Обоо тахилган (а для предбайкальских бурят - тайлаган) - это место выполнения религиозных обрядов, в настоящее время очень популярная и массовая церемония.
Обоо (тайлаган) - это молебствие, совершаемое шаманом (или уважаемым в деревне старожилом) и устраиваемое всем обществом в масштабе улуса. Главное назначение его - просьба у «хозяев местности» благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежания бед и несчастий.
Время проведения весенне-летнего тайлагана - после «Михуулан үдэр».
На тайлаган приезжали все, кто может. Собирали денег - с каждой семьи. Каждая семья приносила с собой саламат, далга (конфеты, печенье). Молоко, чай чёрный, водку (тогоони архи, тарасуун), также еду брали и угощали друг друга потом.
Всё это брызгают и угощают друг друга, молоком и чаем, саламатом, а «далга» уносят домой.
В это время шаман, которого пригласили для проведения обряда жертвоприношения занят своим делом.
… В советское время обоо тахилган у нас в Дырене всё равно проводили, хотя формально как будто не разрешалось.
Расскажу-ка о двух курьёзных случаях, связанных с обоо тахилган.
В дошкольные и первые школьные годы мой отец летом отправлял меня с Аллы - в далёкие Тазы, чабанить, помогать двум двоюродным сёстрам пасти овец. Однажды мне пришлось участвовать в эвенкийском тайлагане в местности «Зүүн Тасса».
Все проводимые ритуалы сохранились в памяти. Особенно запомнилось то, когда местные старожили каждый раз наливали в блюдце водку и одинаково раздавали всем присутствующим, включая маленьких подростков. Все должны были выпить содержимое сосуда при очередном обряде, посвящённом тому или иному «призыванию». Я один раз попробовал, потом незаметно стал передавать свою порцию более старшим ребятам…
«Первобытная демократия» - ?
… Про второй случай. В начале 1960-х годов в улусе Алла недалеко от местности Исхан проводили летний обоо тахилган.
В конторе села на следующий день проводится традиционная «летучка» дирекции совхоза. До перехода к вопросам «Повестки дня» всегда рассматривали внеплановые вопросы, поступившие в дирекцию совхоза. Вот один из них - анонимная докладная. Суть в чём?
Директор совхоза Ц.С.А. зачитывает текст докладной: «Вчера в Алле проводили «обоо тахилган» и на нём присутствовал Н.Ж.Э., бригадир, коммунист, член дирекции совхоза. Прошу рассмотреть этот вопрос на заседании дирекции совхоза и принять соответствующее решение». Ц.С.А. просит разъяснить ситуацию бригадира, как он мог …
Быстрый на выдумку и смекалистый Н.Ж.Э., долго не думая, вскликнул: «Ну, хорошо тогда, на одном из «далга» у Исхана было написано: «От семьи Ц.С.А. и Ц.Д.А.».
Но «шеф», ей-богу, не ожидал столь мгновенного отклика. Директор совхоза Ц.С.А. предложил перейти сразу к 1-му вопросу Повестки дня: «О ходе посевной кампании…».
Цыренжаб Чойропов.
Обоо (тайлаган) - это молебствие, совершаемое шаманом (или уважаемым в деревне старожилом) и устраиваемое всем обществом в масштабе улуса. Главное назначение его - просьба у «хозяев местности» благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежания бед и несчастий.
Время проведения весенне-летнего тайлагана - после «Михуулан үдэр».
На тайлаган приезжали все, кто может. Собирали денег - с каждой семьи. Каждая семья приносила с собой саламат, далга (конфеты, печенье). Молоко, чай чёрный, водку (тогоони архи, тарасуун), также еду брали и угощали друг друга потом.
Всё это брызгают и угощают друг друга, молоком и чаем, саламатом, а «далга» уносят домой.
В это время шаман, которого пригласили для проведения обряда жертвоприношения занят своим делом.
… В советское время обоо тахилган у нас в Дырене всё равно проводили, хотя формально как будто не разрешалось.
Расскажу-ка о двух курьёзных случаях, связанных с обоо тахилган.
В дошкольные и первые школьные годы мой отец летом отправлял меня с Аллы - в далёкие Тазы, чабанить, помогать двум двоюродным сёстрам пасти овец. Однажды мне пришлось участвовать в эвенкийском тайлагане в местности «Зүүн Тасса».
Все проводимые ритуалы сохранились в памяти. Особенно запомнилось то, когда местные старожили каждый раз наливали в блюдце водку и одинаково раздавали всем присутствующим, включая маленьких подростков. Все должны были выпить содержимое сосуда при очередном обряде, посвящённом тому или иному «призыванию». Я один раз попробовал, потом незаметно стал передавать свою порцию более старшим ребятам…
«Первобытная демократия» - ?

… Про второй случай. В начале 1960-х годов в улусе Алла недалеко от местности Исхан проводили летний обоо тахилган.
В конторе села на следующий день проводится традиционная «летучка» дирекции совхоза. До перехода к вопросам «Повестки дня» всегда рассматривали внеплановые вопросы, поступившие в дирекцию совхоза. Вот один из них - анонимная докладная. Суть в чём?
Директор совхоза Ц.С.А. зачитывает текст докладной: «Вчера в Алле проводили «обоо тахилган» и на нём присутствовал Н.Ж.Э., бригадир, коммунист, член дирекции совхоза. Прошу рассмотреть этот вопрос на заседании дирекции совхоза и принять соответствующее решение». Ц.С.А. просит разъяснить ситуацию бригадира, как он мог …
Быстрый на выдумку и смекалистый Н.Ж.Э., долго не думая, вскликнул: «Ну, хорошо тогда, на одном из «далга» у Исхана было написано: «От семьи Ц.С.А. и Ц.Д.А.».
Но «шеф», ей-богу, не ожидал столь мгновенного отклика. Директор совхоза Ц.С.А. предложил перейти сразу к 1-му вопросу Повестки дня: «О ходе посевной кампании…».

Цыренжаб Чойропов.
3301