Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 79.55 93.35

Уголок краеведа

Уголок краеведа.

Были у нас образованные люди и носители высокого духовного сана.

Имел кое-какие сведения об именитом ламе, который был на слуху, о котором говорили у нас в Дырене - это Нимаев Даржа Цыденович (Нимайн Даржа-лама). Его знал мой отец Чойропов Цыдып Бадмаевич (1908-1971 гг.).

У всех лам Баргузинской долины тех лет примерно одинаковая судьба. В раннем возрасте (5-7 лет) были отданы в хувараки Баргузинского дацана. Может быть, довелось им встретиться с великим Соодой-ламой?

Будущий народный артист СССР Гомбожаб Цыдынжапов, уроженец баргузинского улуса Улюкчикан, обучался также хувараком в Баргузинском дацане. Ровесники, может быть, они, в одно время учились?

В музее с. Улюкчикан имеется тетрадь с воспоминаниями выдающегося артиста и режиссёра о детских и юношеских своих годах. Оттуда к вашему вниманию - небольшой отрывок на бурятском языке.

«Табатайдамни гэртэлни намайе хубарагта (ламын һурагшаар) үгөө.

Аяар холо Сагаан-нуурай (Баргажанай) дасанда. Дасан гурбан дабхар, дээрээ ганджиртай угаа ехэ гэр шэнги үзэгдөө. Хүрэжэ хажуудань ерэхэдэмнай - дасанай алталмал дал дээрэ һүрөөтэ луунуудай аман соо үлгээтэй хонхонуудай дуун зэдэлээ. Тэрэ абяан бүтүү, нэгэ юумэ нюуһандли дуун гараа.

Минии багша болоһон лама намайе хубарагуудай гэртэ оруулаа, тэндэ 11 хүбүүд байгаа. Бидэндэ сай уулгаа. Теэд ахамни двуколка дээрэһээ хүнжэл, подушка намдаа һарбайгаад, гэртээ тэхирбэ. Би байха гэртээ үлэбэб.

Шэнэ байдалдаа үшөө һураагүй байхадамни, намайе багшада ерэхэ гүүлээ. Модоор хэгдэһэн «соголик» гэжэ нэрэтэй хайрсаг намда барюулаа, утань - 50, үргэниинь - 10-12 сантиметр. Неэгдэдэг хабхагтай.

Тэрээн соо - түгэд хэлэн дээрэ «Үзэглэл», Будда бурханда хандаха мүргэл. Эдээниие үзэжэ байхадаа, би юушье ойлгоогүйб, гансахан багшаяа хэлэһэн абяануудые хойноһоонь дабтахаш. Тэдэнээ бүхэли үдэрөөрөө дабтахаш-дабтахаш, үглөөнь багшадаа шалгалта тушаахаш. «Тарабарска абяан» гэжэ досоогоо нэрлээб.

Гурба һара «тарабарска абяануудые» үзөөб, тиигэбэшье шалгалтаяа тушаажа шадаагүйб. Түрүүшынхиеэ ехээр сохюулбаб. Энэ тамаа хэһэн сагни гурбан жэл соо үнгэрөө.

Дасанда байхадаа, зарим түгэд эмшэ арга мэдэхэ хүнүүдэй хүсөөр заа-заа түгэд хэлэ мэдэдэг болооб, хайшан гээд хү аргалхаб гэжэ байгаад. Юһэтэйдөө өөрьёо клиентнуудтай болооб. Тиигээшье хадаа хайшан гээд дасанһаа тэрьелхэб гэһэн хүсэл намайе хэзээшье орхёогүй...».

В отличие от своего сверстника, который уехал в город учиться на артиста, Даржа Нимаев целенаправленно продолжал учёбу в дацане.

Молодые послушники терпеливо постигали глубины Учения Будды, изучая буддийские трактаты, тайную тантру, основы тибетской медицины и буддийской философии. Все они достигли высокого духовного сана «гэбшэ-лама». «Гэбшэ - степень, которую получают ламы после окончания определённого курса обучения и сдачи экзаменов по двум степеням цанита - логика, парамита» (из википедии).

Нимаев Даржа Цыденович (1908-1962), уроженец Дырена, гэбшэ-лама. В 1930-е годы подвергся репресcии, 10 лет отсидел в колонии. Вместе ушли с Улюнхана с Дашимолон-ламой, гэбшэ (Гулгенов Дашимолон Цыденович).

… Мне приходилось писать когда-то небольшой очерк о XXI Пандидо Хамба-ламе Мунко Цыбикове. Есть предположение, что высокий лама имел корни из Баргузинской долины. (См., например, «Нютаг хэлэн / Диалекты», № 28. - 30 сентября 2019 г. - С. 7).

В 1938-м году был он репрессирован, сослан на Колыму. Цыбиков провёл в сталинских лагерях целых 20 (двадцать) лет! Он сумел не только выжить в суровых условиях заполярной тундры, но и спасти десятки людей от верной смерти, успевая в короткие колымские летние дни собирать лекарственные травы для заключённых, и лечить их.

Думается, что наш земляк Даржа-лама Нимаев вполне мог лечить методами тибетской медицины ссыльных в Краслаге…

Мне приходилось знать племянников Нимайн Даржа-ламы - Эрхэ, Эрдэма, Дулмажи, Марию. Все они дети брата ламы - Нимаева Доржи Цыденовича и его жены Бүтэд Эметхеновны Очировой.

Родственником Даржа-ламы был фронтовик, узник немецкого концлагеря Митапов Очир Номшиевич. И, стало быть, его дети - Гарма, Мария, Елизавета, Зинаида.

… Даржа Цыденович Нимаев, после освобождения из колонии, вернулся в родной Кучигер, работал в коллективном хозяйстве, а в свободное время ставил по заказу печки в частных домах деревни, часто говорил добрые слова поддержки своим землякам: «Хойтоо hайн ябахаш», и др.

Даржа-лама в 1950-1960 годы тайно занимался буддийской практикой. Все значимые события в жизни земляков - рождение детей, свадьбы, похороны, болезнь - сопровождал специальными религиозными обрядами на дому.

Отдельного разговора, несомненно, заслуживают и другие высокие духовные лица из Дырена: Дашибал-лама (Ачитуев Дашибал Аюшеевич); Дашимолон гэбшэ-лама (Гулгенов Дашимолон Цыденович), Батуев Дагба-гэбшэ Хондонович, сгинувшие в результате репрессий 1930-х годов.

Достойно вынеся выпавшие на долю невзгоды, баргузинские наши ламы сумели увидеть на своём веку и уничтожение дацанов и других святынь, и расстрелы, и лагеря, а после (не все, конечно) - постепенное возвращение буддизма, начало его возрождения в конце прошлого века…

В память о Даржа-ламе Нимаеве в Курумканском дацане проведён недавно молебен. Думается, что это очень верное решение и правильное действие! Мудро поступили племянники и племянницы высокого ламы. Заслуживает уважения организаторы родового молебствия - Олег-лама Намжилов, шэрээтэ Курумканского дацана, ламы Баир и Евгений…

На снимке: Даржа-лама Нимаев.

Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.

3062

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica