«Не верь словам, не доверяй взглядам, лишь дела говорят о человеке, лишь дела останутся после тебя»
За последние годы в жизни Сангхи и бурятского народа произошёл ряд значимых событий, которым Хамбо лама дал свою оценку. Попробуем перечислить только некоторые из них. Это открытие радио Buryad.fm, телеканала «Селенга ТВ», реализация проекта «Социальная отара овец, коров, Яков», создание художественной мастерской «Эрхим-Дархан» «Строительство цеха по переработке шерсти овчины», «Выделка шкур» спортивные турниры, проведение региональных конкурсов по бурятскому языку в Иволгинском дацане, открытие Якутского и Байкальского дацанов, восстановление Цогчен дугана в Агинском дацане, строительство Новосибирского дацана, возрождение Загустайского дацана в Селенгинском дацане и так далее.
Сейчас уже очевидно, что за многие года на посту Пандито Хамбо ламы Дамба Аюшеев превратил его в ведущий институт бурятского народа. После развала СССР Буддийская Сангха проявила максимум творческих усилий и сумела нащупать верный путь к сердцам верующих. Она была способна к созиданию, поскольку поставила во главу угла служение народу, а не собственное обогащение. И не буддийскую отрешённость и созерцательность, а активную деятельность:
«Много лет я думал, как помочь своему народу. Ведь мы, ламы, избираем этот путь священнослужителя только ради одной цели – помогать людям. И если мы не будем этого делать, то наши верующие имеют полное право от нас отвернуться…»
В итоге Сангха проявляет свои наилучшие творческие качества не только в религии, но и в области сельского хозяйства, национальной культуры, спорта, образования и СМИ. Успешно продвигается проект «Социальная отара», и Хамбо лама ярко и афористично говорит:
«Мой девиз: обмануть хитрого бурята, заставить работать ленивого бурята. То, что не сделали коммунисты, сделаю я!» Или: «Бурят должен быть рядом с овцами. Там, где они пасутся, там и отдыхает. Там, где они отдыхают, там и философствует».
Одно из главных направлений деятельности Сангхи - это продолжение дела великих Хамбо лам по укреплению бурятского единства. Как известно, сначала Хамбо ламы объединили вокруг себя селенгинских бурят, затем всех остальных: хоринцев, хамниган, закаменцев и иркутских бурят, к которым тогда, наряду с аларскими, относились тункинские, окинские и баргузинские буряты:
«Две губернии и две тысячи километров территории по обе стороны Байкала разделяли бурятские роды, пока Хамбо ламы не собрали их воедино! Сорок семь дацанов Восточной Сибири и Забайкалья встали под руку высших лам, и буряты стали единственным народом, который объединил буддизм! От Аларского дацана в Приангарье до Цугольского дацана в Аге!»
На сегодня в Иркутской области работают шесть дацанов. В своё время XII Хамбо лама Итигэлов вместе с лидерами иркутских бурят Василием Холодовым, Сократом Пирожковым, Николаем Ханхасаевым был организатором первого съезда иркутских и забайкальских бурят в марте 1915 года. А сегодня XXIV Пандито Хамбо лама говорит:
«После прихода Итигэлова выросло первое поколение детей. Мы можем считать его особенным и внимательно наблюдать дальнейший путь по жизни. За ними войдут в жизнь второе, третье, четвертое, пятое и последующие поколения детей, которые, думаю, будут разделяться не родами, а поколениями».
За последние годы в жизни Сангхи и бурятского народа произошёл ряд значимых событий, которым Хамбо лама дал свою оценку. Попробуем перечислить только некоторые из них. Это открытие радио Buryad.fm, телеканала «Селенга ТВ», реализация проекта «Социальная отара овец, коров, Яков», создание художественной мастерской «Эрхим-Дархан» «Строительство цеха по переработке шерсти овчины», «Выделка шкур» спортивные турниры, проведение региональных конкурсов по бурятскому языку в Иволгинском дацане, открытие Якутского и Байкальского дацанов, восстановление Цогчен дугана в Агинском дацане, строительство Новосибирского дацана, возрождение Загустайского дацана в Селенгинском дацане и так далее.
Сейчас уже очевидно, что за многие года на посту Пандито Хамбо ламы Дамба Аюшеев превратил его в ведущий институт бурятского народа. После развала СССР Буддийская Сангха проявила максимум творческих усилий и сумела нащупать верный путь к сердцам верующих. Она была способна к созиданию, поскольку поставила во главу угла служение народу, а не собственное обогащение. И не буддийскую отрешённость и созерцательность, а активную деятельность:
«Много лет я думал, как помочь своему народу. Ведь мы, ламы, избираем этот путь священнослужителя только ради одной цели – помогать людям. И если мы не будем этого делать, то наши верующие имеют полное право от нас отвернуться…»
В итоге Сангха проявляет свои наилучшие творческие качества не только в религии, но и в области сельского хозяйства, национальной культуры, спорта, образования и СМИ. Успешно продвигается проект «Социальная отара», и Хамбо лама ярко и афористично говорит:
«Мой девиз: обмануть хитрого бурята, заставить работать ленивого бурята. То, что не сделали коммунисты, сделаю я!» Или: «Бурят должен быть рядом с овцами. Там, где они пасутся, там и отдыхает. Там, где они отдыхают, там и философствует».
Одно из главных направлений деятельности Сангхи - это продолжение дела великих Хамбо лам по укреплению бурятского единства. Как известно, сначала Хамбо ламы объединили вокруг себя селенгинских бурят, затем всех остальных: хоринцев, хамниган, закаменцев и иркутских бурят, к которым тогда, наряду с аларскими, относились тункинские, окинские и баргузинские буряты:
«Две губернии и две тысячи километров территории по обе стороны Байкала разделяли бурятские роды, пока Хамбо ламы не собрали их воедино! Сорок семь дацанов Восточной Сибири и Забайкалья встали под руку высших лам, и буряты стали единственным народом, который объединил буддизм! От Аларского дацана в Приангарье до Цугольского дацана в Аге!»
На сегодня в Иркутской области работают шесть дацанов. В своё время XII Хамбо лама Итигэлов вместе с лидерами иркутских бурят Василием Холодовым, Сократом Пирожковым, Николаем Ханхасаевым был организатором первого съезда иркутских и забайкальских бурят в марте 1915 года. А сегодня XXIV Пандито Хамбо лама говорит:
«После прихода Итигэлова выросло первое поколение детей. Мы можем считать его особенным и внимательно наблюдать дальнейший путь по жизни. За ними войдут в жизнь второе, третье, четвертое, пятое и последующие поколения детей, которые, думаю, будут разделяться не родами, а поколениями».
2877