Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 102.58 107.43

Где страна Баргуджин-Токум?

Где страна Баргуджин-Токум?

Смотрите на паблике «Баргузинская долина / Баргажанай гол»
интереснейший японский документальный фильм 1936 года о баргутах, части бурятского народа, живущей в Автономном районе Внутренняя Монголия КНР (округ Хулун-Буир) - «Баргуудын тухай япончуудын хийсэнПоказать ещё баримтат кино, 1936 он».

«Джапан» и тогда умели делать кино?

В фильме показаны обыденная жизнь, быт баргутов. Как они пасут скот, готовят пищу, воспитывают детей, играют в шахматы, перекочевывают с одного места на другое, отправляют религиозные обряды, отмечают общественные праздники.

Из анонса: «В 1911-1921 годах Барга была независимым государством, свободным от китайского влияния, управлялась «парламентом» из представителей разных баргутских этнических групп. В 1920-е годы была вновь оккупирована Китайской республикой. Во время съёмок фильма, Барга была частью Государства Маньчжоу-Го, национального государства маньчжуров, созданного в 1930-е годы при поддержке Японии.

Родиной баргутов является Прибайкалье, территория на восточной стороне озера Байкал. Это современные Баргузинский, Курумканский, Прибайкальский, Кабанский районы Бурятии, долины рек Баргузин, Итанца, Селенга, таёжные районы возле рек Кика, Турка, Хаим. В древности и средневековье эта территория носила название Баргуджин-Токум (Земля баргутов).

Баргуты и Баргуджин-Токум упоминаются в монгольских и персидких источниках - «Сокровенное сказание монголов» («Монголун Нууц Тобчи»), сборнике летописей Рашид-ад-Дина, летописи «Алтан Тобчи».

В Южную Монголию, а затем в Баргу (современные уезды Шинэ-Барга и Хучин-Барга АРВМ КНР) баргуты переселились в первой половине XVII века. В настоящее время численность баргутов, которые говорят на новобаргутском и старобаргутском диалектах бурятского языка, насчитывает около 70 тыс. человек.

В 90-е годы XX века среди баргутов стала популярной идея возвращения на историческую родину, в Бурятию».

*****

Всегда интересуюсь, как баргуты выехали из Баргузинской долины в те далёкие времена, чем живут их потомки сейчас, и особенно так называемые «хуучин баргууд».

Баргуты - монголоязычное племя, местность, расположенная к востоку от Байкала, в средневековых монгольских летописях носила название Баргуджин-Токум. В XIII-м веке вместе с другими племенами баргуты вошли в состав общемонгольского государства.

В первой трети XVII в. Русское государство начало присоединение к себе территории Предбайкалья и Забайкалья для обложения местного населения ясаком.

И в этот период баргуты ушли на юг, на территории нынешней Монголии и Внутренней Монголии КНР.

В современном Китае среди баргутов выделяются этнические группы хуучин-барга (старые барга) и шэнэ-барга (новые барга). Они живут в Хулун-Буирском округе в трёх районах. И им удалось сохранить свой родной язык, традиционное хозяйствование, обычаи и культуру.

Баргуты всегда поклонялись своей исторической родине, главной святыне - Барга хаану. Говорят, Ему молились, когда баргуты находились далеко от своей родины, и Барга хаан всегда помогал преодолевать различные невзгоды и преграды.

И на протяжении четырёх веков баргуты, где бы они ни находились, хранят обычай направлять переднюю луку седла в сторону Баргузинской долины.

… В июне 2015 года в Улан-Удэ, Баргузинском и Курумканском районах Республики Бурятия проходил III-й Международный фестиваль баргутов. В республику приезжали представители Монголии, Автономного района Внутренняя Монголия КНР, районов этнической Бурятии.

Первые два баргутских фестиваля проходили на востоке Монголии в 2007 и 2011 годах. И на последнем флаг международной встречи был передан Курумканскому району Республики Бурятия.

Многочисленных гостей хозяева встретили тепло, согласно всем традициям и обычаям. Баргутский фестиваль стал объединяющим началом для целого народа. Когда его представители встречаются в едином порыве, они осмысливают, в каком состоянии сегодня находятся их культура и традиции. Такие форумы способствуют сохранению самобытности языка и обычаев бурятского народа.

Баргуты преодолели тысячи километров, чтобы наконец увидеть свою прародину, места предков. Спустя почти четыре века баргуты вновь молились на родине предков, в Баргузине и Курумкане. Как в давние времена, когда находились далеко от родины или были на войне.

Обряд «Поклонение духам великих предков», прошедший 19 июня 2015 года на территории нынешней Баргузинской долины, действительно имел сакральный смысл.

… И вот интересный факт. В начале 1930-х годов мой дядя (нагаса), молодой человек со средним специальным образованием (после учёбы в Верхнеудинске), приехал из Баргузина - в Агу и обосновался там на всю оставшуюся жизнь. В те годы он стал известным лекарем.

… Он скучал по родине. Приезжал в Дырен (Курумканский район) через 3-4 года. В честь его приезда на родину моя мама, младшая сестра гостя, исполняла вот такую (думается, старинную баргузинскую) песню:

«Баруун хойнаан һэбшээлхэдэнь,
Баргуужан нютагни һанагдна.
Бага наһаа шэбшхэдэм,
Баабай эхэмни һанагдна.

Сэхэ хойнаан һэбшээлхэдэнь,
Сэлэнгэ мүрэм һанагдна.
Сэбэр наһаа шэбшхэдэм,
Сэдьхэлым ганса һанагдна».

«Очень интересно. Какая красивая песня - от вашей мамы! Да, это точно - чисто баргузинская песня. В первый раз слышу. Уярхаар байна! - написала мне землячка, известная бурятская журналистка. - Так примерно пели песню (с огромной ностальгией) 400 лет назад баргузинские баргуты и 145 лет назад - сувановцы на чужбине…».

Цыренжаб Чойропов.

4146

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica