Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 80.33 91.71

В Национальной библиотеке Республики Бурятия состоялась презентация документального фильма Модогоев. Из рода Ользон

В Национальной библиотеке Республики Бурятия состоялась презентация документального фильма «Модогоев. Из рода Ользон».

Обратил внимание на одно из выступлений участников собрания. Директор ИМБТ СО РАН Борис Ванданович Базаров заявил, что материалов об ущемлении права на родной язык (со стороны А.У. Модогоева - ред.) нет, мы не нашли. - Это первое.

И второе. Время, мол, было такое - не выполнять распоряжения «сверху» никак невозможно было…

Так ли это?

1) Известно, что большинство автономных республик, в т.ч. Бурятия (первый секретарь обкома партии - Андрей Урупхеевич Модогоев, министр просвещения - Соном Гомбоевич Дугаров), в 1960-х годах с усердием выполняли злополучный приказ министерства просвещения России об ограничении преподавания национальных языков в школах, оставив их лишь в начальных классах.

Это, в конечном счёте, привело обучение на родном языке и развитие национальной культуры к упадку. И только в Татарстане, Якутии и 2-3 других национальных республиках сохранили социокультурную динамику развития национальных языков и литератур. Потому у них сохраняется весьма благополучная ситуация в этой области духовной жизни.

Министр просвещения Якутской АСCР Николай Иванович Шарин, при негласной поддержке руководителя республики Гавриила Иосифовича Чиряева, не выполнил приказ из Первопрестольной и спас, в конце концов, якутский язык.

Молодой тогда якутский министр (в числе коллег из других республик) был приглашён на совещание в Москву. В Министерстве просвещения РСФСР рассматривался вопрос о новых стандартах преподавания родного языка и литературы в национальных школах автономных республик. Установка была однозначной: ограничить их преподавание, оставив лишь в начальных классах.

Приказ министра просвещения РСФСР Евгения Ивановича Афанасенко по существу был актом дискриминации в отношении национального образования и национальной культуры в стране.

На совещании, посвящённом задачам его неукоснительного исполнения, только министр просвещения Татарской АССР Мирза Исмаилович Махмутов публично выразил своё сомнение в его целесообразности. Его примеру потом последовал якутский министр Шарин.

Они приняли решение не выполнять решение о свёртывании изучения родного языка. По прибытии в Якутск Николай Иванович Шарин подробно доложил обо всём первому секретарю обкома партии Гавриилу Иосифовичу Чиряеву и он поддержал своего министра. Они нисколько не побоялись «диктата» московских властей того периода…

2) Есть замечательная статья народного поэта Бурятии Андрея Григорьевича Румянцева (живёт сейчас в г. Москва) «Николай Дамдинов: Как степью широкой, по жизни хочу пройти…» (на сайте https://rospisatel.ru/).

Вот выдержка из этой статьи: «На одном из совещаний в Улан-Удэ Николай Гармаевич Дамдинов оказался «крамольником». Выступая, он попытался убедить плохо понимающий его зал, что в каждой бурятской школе нужно преподавать родной язык. Иначе очень скоро земляки разучатся говорить и читать по-бурятски. «Уже сегодня, - напоминал Дамдинов, - тиражи газет и книг на бурятском языке сократились до опасного минимума, у местного радио и телевидения не остаётся слушателей. Забудем родное слово - и умрёт национальный театр, литература, сама письменность» (это было также в 1960-х годах).

На это «хозяин Бурятии» (А.У. Модогоев - ред.), раздражённо недоумевая, ответил Дамдинову: «Неужели вы против того, чтобы бурятские дети поступали в лучшие московские и ленинградские вузы? Для этого, как известно, нужно хорошо знать русский, а не бурятский язык. К сожалению, в бурятском языке нет слова «синхрофазотрон»...).

Ц.Ц. Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.

3822

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica