«Дeнь нecтaндapтнo мыcлящиx людeй».
Есть, оказывается, такой праздник. Его отмечают сегодня по всему миру...
Ветеран педагогического труда Жигжидма Батуевна Мунгунова писала: «Наше село Ягдык Курумканского района было интернациональным. Единой семьей с бурятами жили эвенки, татары, китайцы, евреи, русские… Была единственная улица, но длиннющая, вдоль которой расположились дома моих односельчан. Я вижу их сейчас как на ладони, перед глазами мелькают их лица. Много было людей умных, оригинальных, не стандартно мыслящих. Например: Чойропова Цыдыпа и Аюшеева Радну в народе называли «ходячей энциклопедией». («Буряад Үнэн - Дүхэриг», 2010 г., 1 апреля).
Я не думаю, что отец мой и его двоюродный брат были людьми с уникальным, непохожим на других мышлением, тем более, со способностями думать за рамками общепринятых норм и правил.
Скорее всего, известного в будущем педагога в отрочестве и юности удивляла в земляках умение говорить о разных «умных вещах» и, может быть, предсказать заранее какие-то события или поведение того или иного человека в тех или иных условиях в будущем.
Попробую-ка рассказать о некоторых неординарных шагах и поступках отца в той или иной ситуации…
Имея лишь 4-х-классное образование, Ц.Б. Чойропов в 1930-е годы работал бригадиром-заведующим МТФ колхоза. В одно время работал заместителем председателя колхоза.
Но не суждено было проявить себя на новом участке работы. Кто-то написал заявление в «органы» на односельчанина за то, что он, будучи членом партии, совершил шаманский обряд в связи с болезнью годовалого ребёнка. Добавил, что Ц.Б. говорил как-то: надо бы восстановить «значимость советской власти», т.е. власть в государстве, как власть, избранную народом в лице Советов всех уровней. Фактически же, мол, власть в стране целиком принадлежит партии, которая отнюдь представителем всего народа не является. К тому же, в-третьих, распространял недостоверные слухи о возможной войне с Гитлером, которые, якобы, будоражат общественное мнение. Повезло, что не посадили. Ведь шёл 1938-й год. Теперь, уже снятого с работы, исключили из партии.
Известно, что в 1930-е годы доносительство приняло тотальный характер. Даже в деревнях появились свои «стукачи»-доброхоты, думающие о том, кто первый успеет донести на другого, ибо, как было остроумно замечено «уж лучше стучать, чем перестукиваться». А что такое тогдашние доносы? Это отнюдь не только и не столько - срочная информация об услышанном накануне анекдоте «с душком». Встречаются солидные, компетентные послания, чьи авторы как будто бы болеют за судьбу любимой отчизны, а поэтому стараются отправить в соответствующие органы своих уважаемых коллег, а то и многолетних приятелей.
В июле 1941 года призван в Действующую армию. После ускоренного обучения военному делу в пехотном училище на ст. Дивизионная был отправлен на западный фронт.
Фронтовик рассказывал о том, что в начальный период войны в пище солдат не было особого разнообразия: хлеб да каша из перловой крупы, немного мяса. Мясного не хватало особенно этническим сибирякам. После того как запасы еды закончатся, приходилось искать пропитание на стороне.
Однажды в зимний мороз отец в затишье между боями вместе с двумя воинами-якутами взяли с собой ножи и пехотные лопаты, поползли к убитым неподалёку лошадям. Они срезали внутренний жир («арбин») с убитых лошадей. Известно, что многие народы нашей страны, особенно сибиряки, охотно употребляют конину и даже предпочитают её другим видам мяса. Следует отметить, что не только конское мясо, но и конский жир отличаются хорошими вкусовыми и пищевыми качествами. Поначалу русскоязычным солдатам трудно было приноровиться к непривычной для них еде. Но не оставалось другого выбора. Хотя эта необычная пища, возможно, показалась им совсем неаппетитной, её стоило попробовать. Были бы только хлеб да соль. Одним словом, и «пошло-поехало»… Вот такие были они - солдаты-сибиряки…
В послевоенные годы мой отец, в статусе инвалида войны, устраивался на работы, связанных с использованием лошадей. Это перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях с использованием лошадей. Использование гужевого транспорта для доставки небольших грузов на короткие расстояния, в первую очередь это внутрихозяйственные перевозки.
Лощадь содержалась дома и считалась почти как личная…
Цыдыб Бадмаевич обладал уникальными знаниями и информацией о своей родословной. Знание прошлого своего рода или корней предков всегда было его сильной стороной. Он также хорошо знал родословную своих односельчан.
У бурят, как у других народов, наверное, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое дерево рода являлось предметом особой гордости за свой род. Считалось, если человек знает 7 колен («үе») из своей родословной, то он очень толковый есть, или как сейчас говорят весьма продвинутый! А знать родовое древо чуть ли в 3 раза длиннее, как наш отец, - конечно же, здорово! На Западе родословную продают/покупают (очень модно стало). И дорого стоит.
Сегодня знание своей родословной обретает популярность среди населения. Кто-то стремится определить свою причастность к какому-либо особенному роду, кому-то интересно узнать о происхождении фамилии, а кто-то посчитал нужным воссоздать генеалогическое древо рода для будущих поколений.
… После войны соотношение мужского и женского населения в стране ухудшилось в сторону сильного увеличения доли женского населения. Такая деформация в соотношении полов привела к большим негативным изменениям в брачных отношениях и появлению большого числа внебрачных детей. Впрочем, в опустошённой войной стране, потерявшей значительную часть мужского населения, это было вполне закономерно и объяснимо.
Кто чей сын и кто кому отец? Вопросы не из праздных.
По каким-то еле уловимым признакам особенностей строения лица и тела в целом, включая маленьких детей, Цыдыб Бадмаевич сравнительно легко умел делать своеобразный «расчёт», показавший, кто его отец… Многие повзрослевшие дети хотели узнать своего биологического отца. Если человек интересовался, то он мог помочь, и они были благодарны знатоку. Если настоящего отца в жизни человека не было все его сознательное существование, то не стоило бы врываться в его жизнь со словами «Я знаю кто - от кого…». Бывало и такое.
Наш односельчанин Гыпылов Дагба (Алексей) Пунсокович, специалист по мясному животноводству, вспоминал: удивительно то, что, не имея специального зоотехнического образования, Цыдыб Бадмаевич Чойропов мог отбирать на племя наиболее ценных животных, обязательным было для него выявление генотипа животных по родословной, боковым родственникам и по качеству потомства. Знание родословной сельскохозяйственных животных, очевидно наиболее важно для оценки молодняка и отбора молодых производителей. Лучшими по генотипу он считал производителей, устойчиво передающих потомству желательные качества. Ценных животных выделял в воспроизводящую группу (племенное ядро) и лучший приплод от них оставлял на племя (когда он работал заведующим МТФ колхоза - в довоенные годы, и в личном подворье - после войны).
(Хорошими знаниями родословной лошадей и других животных славился также его родственник, бессменный коневод Дырена Дылыков Ухин Эметхенович).
Говорил о недопустимости кровосмешения (вязки между ближайшими родственниками) у домашних животных. Чтобы не допустить автоматического родственного спаривания раньше между хозяйствами, когда работал бригадиром животноводческой фермы, практиковался частый обмен производителями.
Отец в 1960-е годы периодически выезжал в неблизкое русское поселение Усть-Баргузин закупать для личного подворья поросят с хорошей жизнеспособностью, признаками которой считал крепкую конституцию, висячие уши, удлинённое туловище, с растянутой средней частью. Такая порода скороспелая, молодняк при мясном откорме достигает веса 100 кг к 6 месяцам.
Что интересно, обмен осуществлялся без помощи денег (в 1990-е годы его называли «бартер»). Большой спрос у русских домохозяек был на овечью шерсть от бурятской породы, она находила применение носки да варежки вязать, и не только… В то время овечья шерсть в бурятских домохозяйствах - один из источников получения дохода от разведения овец. Если для собственных нужд сырья хватало, то, конечно же, можно было продавать.
Внешне Цыдыб Бадмаевич выглядел так: был среднего роста, плотного и коренастого телосложения. Младшая дочь Раиса Цыдыповна вспоминает: «У отца от природы были кудрявые чёрные волосы. Все мои родные и близкие радовались и восхищались ими. Ему было всего 63 года, как он умер, возраст, как понимаете, не такой уж почтенный, неприятности со здоровьем случались. Последствия ранения на фронте, бесспорно, сказывались на здоровье фронтовика. Но сколько помню отца, у него всегда были ровные здоровые зубы».
Отец не лишён был определённого ораторского дара, природной способности убедительно и красиво говорить. Часто использовал в своей речи пословицы и поговорки, крылатые фразы и афоризмы. Но очень жалел, что не удалось ему получить хорошее образование. Сожаление выражалось в неоднократном восклицании: «Ах, если бы!..». Почти как у А.П. Чехова: «Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие!».
Отсюда понятно было желание дать детям такое образование. «Без высшего образования сейчас никуда», - любил он повторять.
Как вспоминает старший сын Цыденжаб Цыдыпович, в начале 1960-х годов учёные из города проводили какие-то антропометрические обмеры головы, лица, ротовой полости отца, с помощью набора специальных инструментов. Что они изучали? Трудно быть уверенными на «все сто», хотя и нужно стремиться к установлению причин. Возможно, они работали просто с выборками - группами индивидов, представляющих собой часть какой-то большой общности. Может быть, задачей антропологов являлось изучение популяции известных людей, морфологических особенностей человека, отличающих его от других людей…
Цыренжаб Чойропов, доктор социологических наук, профессор, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
Есть, оказывается, такой праздник. Его отмечают сегодня по всему миру...
Ветеран педагогического труда Жигжидма Батуевна Мунгунова писала: «Наше село Ягдык Курумканского района было интернациональным. Единой семьей с бурятами жили эвенки, татары, китайцы, евреи, русские… Была единственная улица, но длиннющая, вдоль которой расположились дома моих односельчан. Я вижу их сейчас как на ладони, перед глазами мелькают их лица. Много было людей умных, оригинальных, не стандартно мыслящих. Например: Чойропова Цыдыпа и Аюшеева Радну в народе называли «ходячей энциклопедией». («Буряад Үнэн - Дүхэриг», 2010 г., 1 апреля).
Я не думаю, что отец мой и его двоюродный брат были людьми с уникальным, непохожим на других мышлением, тем более, со способностями думать за рамками общепринятых норм и правил.
Скорее всего, известного в будущем педагога в отрочестве и юности удивляла в земляках умение говорить о разных «умных вещах» и, может быть, предсказать заранее какие-то события или поведение того или иного человека в тех или иных условиях в будущем.
Попробую-ка рассказать о некоторых неординарных шагах и поступках отца в той или иной ситуации…
Имея лишь 4-х-классное образование, Ц.Б. Чойропов в 1930-е годы работал бригадиром-заведующим МТФ колхоза. В одно время работал заместителем председателя колхоза.
Но не суждено было проявить себя на новом участке работы. Кто-то написал заявление в «органы» на односельчанина за то, что он, будучи членом партии, совершил шаманский обряд в связи с болезнью годовалого ребёнка. Добавил, что Ц.Б. говорил как-то: надо бы восстановить «значимость советской власти», т.е. власть в государстве, как власть, избранную народом в лице Советов всех уровней. Фактически же, мол, власть в стране целиком принадлежит партии, которая отнюдь представителем всего народа не является. К тому же, в-третьих, распространял недостоверные слухи о возможной войне с Гитлером, которые, якобы, будоражат общественное мнение. Повезло, что не посадили. Ведь шёл 1938-й год. Теперь, уже снятого с работы, исключили из партии.
Известно, что в 1930-е годы доносительство приняло тотальный характер. Даже в деревнях появились свои «стукачи»-доброхоты, думающие о том, кто первый успеет донести на другого, ибо, как было остроумно замечено «уж лучше стучать, чем перестукиваться». А что такое тогдашние доносы? Это отнюдь не только и не столько - срочная информация об услышанном накануне анекдоте «с душком». Встречаются солидные, компетентные послания, чьи авторы как будто бы болеют за судьбу любимой отчизны, а поэтому стараются отправить в соответствующие органы своих уважаемых коллег, а то и многолетних приятелей.
В июле 1941 года призван в Действующую армию. После ускоренного обучения военному делу в пехотном училище на ст. Дивизионная был отправлен на западный фронт.
Фронтовик рассказывал о том, что в начальный период войны в пище солдат не было особого разнообразия: хлеб да каша из перловой крупы, немного мяса. Мясного не хватало особенно этническим сибирякам. После того как запасы еды закончатся, приходилось искать пропитание на стороне.
Однажды в зимний мороз отец в затишье между боями вместе с двумя воинами-якутами взяли с собой ножи и пехотные лопаты, поползли к убитым неподалёку лошадям. Они срезали внутренний жир («арбин») с убитых лошадей. Известно, что многие народы нашей страны, особенно сибиряки, охотно употребляют конину и даже предпочитают её другим видам мяса. Следует отметить, что не только конское мясо, но и конский жир отличаются хорошими вкусовыми и пищевыми качествами. Поначалу русскоязычным солдатам трудно было приноровиться к непривычной для них еде. Но не оставалось другого выбора. Хотя эта необычная пища, возможно, показалась им совсем неаппетитной, её стоило попробовать. Были бы только хлеб да соль. Одним словом, и «пошло-поехало»… Вот такие были они - солдаты-сибиряки…
В послевоенные годы мой отец, в статусе инвалида войны, устраивался на работы, связанных с использованием лошадей. Это перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях с использованием лошадей. Использование гужевого транспорта для доставки небольших грузов на короткие расстояния, в первую очередь это внутрихозяйственные перевозки.
Лощадь содержалась дома и считалась почти как личная…
Цыдыб Бадмаевич обладал уникальными знаниями и информацией о своей родословной. Знание прошлого своего рода или корней предков всегда было его сильной стороной. Он также хорошо знал родословную своих односельчан.
У бурят, как у других народов, наверное, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое дерево рода являлось предметом особой гордости за свой род. Считалось, если человек знает 7 колен («үе») из своей родословной, то он очень толковый есть, или как сейчас говорят весьма продвинутый! А знать родовое древо чуть ли в 3 раза длиннее, как наш отец, - конечно же, здорово! На Западе родословную продают/покупают (очень модно стало). И дорого стоит.
Сегодня знание своей родословной обретает популярность среди населения. Кто-то стремится определить свою причастность к какому-либо особенному роду, кому-то интересно узнать о происхождении фамилии, а кто-то посчитал нужным воссоздать генеалогическое древо рода для будущих поколений.
… После войны соотношение мужского и женского населения в стране ухудшилось в сторону сильного увеличения доли женского населения. Такая деформация в соотношении полов привела к большим негативным изменениям в брачных отношениях и появлению большого числа внебрачных детей. Впрочем, в опустошённой войной стране, потерявшей значительную часть мужского населения, это было вполне закономерно и объяснимо.
Кто чей сын и кто кому отец? Вопросы не из праздных.
По каким-то еле уловимым признакам особенностей строения лица и тела в целом, включая маленьких детей, Цыдыб Бадмаевич сравнительно легко умел делать своеобразный «расчёт», показавший, кто его отец… Многие повзрослевшие дети хотели узнать своего биологического отца. Если человек интересовался, то он мог помочь, и они были благодарны знатоку. Если настоящего отца в жизни человека не было все его сознательное существование, то не стоило бы врываться в его жизнь со словами «Я знаю кто - от кого…». Бывало и такое.
Наш односельчанин Гыпылов Дагба (Алексей) Пунсокович, специалист по мясному животноводству, вспоминал: удивительно то, что, не имея специального зоотехнического образования, Цыдыб Бадмаевич Чойропов мог отбирать на племя наиболее ценных животных, обязательным было для него выявление генотипа животных по родословной, боковым родственникам и по качеству потомства. Знание родословной сельскохозяйственных животных, очевидно наиболее важно для оценки молодняка и отбора молодых производителей. Лучшими по генотипу он считал производителей, устойчиво передающих потомству желательные качества. Ценных животных выделял в воспроизводящую группу (племенное ядро) и лучший приплод от них оставлял на племя (когда он работал заведующим МТФ колхоза - в довоенные годы, и в личном подворье - после войны).
(Хорошими знаниями родословной лошадей и других животных славился также его родственник, бессменный коневод Дырена Дылыков Ухин Эметхенович).
Говорил о недопустимости кровосмешения (вязки между ближайшими родственниками) у домашних животных. Чтобы не допустить автоматического родственного спаривания раньше между хозяйствами, когда работал бригадиром животноводческой фермы, практиковался частый обмен производителями.
Отец в 1960-е годы периодически выезжал в неблизкое русское поселение Усть-Баргузин закупать для личного подворья поросят с хорошей жизнеспособностью, признаками которой считал крепкую конституцию, висячие уши, удлинённое туловище, с растянутой средней частью. Такая порода скороспелая, молодняк при мясном откорме достигает веса 100 кг к 6 месяцам.
Что интересно, обмен осуществлялся без помощи денег (в 1990-е годы его называли «бартер»). Большой спрос у русских домохозяек был на овечью шерсть от бурятской породы, она находила применение носки да варежки вязать, и не только… В то время овечья шерсть в бурятских домохозяйствах - один из источников получения дохода от разведения овец. Если для собственных нужд сырья хватало, то, конечно же, можно было продавать.
Внешне Цыдыб Бадмаевич выглядел так: был среднего роста, плотного и коренастого телосложения. Младшая дочь Раиса Цыдыповна вспоминает: «У отца от природы были кудрявые чёрные волосы. Все мои родные и близкие радовались и восхищались ими. Ему было всего 63 года, как он умер, возраст, как понимаете, не такой уж почтенный, неприятности со здоровьем случались. Последствия ранения на фронте, бесспорно, сказывались на здоровье фронтовика. Но сколько помню отца, у него всегда были ровные здоровые зубы».
Отец не лишён был определённого ораторского дара, природной способности убедительно и красиво говорить. Часто использовал в своей речи пословицы и поговорки, крылатые фразы и афоризмы. Но очень жалел, что не удалось ему получить хорошее образование. Сожаление выражалось в неоднократном восклицании: «Ах, если бы!..». Почти как у А.П. Чехова: «Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие!».
Отсюда понятно было желание дать детям такое образование. «Без высшего образования сейчас никуда», - любил он повторять.
Как вспоминает старший сын Цыденжаб Цыдыпович, в начале 1960-х годов учёные из города проводили какие-то антропометрические обмеры головы, лица, ротовой полости отца, с помощью набора специальных инструментов. Что они изучали? Трудно быть уверенными на «все сто», хотя и нужно стремиться к установлению причин. Возможно, они работали просто с выборками - группами индивидов, представляющих собой часть какой-то большой общности. Может быть, задачей антропологов являлось изучение популяции известных людей, морфологических особенностей человека, отличающих его от других людей…
Цыренжаб Чойропов, доктор социологических наук, профессор, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
3346