. На лугах вырастает высокая трава. В сенокосную пору её косят и ставят огромные стога сена, чтобы зимой кормить скотину. К июлю начинает созревать ягода: озёрный и кустарниковый виды смородины, у реки - красная смородина (улаагана), а в бору в конце августа - брусника. Эти ягоды - лакомство для всех: людей, животных, птиц, насекомых. Такими богатствами обладает моя малая Родина …
Я очень горжусь тем, что родился на такой благословенной Земле и получил возможность сердцем прикоснуться к истокам прошлого моей малой родины. Я понял глубокий смысл слов, услышанных когда-то где-то, что «красоту земли можно только сердцем разглядеть», чётко осознал: я хочу, чтобы село моё продолжало жить, чтобы оно радовало живущих в нём людей всё новыми и новыми открытиями. Место, на котором оно расположено, уникально!
На снимке: речка Алла на моей малой родине.
Цыренжаб Чойропов, краевед, член Союза журналистов России.
2573