Уголок краеведа
Как баргузинские буряты перебрались на юго-восток через Икатский хребет?
Показать ещё
Около 1875 года часть населения Баргузинской долины - 341 семья - укочевала, перевалив через Икатский хребет, на юго-восток, через Баунт и Еравну - в Забайкалье и, возможно, Монголию (проф. Ж. Сажинов). Их предводителем был Суван Хамнаев - из рода тайшей Баргузинской степной думы. Число покинувших родину составило немалую часть населения долины (см.: Чойропов Ц.Ц. Как баргузинские буряты перебрались на юго-восток через Икатский хребет? - «Огни Курумкана», №№ 37-38 от 16 и 23 сентября 2016 года).
Что побудило наших предков оставить насиженный, обжитой край, богатый целебными источниками, с разнообразным животным миром и удивительно красивой природой?
Как можно ответить на данный вопрос?
Существуют, как известно, две основные группы способов получения информации: субъективные и объективные.
Субъективные основываются на мнении людей о том или ином явлении. Одним из распространённых является опрос, основанный на получении необходимой информации от людей путём вопросов и ответов. Мы в полевых своих работах проводили беседу, вариант опроса. Она проходит в непринуждённой обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от складывающейся ситуации.
Объективных способов получения информации много. И среди них - метод изучения документов, в т.ч. работа с архивными материалами.
Хотелось бы начать с цитирования работы доктора исторических наук Доржа Михайловича Маншеева. «Бескормица скота, длившаяся около десяти с лишним лет, вынудила часть баргузинских бурят откочевать в соседние Читинский и Нерчинский округа. Откочевки баргузинцев продолжались с 1870 г. по 1875 г.», - пишет учёный-историк. И продолжает: «6 марта 1875 г. для предотвращения откочёвок бурят баргузинским окружным исправником было дано предписание степной думе поставить караулы на реках Иките и Ине. Подробности откочевки баргузинских бурят содержатся в деле Баргузинской степной думы о выкочевке баргузинских бурят в Читинский и Нерчинский округа (1875 г.) [НАРБ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1754.]» // Маншеев Д.М. Архивные документы по истории хозяйства бурят XIX века. - Вестник Бурятского государственного университета, 2015 г. - № 8.
Правда, ранее обосновывалась ещё одна причина «ухода» части баргузинского населения «на юга» - нехватка земель, пастбищных и околопастбищных угодий, их засушливость. Такую «объективисткую» точку зрения отстаивал известный наш краевед Батожаб Раднаев. Думается, что его доводы лишены убедительности. В Баргузинской долине - огромные территории, а плотность населения была совсем низкой. С уходом баргузинцев с Суваном Хамнаевым и так немногочисленные баргузинские буряты стали ещё более небольшими по количеству. Это внушительная боль и драма, когда людей лишили родины, и жуткая историческая ошибка, которая самым худшим образом повлияла на всё дальнейшее развитие Баргузинской долины.
Нас, как представителей социологической отрасли знания, интересовали мнения людей о тех далёких событиях, произошедших в Баргузинской долине. Опросили, проводили беседу с потомками мигрантов 150-летней давности (в поселениях Монгой Баунтовского района Республики Бурятия, Хара-Шибирь и Акша Забайкальского края).
Среди опрошенных преобладают точки зрения, понятное дело, субъективного характера (они остались от предков нынешних респондентов).
… В 1860-х годах между сановными братьями Суваном и Сахаром Хамнаевыми возникли какие-то недоразумения-распри, в которые вольно или невольно было вовлечено всё баргузинское население, в дальнейшем разделившееся на два лагеря. «Разлад был обусловлен различным пониманием истории, национальных особенностей своего народа и его призвания в будущем».
Суван и Сахар Хамнаевы (как и остальные братья Николай, Бадма, Константин, Иван) родились в семье Хамная Цанкирова и Сойжид Чубулаевой. Их отец - Хамнай Цанкиров - был главным тайшой Баргузинской Степной думы в 1827-1846 гг.
Выдвигались разные причины пререканий и размолвки между братьями Суваном и Сахаром Хамнаевыми:
- «кто на свете всех умнее?» / «сэсээ буляалдаа»;
- ссорились из-за раздела имущества, внутренние распри по поводу расписывания ресурсов;
- неравное распределение власти, превосходство одного над другим, что привело к расколу между сторонниками того и другого;
- размолвка из-за разных убеждений по выбору способа производства, к примеру, между Сахаром, сторонником земледелия и хлебопашества, и Суваном, адептом и апологетом традиционных видов животноводства;
- столкновение интересов из-за разных религиозных убеждений, например, между Сахаром, последователем традиционной «чёрной веры», и Суваном, приверженцем зарождающейся на территории края новой, «жёлтой веры».
…И тут, при нашей экспедиции в Забайкальском крае, огласили нам новую версию. Нелады в отношениях между Сахаром и Суваном Хамнаевыми начались из-за разного подхода к будущности родного края. Путь и направление развития у Сахара связывались с «западничеством», русификацией и даже культивированием на территории края православности. А Суван настаивал на сближение с тибето-монгольским миром на основе буддийской веры. Ссоры между братьями не ограничивались выяснением отношений между собой, они сноровились вмешать в них практически всё население в долине.
Такую точку зрения высказал Лодой Дылыкович Найдаров, 1932 года рождения, из села Узон Дульдургинского района. Его предки - выходцы из Баргузинской долины, они также покинули родину в XIX веке. Он рассказал нам о Суване и Сахаре Хамнаевых, о своих предках. Сразу стало видно знающего и умного человека. Собеседователь умеет обращаться с фактами и аргументировать свои суждения.
Сам Лодой Найдаров был известным и уважаемым человеком в округе (ушёл из жизни недавно в 86 лет). Он организатор сельскохозяйственного производства, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации (1997), почётный гражданин Агинского Бурятского автономного округа (2007). С 1954-го года находился на руководящих должностях. С 1968 года по 1989 год - председатель колхозов в сёлах Узон и Зугалай Могойтуйского района.
Предположения ветерана подтверждают и дополняют два факта из письменных источников.
Среди многочисленных дел, попавших в судопроизводство Дум, несколько особняком стоят дела, в которых отмечены «вредные» речи, направленные против установленной власти. В числе таковых дело Сувана Хамнаева по Баргузинскому ведомству, который был уличён в распространении порочащих слухов в отношении прибывающего в Баргузин царского чиновника.
Интересно, что делу не дали дальнейшего хода, так как распространитель слухов оказался младшим братом главного тайши ведомства Сахара Хамнаева». // Даржаев С.Ю. Суд и судопроизводство у бурят в XIX - начале XX в. - Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 15. Июнь 2008 г. - С. 1.
Вот как шло соперничество между двумя религиозными конфессиями в Долине…
Из архивных источников:
1. «В 1854 г. приезжал в Баргузин Бандида Хамба, для приведения в исполнение нового положения о ламах, высочайше утверждённого 15 мая 1853 года. По этому документу, из 35 комплектных и около стольких же некомплектных лам, оставили при дацане только 8 лам.
...Ламы, так вместе с ними и прихожане дацана, навзрыд проголосно расплакались и выехали вон из дацана; оставив Хамбу ламу с 8 его штатными ламами в дацане; Хамба лама выбрал из 8 лам одного ширетуем именно Сындыльдурского рода ламу Санжи Чинтатова».
2. «В 1864 году епископ Вениамин приезжал в Баргузин и в это же время водрузил в Улюнском улусе в близи Степной Думы деревянный крест на горе, затем тут же он выбрал место под миссионерский стан, существующий сейчас».
«В 1872 году приезжал из г. Иркутска адьютант генерал губернатора Винников и, объявляя распоряжение генерал-губернатора, велел уничтожить улусных бумханов».
«С 1883 года и даже ранее того были многолетние переписки насчёт не уступки бурятами земли под постройки ещё другого миссионерского в Баргузине стана на Курамкане, но около 1884 года построен в том улусе без согласия и уступки земли инородцами другой русский миссионерский стан с церковью» (Текст воспроизведён по изданию: Летопись баргузинских бурят // Труды Института Востоковедения. VIII. Материалы для истории бурят-монголов, I. М-Л. АН СССР. 1935).
Тема, бесспорно, заслуживает продолжения дальнейшего исследования…
Ц.Ц. Чойропов, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ.
Как баргузинские буряты перебрались на юго-восток через Икатский хребет?
Показать ещё
Около 1875 года часть населения Баргузинской долины - 341 семья - укочевала, перевалив через Икатский хребет, на юго-восток, через Баунт и Еравну - в Забайкалье и, возможно, Монголию (проф. Ж. Сажинов). Их предводителем был Суван Хамнаев - из рода тайшей Баргузинской степной думы. Число покинувших родину составило немалую часть населения долины (см.: Чойропов Ц.Ц. Как баргузинские буряты перебрались на юго-восток через Икатский хребет? - «Огни Курумкана», №№ 37-38 от 16 и 23 сентября 2016 года).
Что побудило наших предков оставить насиженный, обжитой край, богатый целебными источниками, с разнообразным животным миром и удивительно красивой природой?
Как можно ответить на данный вопрос?
Существуют, как известно, две основные группы способов получения информации: субъективные и объективные.
Субъективные основываются на мнении людей о том или ином явлении. Одним из распространённых является опрос, основанный на получении необходимой информации от людей путём вопросов и ответов. Мы в полевых своих работах проводили беседу, вариант опроса. Она проходит в непринуждённой обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от складывающейся ситуации.
Объективных способов получения информации много. И среди них - метод изучения документов, в т.ч. работа с архивными материалами.
Хотелось бы начать с цитирования работы доктора исторических наук Доржа Михайловича Маншеева. «Бескормица скота, длившаяся около десяти с лишним лет, вынудила часть баргузинских бурят откочевать в соседние Читинский и Нерчинский округа. Откочевки баргузинцев продолжались с 1870 г. по 1875 г.», - пишет учёный-историк. И продолжает: «6 марта 1875 г. для предотвращения откочёвок бурят баргузинским окружным исправником было дано предписание степной думе поставить караулы на реках Иките и Ине. Подробности откочевки баргузинских бурят содержатся в деле Баргузинской степной думы о выкочевке баргузинских бурят в Читинский и Нерчинский округа (1875 г.) [НАРБ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1754.]» // Маншеев Д.М. Архивные документы по истории хозяйства бурят XIX века. - Вестник Бурятского государственного университета, 2015 г. - № 8.
Правда, ранее обосновывалась ещё одна причина «ухода» части баргузинского населения «на юга» - нехватка земель, пастбищных и околопастбищных угодий, их засушливость. Такую «объективисткую» точку зрения отстаивал известный наш краевед Батожаб Раднаев. Думается, что его доводы лишены убедительности. В Баргузинской долине - огромные территории, а плотность населения была совсем низкой. С уходом баргузинцев с Суваном Хамнаевым и так немногочисленные баргузинские буряты стали ещё более небольшими по количеству. Это внушительная боль и драма, когда людей лишили родины, и жуткая историческая ошибка, которая самым худшим образом повлияла на всё дальнейшее развитие Баргузинской долины.
Нас, как представителей социологической отрасли знания, интересовали мнения людей о тех далёких событиях, произошедших в Баргузинской долине. Опросили, проводили беседу с потомками мигрантов 150-летней давности (в поселениях Монгой Баунтовского района Республики Бурятия, Хара-Шибирь и Акша Забайкальского края).
Среди опрошенных преобладают точки зрения, понятное дело, субъективного характера (они остались от предков нынешних респондентов).
… В 1860-х годах между сановными братьями Суваном и Сахаром Хамнаевыми возникли какие-то недоразумения-распри, в которые вольно или невольно было вовлечено всё баргузинское население, в дальнейшем разделившееся на два лагеря. «Разлад был обусловлен различным пониманием истории, национальных особенностей своего народа и его призвания в будущем».
Суван и Сахар Хамнаевы (как и остальные братья Николай, Бадма, Константин, Иван) родились в семье Хамная Цанкирова и Сойжид Чубулаевой. Их отец - Хамнай Цанкиров - был главным тайшой Баргузинской Степной думы в 1827-1846 гг.
Выдвигались разные причины пререканий и размолвки между братьями Суваном и Сахаром Хамнаевыми:
- «кто на свете всех умнее?» / «сэсээ буляалдаа»;
- ссорились из-за раздела имущества, внутренние распри по поводу расписывания ресурсов;
- неравное распределение власти, превосходство одного над другим, что привело к расколу между сторонниками того и другого;
- размолвка из-за разных убеждений по выбору способа производства, к примеру, между Сахаром, сторонником земледелия и хлебопашества, и Суваном, адептом и апологетом традиционных видов животноводства;
- столкновение интересов из-за разных религиозных убеждений, например, между Сахаром, последователем традиционной «чёрной веры», и Суваном, приверженцем зарождающейся на территории края новой, «жёлтой веры».
…И тут, при нашей экспедиции в Забайкальском крае, огласили нам новую версию. Нелады в отношениях между Сахаром и Суваном Хамнаевыми начались из-за разного подхода к будущности родного края. Путь и направление развития у Сахара связывались с «западничеством», русификацией и даже культивированием на территории края православности. А Суван настаивал на сближение с тибето-монгольским миром на основе буддийской веры. Ссоры между братьями не ограничивались выяснением отношений между собой, они сноровились вмешать в них практически всё население в долине.
Такую точку зрения высказал Лодой Дылыкович Найдаров, 1932 года рождения, из села Узон Дульдургинского района. Его предки - выходцы из Баргузинской долины, они также покинули родину в XIX веке. Он рассказал нам о Суване и Сахаре Хамнаевых, о своих предках. Сразу стало видно знающего и умного человека. Собеседователь умеет обращаться с фактами и аргументировать свои суждения.
Сам Лодой Найдаров был известным и уважаемым человеком в округе (ушёл из жизни недавно в 86 лет). Он организатор сельскохозяйственного производства, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации (1997), почётный гражданин Агинского Бурятского автономного округа (2007). С 1954-го года находился на руководящих должностях. С 1968 года по 1989 год - председатель колхозов в сёлах Узон и Зугалай Могойтуйского района.
Предположения ветерана подтверждают и дополняют два факта из письменных источников.
Среди многочисленных дел, попавших в судопроизводство Дум, несколько особняком стоят дела, в которых отмечены «вредные» речи, направленные против установленной власти. В числе таковых дело Сувана Хамнаева по Баргузинскому ведомству, который был уличён в распространении порочащих слухов в отношении прибывающего в Баргузин царского чиновника.
Интересно, что делу не дали дальнейшего хода, так как распространитель слухов оказался младшим братом главного тайши ведомства Сахара Хамнаева». // Даржаев С.Ю. Суд и судопроизводство у бурят в XIX - начале XX в. - Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 15. Июнь 2008 г. - С. 1.
Вот как шло соперничество между двумя религиозными конфессиями в Долине…
Из архивных источников:
1. «В 1854 г. приезжал в Баргузин Бандида Хамба, для приведения в исполнение нового положения о ламах, высочайше утверждённого 15 мая 1853 года. По этому документу, из 35 комплектных и около стольких же некомплектных лам, оставили при дацане только 8 лам.
...Ламы, так вместе с ними и прихожане дацана, навзрыд проголосно расплакались и выехали вон из дацана; оставив Хамбу ламу с 8 его штатными ламами в дацане; Хамба лама выбрал из 8 лам одного ширетуем именно Сындыльдурского рода ламу Санжи Чинтатова».
2. «В 1864 году епископ Вениамин приезжал в Баргузин и в это же время водрузил в Улюнском улусе в близи Степной Думы деревянный крест на горе, затем тут же он выбрал место под миссионерский стан, существующий сейчас».
«В 1872 году приезжал из г. Иркутска адьютант генерал губернатора Винников и, объявляя распоряжение генерал-губернатора, велел уничтожить улусных бумханов».
«С 1883 года и даже ранее того были многолетние переписки насчёт не уступки бурятами земли под постройки ещё другого миссионерского в Баргузине стана на Курамкане, но около 1884 года построен в том улусе без согласия и уступки земли инородцами другой русский миссионерский стан с церковью» (Текст воспроизведён по изданию: Летопись баргузинских бурят // Труды Института Востоковедения. VIII. Материалы для истории бурят-монголов, I. М-Л. АН СССР. 1935).
Тема, бесспорно, заслуживает продолжения дальнейшего исследования…
Ц.Ц. Чойропов, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ.
3740