Точка зрения.
В соцсети сегодня прочитал: «Известный фольклорист и этнограф С.П. Балдаев отмечал, что у восточных бурят до 20-30 гг. ХХ в. вообще не было кругового танца (он называет его «еэхэр») и только с образованием республики (1923 г.) еэхэр стал распространяться среди хоринских, селенгинских и агинских бурят».
Понятно, что это меня сразу заинтересовало, и вот почему?
К подобному умозаключению я пришёл ещё в студенческие годы (1970-е), хотя и не обучался в университете по этнологии, этнографии и истории…
1) Имеется круговой танец у западных бурят (ёохор, еэхэр, яахар, хатар наадан) и якутов (осуохай / оһуохай). Это не только танцы, но и досуг, и общение. Они сближали людей. Организовывались медляк и пение так, что молодые люди могли заводить новые знакомства. И они не требуют специальной подготовки, достаточно просты в движениях...
2) Употребление конской печени и арбина (брюшного жира) популярно у западных бурят и якутов. Отец мой рассказывал о том, что в начальный период войны в пище солдат не было особого разнообразия: хлеб да каша из перловой крупы, немного мяса. Мясного не хватало особенно этническим сибирякам.
В затишье между боями в Подмосковье в зимнее время четверо воина-якута - Прокопьев Иван, Гаврилов Максим, Егоров Иван, Спиридонов Иван с пехотными лопатами ползут куда-то. И мой отец Чойропов Цыдып - за ними. Они срезали внутренний жир (арбин) с убитых лошадей. Стало известно, что якуты охотно употребляют конину и даже предпочитают её другим видам мяса. Следует отметить, что не только конское мясо, но и конский жир и сырой печень отличаются хорошими вкусовыми и пищевыми качествами.
Сибиряки добыли съестное с высокими калориями. Поначалу русским солдатам трудно было приноровиться к непривычной для них еде. Но не оставалось другого выбора. Хотя эта необычная пища, возможно, показалась им совсем неаппетитной, её стоило попробовать. Были бы только хлеб да соль. Одним словом, и пошло-поехало… Вот такие были они - баргузинский бурят и солдаты-якуты…
3) Шаманизм у западных бурят и якутов - наиболее распространённый вид религии. Восточные буряты в большинстве своём исповедуют буддизм. У западных бурят буддизм особо не получил распространения, они остаются в основном шаманистами и по сей день...
Вывод: происхождение у них, очевидно, - от курыкан. Расселялись курыканы в те далёкие века по берегам Байкала, в долине Ангары и верховьях Лены.
*****
Вот что писал народный артист СССР Гомбо Цыдынжапов в «Воспоминаниях о детских и юношеских годах»:
«Зүүн, баруун буряадууд гээд ехээр илгарха. …Амаралтын үдэр бүхэндэ вечеринканууд болодог байгаа, эндэ баруун буряадууд бэрхээр ёхор хатарха, элдэбын наадануудые туршаха, хатар, дуу-шуу, гэхэ мэтэ.
… Зүүн буряадууд ёхор гээшые мэдэхэгүй, наадажа шадахагүй байгаа. Тэдэшни хоровод гээшые мэдэхэ, үшөө дуунуудай мүрысөөндэ дуратайгша һэн» (это было в 1920-х годах).
Оригинал текста воспоминаний хранится в музее Улюкчиканской средней школы Баргузинского района.
*****
Можно предположить, что с изложенными мною суждениями немалое количество подписантов не согласятся. Но см. выше рубрику «Точка зрения»…
На снимке: Ёхор - у западных бурят (слева); Осуохай - у саха (якутов).
Ц.Ц. Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
В соцсети сегодня прочитал: «Известный фольклорист и этнограф С.П. Балдаев отмечал, что у восточных бурят до 20-30 гг. ХХ в. вообще не было кругового танца (он называет его «еэхэр») и только с образованием республики (1923 г.) еэхэр стал распространяться среди хоринских, селенгинских и агинских бурят».
Понятно, что это меня сразу заинтересовало, и вот почему?

К подобному умозаключению я пришёл ещё в студенческие годы (1970-е), хотя и не обучался в университете по этнологии, этнографии и истории…
1) Имеется круговой танец у западных бурят (ёохор, еэхэр, яахар, хатар наадан) и якутов (осуохай / оһуохай). Это не только танцы, но и досуг, и общение. Они сближали людей. Организовывались медляк и пение так, что молодые люди могли заводить новые знакомства. И они не требуют специальной подготовки, достаточно просты в движениях...
2) Употребление конской печени и арбина (брюшного жира) популярно у западных бурят и якутов. Отец мой рассказывал о том, что в начальный период войны в пище солдат не было особого разнообразия: хлеб да каша из перловой крупы, немного мяса. Мясного не хватало особенно этническим сибирякам.
В затишье между боями в Подмосковье в зимнее время четверо воина-якута - Прокопьев Иван, Гаврилов Максим, Егоров Иван, Спиридонов Иван с пехотными лопатами ползут куда-то. И мой отец Чойропов Цыдып - за ними. Они срезали внутренний жир (арбин) с убитых лошадей. Стало известно, что якуты охотно употребляют конину и даже предпочитают её другим видам мяса. Следует отметить, что не только конское мясо, но и конский жир и сырой печень отличаются хорошими вкусовыми и пищевыми качествами.
Сибиряки добыли съестное с высокими калориями. Поначалу русским солдатам трудно было приноровиться к непривычной для них еде. Но не оставалось другого выбора. Хотя эта необычная пища, возможно, показалась им совсем неаппетитной, её стоило попробовать. Были бы только хлеб да соль. Одним словом, и пошло-поехало… Вот такие были они - баргузинский бурят и солдаты-якуты…
3) Шаманизм у западных бурят и якутов - наиболее распространённый вид религии. Восточные буряты в большинстве своём исповедуют буддизм. У западных бурят буддизм особо не получил распространения, они остаются в основном шаманистами и по сей день...
Вывод: происхождение у них, очевидно, - от курыкан. Расселялись курыканы в те далёкие века по берегам Байкала, в долине Ангары и верховьях Лены.
*****
Вот что писал народный артист СССР Гомбо Цыдынжапов в «Воспоминаниях о детских и юношеских годах»:
«Зүүн, баруун буряадууд гээд ехээр илгарха. …Амаралтын үдэр бүхэндэ вечеринканууд болодог байгаа, эндэ баруун буряадууд бэрхээр ёхор хатарха, элдэбын наадануудые туршаха, хатар, дуу-шуу, гэхэ мэтэ.
… Зүүн буряадууд ёхор гээшые мэдэхэгүй, наадажа шадахагүй байгаа. Тэдэшни хоровод гээшые мэдэхэ, үшөө дуунуудай мүрысөөндэ дуратайгша һэн» (это было в 1920-х годах).
Оригинал текста воспоминаний хранится в музее Улюкчиканской средней школы Баргузинского района.
*****
Можно предположить, что с изложенными мною суждениями немалое количество подписантов не согласятся. Но см. выше рубрику «Точка зрения»…
На снимке: Ёхор - у западных бурят (слева); Осуохай - у саха (якутов).
Ц.Ц. Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
3600