Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 79.55 93.35

Уголок краеведа

Уголок краеведа.

Недавно ко мне, как краеведу, обратилась из Курумкана внучатая племянница Еши-ламы Аримпилова, уроженца Дырена, рассказать что-либо о его известном предке. У меня не было каких-либо сведений о репрессированном ламе, поэтому обратился с запросом в Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Там мне нашли лишь один документ - заявление Еши Аримпилова с просьбой восстановить его в избирательных правах. Биографии и других документов в республиканском архиве не было. Выражаем огромную благодарность Бутит Цыдыпмункуевне Жалсановой, директору Национального архива Республики Бурятия, за отклик и быстрый ответ!

У Еши-ламы Аримпилова, судя по тексту заявления, - приличный русский язык! Он знал ещё, наверное, кроме бурятского, монгольский и тибетский языки, санскрит (если у него было высокое буддийское образование). И может быть, владел эвенкийским языком, когда был маленьким мальчиком он играл с детьми этого этноса.

Еши Аримпилов родился в местности Анагата (Шоогой), недалеко от заимки Этьхито Дыренского сомонного совета Баргузинской инородческой волости. Там раньше было «Аримпилтанай бууса». В данное время это сенокосный участок - бууса Даримы, дочери Харнаевой Санжидмы Самуевны. Сама (Һама) Цыдыпович, родной племянник Еши Аримпилова, - отец Санжидмы Самуевны и дед Даримы.

Мне удалось обнаружить в «Списке лиц (домохозяев) Подхребетного булучного общества Баргузинской инородческой волости (составлен 26 апреля 1908 года старостой Базаром Пасуевым)» фамилию и имя Аримпилова Цыдыпа, 1873 года рождения.

Старшего сына Аримпила звали Цыдып. Еши был третьим сыном. Можно предположить, что Еши Аримпилов - где-то 1880-х годов. Не был женат, детей не было.

Ветеран труда, член партии Само Аримпилович Цыдыпов (по словам дочерей) ничего не рассказывал о своём родном дяде («абга»). Время такое было. Однажды только один раз сказал старшей своей дочери, что его дядя по отцовской линии был ламой и на рубеже 1920-1930-х годов подвергся репрессиям.

Цыдыпов Само Аримпилович, бригадир МТФ, передовик колхозно-совхозного производства, племянник Еши-ламы, родился 9 февраля 1911 года. Всех четверых его детей - Жэмбэ, Санжидму, Зинаиду, Зою - мне приходилось знать.

Дулгар Аримпиловну, племянницу Еши-ламы, помню как супругу бессменного директора совхоза «Дыренский» Цыбикова Сультима Абидуевича. В семье их также четверо детей: Галина, Виктор, Цыденжап, Дарима.

… Еши Аримпилов - из рода «Галзут» и подрода «Обхор».

Предком баргузинских галзутов был человек по имени Ирэйн, имеший пять сыновей, по именам которых названы кости рода: Маньшууна - старший сын, Һаагильмай - второй сын, Ухин - третий сын (наша ветвь, его сыновья Онгор и Обхор), Хоодо - четвёртый сын, Хээбэн - младший сын.

Из родословной потомков Обхор Галзут (Энхэрэйшүүл): Барга-Баатар—Хорёодой—Галзууд—Жэнхэн—Хаажа—Маһаа—Иһэн—Ирэйн—Ухин—Обхор—Ахадан—Энхэрэй—Һахалта—Сандаг—Аримпил—Еши.

Угайнь удам-гарбал иимэ байна: Аримпилаан гараан үрэнүүд: Цыдэб, Шушэл, Еши (лама), Сэсэг, Дулма.

1) Цыдэбэй үрэнүүд - Һама ба Дулгар. 2) Шушэлэй - Цыпилма ба Лиза. 3) Сэсэгэй - Харахан (Морхо, Жэмбэ), Бутид, Дондоп, Доржо. 4) Дулмын - Эрдэни (Алексей, Аня, Дуся, Галя), Будажаб (Бадлуева-Ухинова Галя), Нима (Люба, Таня, Сергей, Тамара, Люда), Шалсама (Сызема, нүхэрынь Паша гээд байгаа. Хуллакта ажаһуугаа).

… Дальше напишу-ка текст о Еши-ламе Аримпилове, опираясь на его заявление от 7 марта 1930 года (ГАРБ. ФР.732. ОП.1. Д.19. Л.1.).

Существенным моментом в развитии советской избирательной системы в 1920-1930-е гг. явилось отстранение от участия в выборах отдельных категорий граждан, то есть лишение их избирательных прав. Эта мера была направлена на оказание экономического, административного, социального и психологического давления на определённые слои и группы населения. В результате появились так называемые «лишенцы» - этот термин закрепился за одной из наиболее массовых групп лиц, подвергшихся репрессиям в то время. В эту категорию входило и духовенство.

Cтатус лишённого избирательных прав опускал бывших религиозных деятелей и верующих на дно советского общества, разрушал судьбы отдельных граждан и целые семьи, а порой становился лишь первой ступенью дальнейших репрессивных действий против данных лиц.

Люди, лишённые избирательных прав («лишенцы»), превращались в изгоев, в граждан «второго сорта».

Лишение избирательных прав приобрело не только политический, но и социальный характер, «лишенцы» стали подвергаться дискриминациям в ряде гражданских и социальных прав. Они лишались пенсий, пособий, продуктовых карточек, не имели возможности работать на государственных предприятиях.

По тексту заявления узнаём, что Еши Аримпилов был лишён избирательных прав в 1929 году.

Служитель религиозного культа мог быть восстановлен в избирательных правах только при условии отречения от сана, причём это должно было произойти публично, например, посредством размещения заявления об отречении в газете. При этом необходимо было иметь пятилетний стаж общественно-¬полезного труда.

Еши Аримпилов в заявлении пытается убедить власти предержащих, что он ещё 10 лет назад отказался от ламского сана и с тех пор не занимается ламской практикой, не читает молитвы, не проводит молебны. В настоящее время занят только в личном подворье, трудится в собственном хозяйстве. За все эти годы не занимался перепродажей и скупкой сельхоз. продуктов, не применяет наёмный труд в личном подворье. И потому нет оснований лишить его избирательных прав.

Могут подтвердить изложенные факты члены сомонного совета и его председатель тов. Дондоб Мыжитов. «Настоящим прошу восстановить меня в избирательных правах», - заключает заявитель.

Несмотря на убедительные аргументы и факты, «в прошении отказано» (по параграфу М 13 статьи 15 Инструкции). Написано: «Отклонить, как бывшему ламе и спекулянту, с кулацким хозяйством».

… Лишение избирательных прав духовных лиц не давало возможности адаптироваться в новом обществе. Политика «лишенчества» выступала как карательная мера советского государства в отношении религии.

Институт «лишенчества» перестал существовать после принятия Конституции СССР 1936 года, которая предоставляла избирательные права всем гражданам, кроме душевнобольных и осуждённых. Однако и в дальнейшем, до 1953 г., существовала разветвлённая система социально-правовых ограничений и дискриминаций для значительной части общества…

P.s.: Поиск информации о Еши-ламе Аримпилове начат с подачи его племянницы Цыбиктуровой Зинаиды Самуевны, 1943 года рождения, уроженки улуса Ягдык, проживающей ныне вместе с дочерью и внуками в с. Курумкан. Она осталась одна из старшего поколения Аримпилтан. Теперь есть у дыренцев сведения об одном из местных лам, подвергшихся преследованиям и репрессиям в 1930-х годах!

Вандаева Жаргалма Михайловна, учительница Курумканской средней общеобразовательной школы, оказала нам помощь. Признательны и благодарны землячкам!

Ешэ-лама Аримпиловай дурасхаалда зорюулагдан, Хурамхаанай дасанда һаяхан гайхамшагта һайхан мүргэл хэгдэбэ. Энэ болбол тон зүб шиидхэбэри, зүб үйлэ хэрэг болоо гэжэ һанагдана! Үндэр ламын түрэлэй зон сэсэн ухаатай юумэ эмхидхээ. Гэр бүлын иимэ уншалга зохёон байгуулагшад - Хурамхаанай дасанай шэрээтэ Олег Найданович Намжилов, Баяр ба Евгений ламанар үндэр магтаалда хүртэхэ ёстой...

На снимке: письменный текст, написанный убористым почерком Еши-ламы Аримпилова, 94-летней давности (из НАРБ).

Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.

3319

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica