«Ровно 100 лет назад наш соотечественник находился на «пике» своего могущества».
Сегодня, 30 мая 2024 года, день рождения Элбек-Доржи Ринчино (1888-1938), выдающегося бурятского революционера, сыгравшего ведущую роль в революции во Внешней Монголии 1921 года и раннем политическом развитии Монгольской Народной Республики.
Известно, что Элбек-Доржи Ринчино был одним из организаторов экспорта революции в Монголию.
Со второй половины 1921 года и по конец 1925-го Элбек-Доржи Ринчино работал в Монголии: участвовал в гражданской войне, организации партии, правительства, армии. Работал в соседней стране в качестве члена Центрального комитета МНРП, члена Президиума народного Правительства и председателя Реввоенсовета Монгольской народно-революционной армии.
Ровно 100 лет назад, в 1924 году, наш соотечественник находился на «пике» своего могущества в Монголии, став практически единоличным правителем, в его руках сосредоточилась вся полнота политической власти в стране.
В 1924 году на знаменитом III съезде Монгольской народно-революционной партии он выступил с основным докладом и обосновал идею о некапиталистическом пути развития страны.
В 1924 году Ринчино являлся одним из авторов первой Конституции Монгольской Народной Республики, принятой первым Великим Народным Хуралом Монголии.
Post scriptum: Сухэ-Батор и Чойбалсан, нареченные позднее как вожди монгольской революции, фактически в начале 1920-х годов выполняли при «красном комиссаре» роль порученцев, т.е. им доставались небольшие и несложные задания, не требующие особых знаний, умений и навыков (по высказыванию на научной конференции в БНЦ СО РАН в начале 1990-х годов японского исследователя истории Монголии, профессора Танаки).
… В 1923-1924 годах между Элбек-Доржи Ринчино и Данзаном, первым секретарём Монгольской народной партии, возникло соперничество, которое достигло апогея на третьем съезде партии в 1924 году.
Данзан стремился сократить число советских советников в Монголии (а там в основном были бурятские деятели), и не признавал теорию некапиталистического пути развития, высказывания о том, что Монголия должна обойти капитализм и перейти непосредственно к социализму.
Солийн Данзан известен ещё и тем, что ранее ему удалось осуществить «чистку» Бодоо, бывшего премьер-министра Монголии, и Сухэ-Батора (но это лишь версии, которые в последующем никак не подтверждались).
Элбек-Доржи Ринчино и Цэрэн-Очирын Дамбадоржу, председателю ЦК МНРП, объединившись, удалось применить тот же «данзановский» метод ликвидации своих идейных оппонентов и противников. На третьем съезде партии Данзан официально был обвинён в представлении буржуазных интересов и ведении бизнеса с китайскими фирмами. В течение одного дня Данзан и несколько его сторонников были арестованы и казнены, вызвав в партии шоковую волну, которая укрепила советское господство в монгольской политике.
… Во время третьего партийного съезда Элбек-Доржи Ринчино высказал своё мнение о расширении Монголии, заявив, по-существу, об объединении в перспективе всех монгольских рас. Он сказал, что «миллионы нашей расы, «внутренних» монголов, стонут под гнётом Китая» (имея в виду Внутреннюю Монголию). Позже во время Первого Великого хурала в ноябре 1924 года он заявил, что «Мы должны быть культурным центром для наших рас, мы должны привлечь к себе внутренних монголов, монголов-барга и т.д...».
Тогда же Элбек-Доржи Ринчино выдвинул «всемонгольскую национальную идею», отметив, что со временем Монголия должна аннексировать Бурятию, а затем сосредоточиться на завоевании Тибета, создании буддийского монголо-тибетского государства…
Э-Д. Ринчино был весьма образованным человеком. После учёбы в Томске шесть лет проучился на юридическом факультете Петроградского университета. В 1927-1937 годы занимался научно-педагогической работой в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве. С ноября 1934 года - профессор политэкономии на кафедре КУТВ.
19 июля 1937 года по обвинению «в пропаганде пан-монголизма» арестован в Москве. 4 июня 1938 года приговорён к высшей мере наказания - расстрелу. 10 июня 1938 года приговор приведён в исполнение. В 1957 году Э-Д. Ринчино был реабилитирован.
… В соцсетях появлялись публикации оппонентов (монгольских, прежде всего) о том, что Элбек-Доржи Ринчино в 1920-х годах повёл страну по «неправильному» пути развития.
Что можно сказать по этому поводу?
Если бы не было работы Элбек-Доржи Ринчино в те годы, то Монголии, как самостоятельного государства, не существовало бы. Она, «Внешняя Монголия», как и «Внутренняя Монголия», находилась бы до сих пор в составе Китая под статутом «Автономный район». Юушье ойлгохогүй зон даа, халаг...
«А Внешняя Монголия или Халха, вскоре попала под сильное влияние СССР, который, собственно, и помог сохранить ей независимость, в том числе, и от Японии» (Из Инета).
На снимке: Элбек-Доржи Ринчино с монгольскими революционерами (справа от него Хатан-Баатар Максаржав, военный министр Монголии; Хорлогийн Чойбалсан, будущий лидер Монголии с 1930-х годов (крайний справа); писарь с ручкой Д. Нацагдорж, будущий основоположник монгольской литературы.)
Ц.Ц. Чойропов, член Союза журналистов России.
Сегодня, 30 мая 2024 года, день рождения Элбек-Доржи Ринчино (1888-1938), выдающегося бурятского революционера, сыгравшего ведущую роль в революции во Внешней Монголии 1921 года и раннем политическом развитии Монгольской Народной Республики.
Известно, что Элбек-Доржи Ринчино был одним из организаторов экспорта революции в Монголию.
Со второй половины 1921 года и по конец 1925-го Элбек-Доржи Ринчино работал в Монголии: участвовал в гражданской войне, организации партии, правительства, армии. Работал в соседней стране в качестве члена Центрального комитета МНРП, члена Президиума народного Правительства и председателя Реввоенсовета Монгольской народно-революционной армии.
Ровно 100 лет назад, в 1924 году, наш соотечественник находился на «пике» своего могущества в Монголии, став практически единоличным правителем, в его руках сосредоточилась вся полнота политической власти в стране.
В 1924 году на знаменитом III съезде Монгольской народно-революционной партии он выступил с основным докладом и обосновал идею о некапиталистическом пути развития страны.
В 1924 году Ринчино являлся одним из авторов первой Конституции Монгольской Народной Республики, принятой первым Великим Народным Хуралом Монголии.
Post scriptum: Сухэ-Батор и Чойбалсан, нареченные позднее как вожди монгольской революции, фактически в начале 1920-х годов выполняли при «красном комиссаре» роль порученцев, т.е. им доставались небольшие и несложные задания, не требующие особых знаний, умений и навыков (по высказыванию на научной конференции в БНЦ СО РАН в начале 1990-х годов японского исследователя истории Монголии, профессора Танаки).
… В 1923-1924 годах между Элбек-Доржи Ринчино и Данзаном, первым секретарём Монгольской народной партии, возникло соперничество, которое достигло апогея на третьем съезде партии в 1924 году.
Данзан стремился сократить число советских советников в Монголии (а там в основном были бурятские деятели), и не признавал теорию некапиталистического пути развития, высказывания о том, что Монголия должна обойти капитализм и перейти непосредственно к социализму.
Солийн Данзан известен ещё и тем, что ранее ему удалось осуществить «чистку» Бодоо, бывшего премьер-министра Монголии, и Сухэ-Батора (но это лишь версии, которые в последующем никак не подтверждались).
Элбек-Доржи Ринчино и Цэрэн-Очирын Дамбадоржу, председателю ЦК МНРП, объединившись, удалось применить тот же «данзановский» метод ликвидации своих идейных оппонентов и противников. На третьем съезде партии Данзан официально был обвинён в представлении буржуазных интересов и ведении бизнеса с китайскими фирмами. В течение одного дня Данзан и несколько его сторонников были арестованы и казнены, вызвав в партии шоковую волну, которая укрепила советское господство в монгольской политике.
… Во время третьего партийного съезда Элбек-Доржи Ринчино высказал своё мнение о расширении Монголии, заявив, по-существу, об объединении в перспективе всех монгольских рас. Он сказал, что «миллионы нашей расы, «внутренних» монголов, стонут под гнётом Китая» (имея в виду Внутреннюю Монголию). Позже во время Первого Великого хурала в ноябре 1924 года он заявил, что «Мы должны быть культурным центром для наших рас, мы должны привлечь к себе внутренних монголов, монголов-барга и т.д...».
Тогда же Элбек-Доржи Ринчино выдвинул «всемонгольскую национальную идею», отметив, что со временем Монголия должна аннексировать Бурятию, а затем сосредоточиться на завоевании Тибета, создании буддийского монголо-тибетского государства…
Э-Д. Ринчино был весьма образованным человеком. После учёбы в Томске шесть лет проучился на юридическом факультете Петроградского университета. В 1927-1937 годы занимался научно-педагогической работой в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве. С ноября 1934 года - профессор политэкономии на кафедре КУТВ.
19 июля 1937 года по обвинению «в пропаганде пан-монголизма» арестован в Москве. 4 июня 1938 года приговорён к высшей мере наказания - расстрелу. 10 июня 1938 года приговор приведён в исполнение. В 1957 году Э-Д. Ринчино был реабилитирован.
… В соцсетях появлялись публикации оппонентов (монгольских, прежде всего) о том, что Элбек-Доржи Ринчино в 1920-х годах повёл страну по «неправильному» пути развития.
Что можно сказать по этому поводу?

Если бы не было работы Элбек-Доржи Ринчино в те годы, то Монголии, как самостоятельного государства, не существовало бы. Она, «Внешняя Монголия», как и «Внутренняя Монголия», находилась бы до сих пор в составе Китая под статутом «Автономный район». Юушье ойлгохогүй зон даа, халаг...

«А Внешняя Монголия или Халха, вскоре попала под сильное влияние СССР, который, собственно, и помог сохранить ей независимость, в том числе, и от Японии» (Из Инета).
На снимке: Элбек-Доржи Ринчино с монгольскими революционерами (справа от него Хатан-Баатар Максаржав, военный министр Монголии; Хорлогийн Чойбалсан, будущий лидер Монголии с 1930-х годов (крайний справа); писарь с ручкой Д. Нацагдорж, будущий основоположник монгольской литературы.)
Ц.Ц. Чойропов, член Союза журналистов России.
2840