Навстречу к IV этнокультурному фестивалю эхиритских родов (Ольхонский район, 13 июля 2024 года).
Точка зрения.
Мне иногда задают вопрос: «Почему часто говорят и пишут: «эхириты и булагаты»? Племена ведь разные».
Эхириты и булагаты - представители двух коренных племён, населяющих Эхирит-Булагатский район Иркутской области.
Общее объясняется длительностью совместного проживания на одной территории, непосредственного общения и взаимодействия в разных сферах материальной и духовной жизни.
В пределах Эхирит-Булагатского района на сегодняшний день между эхиритами и булагатами разницы не видят даже сами жители района, и не знают о принадлежности.
Между тем, национально-психологические особенности эхиритов в своём проявлении выглядят более динамичными и менее устойчивыми. У булагатов они более консервативны в силу того, что их сознание постоянно настроено главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками.
У эхиритов в меньшей степени, чем у булагатов, проявляется внутренняя готовность и предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов. Вот почему им свойственна преимущественная ориентация на «интернациональные» ценности, они легче ассимилируются среди представителей других племён. Булагаты же, по сравнению с эхиритами, в большей мере сохраняют своё национальное своеобразие.
Эхириты склонны проявлять независимость в своих действиях и поступках. Булагатам же, наоборот, свойственно конформное поведение, подчинение групповому давлению.
Потребность в общении у эхиритов реализуется свободнее и конкретнее. У булагатов же прослеживается более высокая потребность в достижениях, что можно связать с такими их психологическими качествами, как упорство, отчётливое стремление к успеху, самоуверенность. От них поэтому больше учёных, как говорят, 6 бывших ректоров вузов и т.д.
Эхириты и булагаты отличаются разным этническим происхождением.
Боханцы и осинцы (булагаты) абсолютно не идентифицируют себя с эхиритами. Ментальность у них совсем другая. Более того, они противопоставляют себя эхиритам.
«Оһын голойхид» (осинцы) и «Идайн голойхид» (боханцы) противопоставляют себя по многим параметрам «Худайн голойхидта» (эхиритам).
Даже символы принадлежности к племенам у них разные: у эхиритов тотем - Эреэн гутаар (пёстрый налим), булагатов тотем - Буха-Нойон.
Лексика (словарный запас слов) у осинцев совершенно отличается от эхиритского диалекта. У меня есть много друзей и приятелей, носителей эхиритского диалекта: собственно эхириты, баяндаевцы, качугцы, ольхонцы, худари и наши баргузинские буряты. У них - много схожего в лексике. А вот осинцы и боханцы - носители булагатского диалекта. Уже другая речь у них (о многом это говорит).
У боханско-осинских булагатов есть своеобразные высказывания об эхиритах (ха, не будем конкретизировать
)…
Вернёмся к первой части нашего разговора. Были примеры такого искусственного объединения на разных уровнях в стране, в числе которых и национальные республики: Кабардино-Балкарская, Чечено-Ингушская, и др. На уровне районов, как административных единиц, их довольно много.
Никаких «национально-психологических особенностей» между кабардинами и балкарами… тут нет, - так никак не скажешь…
Так же и между эхиритами, которые распределены по 7-ми районам этнической Бурятии (у них много общего, начиная с диалектных особенностей языка) и булагатами, укоренившимися в основном в Осинском и Боханском районах Иркутской области.
Об отличии между эхиритами и булагатами см.: в трудах крупного нашего этнолога Б.Р. Зориктуева (ИМБТ СО РАН).
Ц.Ц. Чойропов, редактор газеты "Нютаг хэлэн / Диалекты", член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
Точка зрения.
Мне иногда задают вопрос: «Почему часто говорят и пишут: «эхириты и булагаты»? Племена ведь разные».

Эхириты и булагаты - представители двух коренных племён, населяющих Эхирит-Булагатский район Иркутской области.
Общее объясняется длительностью совместного проживания на одной территории, непосредственного общения и взаимодействия в разных сферах материальной и духовной жизни.
В пределах Эхирит-Булагатского района на сегодняшний день между эхиритами и булагатами разницы не видят даже сами жители района, и не знают о принадлежности.
Между тем, национально-психологические особенности эхиритов в своём проявлении выглядят более динамичными и менее устойчивыми. У булагатов они более консервативны в силу того, что их сознание постоянно настроено главным образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со своими национальными установками.
У эхиритов в меньшей степени, чем у булагатов, проявляется внутренняя готовность и предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств, динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они отходят от национальных стандартов. Вот почему им свойственна преимущественная ориентация на «интернациональные» ценности, они легче ассимилируются среди представителей других племён. Булагаты же, по сравнению с эхиритами, в большей мере сохраняют своё национальное своеобразие.
Эхириты склонны проявлять независимость в своих действиях и поступках. Булагатам же, наоборот, свойственно конформное поведение, подчинение групповому давлению.
Потребность в общении у эхиритов реализуется свободнее и конкретнее. У булагатов же прослеживается более высокая потребность в достижениях, что можно связать с такими их психологическими качествами, как упорство, отчётливое стремление к успеху, самоуверенность. От них поэтому больше учёных, как говорят, 6 бывших ректоров вузов и т.д.
Эхириты и булагаты отличаются разным этническим происхождением.
Боханцы и осинцы (булагаты) абсолютно не идентифицируют себя с эхиритами. Ментальность у них совсем другая. Более того, они противопоставляют себя эхиритам.
«Оһын голойхид» (осинцы) и «Идайн голойхид» (боханцы) противопоставляют себя по многим параметрам «Худайн голойхидта» (эхиритам).
Даже символы принадлежности к племенам у них разные: у эхиритов тотем - Эреэн гутаар (пёстрый налим), булагатов тотем - Буха-Нойон.
Лексика (словарный запас слов) у осинцев совершенно отличается от эхиритского диалекта. У меня есть много друзей и приятелей, носителей эхиритского диалекта: собственно эхириты, баяндаевцы, качугцы, ольхонцы, худари и наши баргузинские буряты. У них - много схожего в лексике. А вот осинцы и боханцы - носители булагатского диалекта. Уже другая речь у них (о многом это говорит).
У боханско-осинских булагатов есть своеобразные высказывания об эхиритах (ха, не будем конкретизировать

Вернёмся к первой части нашего разговора. Были примеры такого искусственного объединения на разных уровнях в стране, в числе которых и национальные республики: Кабардино-Балкарская, Чечено-Ингушская, и др. На уровне районов, как административных единиц, их довольно много.
Никаких «национально-психологических особенностей» между кабардинами и балкарами… тут нет, - так никак не скажешь…
Так же и между эхиритами, которые распределены по 7-ми районам этнической Бурятии (у них много общего, начиная с диалектных особенностей языка) и булагатами, укоренившимися в основном в Осинском и Боханском районах Иркутской области.
Об отличии между эхиритами и булагатами см.: в трудах крупного нашего этнолога Б.Р. Зориктуева (ИМБТ СО РАН).
Ц.Ц. Чойропов, редактор газеты "Нютаг хэлэн / Диалекты", член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
3322