ТОГООНОЙ КАК ВНУТРЕННЕЕ ПОДНОШЕНИЕ
Кисломолочный напиток, полученный путём естественного брожения из коровьего молока, издавна пользовался большой популярностью у бурятского народа. Тогооной – хмельной напиток первого перегона. Примерно из 20 литров коровьего молока после сепарирования (раньше отстаивали) выходит 1,5 – 2 литра сливок и около 18 литров обрата. Обрат (сэгээн по-бурят.) киснет и после небольшого добавления закваски получается самый любимый напиток бурят – хурэнгэ (простокваша). После длительного брожения и перегонки из 20 литров хурэнгэ выходит 1,5 – 2 литра тогооной крепостью от 11 до 18 градусов. Крепость тогооной зависит от качества пастбища. К примеру, если скот питается на солончаковом пастбище (хужартай по-бурят.), тогда крепость напитка выше. Каждый последующий перегон имеет своё бурятское название и увеличивает крепость. Чтобы получить 1,5 – 2 литра хорзо последнего перегона, крепость которого превышает 90 градусов, нужно минимум 400 литров обрата. Главным во всём этом процессе является хурэнгэ – чем выше кислотность, тем лучше тогооной. Если хурэнгэ не получилась, то все последующие действия бесполезны, ничего не выйдет. Есть версия, что слово «хорон» (яд по-бурятски) произошло от слова хорзо. Поэтому в своё время Чингисхан запретил употребление спиртного женщинам вообще, а мужчинам до 29 лет, что впоследствии было отражено в своде законов (яса). Может, поэтому сейчас тогооной такая редкость.
Испокон веков буряты подносили тогооной богам как самую лучшую, высшую часть «белой» пищи. Также тогооной является обязательным продуктом на столе для угощения уважаемых людей. Июньский тогооной, собранный с самой первой травы, считается самым лучшим, самым ценным. У нас его называют «шэрэмэй тогооной». Это натуральный, традиционный, экологически чистый продукт. Не имеет разрушающего воздействия на мозг, печень. Улучшает аппетит. Усиливает метаболический огонь, переваривающую способность. Однако при чрезмерном употреблении «бьёт» по ногам, но сознание, голова остаются ясными. Поэтому даже при «передозировке» никаких неприятных инцидентов обычно не бывает.
Наша идея заключается в том, чтобы для тантрического «внутреннего» подношения, суть которого в преобразовании самого негативного (алкоголя) в нектар для богов, заменить водку на тогооной. И это будет лучшим подношением не только для буддийских божеств, но также и для духов местности. Ведь тогооной – это как бы пыльца, нектар растительного мира, продукт длительного трудоёмкого процесса – значительной части животноводческой деятельности местного населения.
Пожилые люди рассказывают, что в годы Советской власти, когда религия была под запретом, народ продолжал обращаться к ламам. В те суровые времена бурятские ламы отдавали большее предпочтение использованию тогооной для ритуалов, чем магазинной водке. Люди приносили в маленьких емкостях по 50-100 граммов. Ведь, по большому счету, объем не имеет значения, лишь бы емкость была полной, нетронутой. Мы решили последовать предпочтениям бурятских лам старшего поколения. Алкоголь нужен в тантрических ритуалах для ментальной трансформации «ядов» сознания в «нектар» – блаженство, которое и подносится мысленно Защитникам буддийского Учения, местным духам. В буддийской тантре это называется «внутренним» подношением. «Внутреннее» – означает ментальное. Преобразование нечистого, грязного – в чистое. Здесь чистота не означает, что оно съедобное. Превращение ядов сознания, таких, как невежество, гнев и т.д., в нектар, т.е. блаженство – это состояние сознания, ментальный, внутренний уровень. Поэтому спиртное разбрызгивается полностью, без остатка. И это символизирует полное избавление от ядов сознания. Таким образом, привносится гармония в окружающее пространство и находящихся поблизости всех существ. Уничтожаются невежество, гнев и прочие негативные состояния сознания и сопутствующие им энергии.
Вероятно, из-за запрета Чингисхана (сухого закона) большинство монгольских народов перестало его производить. В Бурятии также почти повсеместно утратилась эта традиция. И лишь в Баргузинской долине и еще в нескольких местах компактного проживания бурят продолжают изготавливать этот напиток.
Тогооной – это эссенция родной земли, верхняя часть «белой пищи», это нектар тантрического «внутреннего» подношения – плод духовных реализаций человека, проводящего этот ритуал. Только с такой мотивацией приобретается и подносится символическое количество алкоголя в буддизме. Ни о каком употреблении внутрь и речи быть не может. Всё буддийское учение, а значит, все ритуалы должны следовать наставлениям Будды. Если мы будем прикрывать свои привязанности буддизмом, каким-то образом пытаться оправдать свои грехи – это будет гораздо хуже, чем открытое их совершение.
И это символическое количество тогооной можно хранить в холодильнике, а ещё лучше на алтаре. Там оно послужит хорошим, дополнительным подношением. В следующий раз, когда понадобится проведение ритуала «сэржэм», вам не нужно будет искать, бежать в магазин за водкой. И ваши деньги не пойдут в карман, на обогащение частных лиц и винно-водочных заводов. Еши Намжил лама.
Кисломолочный напиток, полученный путём естественного брожения из коровьего молока, издавна пользовался большой популярностью у бурятского народа. Тогооной – хмельной напиток первого перегона. Примерно из 20 литров коровьего молока после сепарирования (раньше отстаивали) выходит 1,5 – 2 литра сливок и около 18 литров обрата. Обрат (сэгээн по-бурят.) киснет и после небольшого добавления закваски получается самый любимый напиток бурят – хурэнгэ (простокваша). После длительного брожения и перегонки из 20 литров хурэнгэ выходит 1,5 – 2 литра тогооной крепостью от 11 до 18 градусов. Крепость тогооной зависит от качества пастбища. К примеру, если скот питается на солончаковом пастбище (хужартай по-бурят.), тогда крепость напитка выше. Каждый последующий перегон имеет своё бурятское название и увеличивает крепость. Чтобы получить 1,5 – 2 литра хорзо последнего перегона, крепость которого превышает 90 градусов, нужно минимум 400 литров обрата. Главным во всём этом процессе является хурэнгэ – чем выше кислотность, тем лучше тогооной. Если хурэнгэ не получилась, то все последующие действия бесполезны, ничего не выйдет. Есть версия, что слово «хорон» (яд по-бурятски) произошло от слова хорзо. Поэтому в своё время Чингисхан запретил употребление спиртного женщинам вообще, а мужчинам до 29 лет, что впоследствии было отражено в своде законов (яса). Может, поэтому сейчас тогооной такая редкость.
Испокон веков буряты подносили тогооной богам как самую лучшую, высшую часть «белой» пищи. Также тогооной является обязательным продуктом на столе для угощения уважаемых людей. Июньский тогооной, собранный с самой первой травы, считается самым лучшим, самым ценным. У нас его называют «шэрэмэй тогооной». Это натуральный, традиционный, экологически чистый продукт. Не имеет разрушающего воздействия на мозг, печень. Улучшает аппетит. Усиливает метаболический огонь, переваривающую способность. Однако при чрезмерном употреблении «бьёт» по ногам, но сознание, голова остаются ясными. Поэтому даже при «передозировке» никаких неприятных инцидентов обычно не бывает.
Наша идея заключается в том, чтобы для тантрического «внутреннего» подношения, суть которого в преобразовании самого негативного (алкоголя) в нектар для богов, заменить водку на тогооной. И это будет лучшим подношением не только для буддийских божеств, но также и для духов местности. Ведь тогооной – это как бы пыльца, нектар растительного мира, продукт длительного трудоёмкого процесса – значительной части животноводческой деятельности местного населения.
Пожилые люди рассказывают, что в годы Советской власти, когда религия была под запретом, народ продолжал обращаться к ламам. В те суровые времена бурятские ламы отдавали большее предпочтение использованию тогооной для ритуалов, чем магазинной водке. Люди приносили в маленьких емкостях по 50-100 граммов. Ведь, по большому счету, объем не имеет значения, лишь бы емкость была полной, нетронутой. Мы решили последовать предпочтениям бурятских лам старшего поколения. Алкоголь нужен в тантрических ритуалах для ментальной трансформации «ядов» сознания в «нектар» – блаженство, которое и подносится мысленно Защитникам буддийского Учения, местным духам. В буддийской тантре это называется «внутренним» подношением. «Внутреннее» – означает ментальное. Преобразование нечистого, грязного – в чистое. Здесь чистота не означает, что оно съедобное. Превращение ядов сознания, таких, как невежество, гнев и т.д., в нектар, т.е. блаженство – это состояние сознания, ментальный, внутренний уровень. Поэтому спиртное разбрызгивается полностью, без остатка. И это символизирует полное избавление от ядов сознания. Таким образом, привносится гармония в окружающее пространство и находящихся поблизости всех существ. Уничтожаются невежество, гнев и прочие негативные состояния сознания и сопутствующие им энергии.
Вероятно, из-за запрета Чингисхана (сухого закона) большинство монгольских народов перестало его производить. В Бурятии также почти повсеместно утратилась эта традиция. И лишь в Баргузинской долине и еще в нескольких местах компактного проживания бурят продолжают изготавливать этот напиток.
Тогооной – это эссенция родной земли, верхняя часть «белой пищи», это нектар тантрического «внутреннего» подношения – плод духовных реализаций человека, проводящего этот ритуал. Только с такой мотивацией приобретается и подносится символическое количество алкоголя в буддизме. Ни о каком употреблении внутрь и речи быть не может. Всё буддийское учение, а значит, все ритуалы должны следовать наставлениям Будды. Если мы будем прикрывать свои привязанности буддизмом, каким-то образом пытаться оправдать свои грехи – это будет гораздо хуже, чем открытое их совершение.
И это символическое количество тогооной можно хранить в холодильнике, а ещё лучше на алтаре. Там оно послужит хорошим, дополнительным подношением. В следующий раз, когда понадобится проведение ритуала «сэржэм», вам не нужно будет искать, бежать в магазин за водкой. И ваши деньги не пойдут в карман, на обогащение частных лиц и винно-водочных заводов. Еши Намжил лама.
4305