"Он всегда ставил вопрос истины в первую очередь"
Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения театрального режиссёра и актёра Буянто Григорьевича Аюшина.
Родился в улусе Аян (Алла, Дырен) Курумканского района 5 декабря 1923 года.
Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа в 1951 году
В 1940—1943 годах — артист Бурятского музыкально-драматического театра, в 1950—70-х годах — актер и режиссёр Бурятского театра драмы имени Х. Намсараева (Улан-Удэ).
В 1954 году удостоен звания заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР. В 1976 году стал заслуженным артистом РСФСР.
Вот что бурятский театральный актёр, режиссёр и педагог, профессор, народный артист РСФСР Федор Сахиров рассказал про своего коллегу Буянто Аюшина, когда в 2011 году я пришла к нему с просьбой поделиться воспоминаниями. Меня доброжелательно встретили Федор Семёнович и его жена Генриетта Мархозовна. Генриетта Хабаева - первый бурятский зоолог, учёная и педагог. Она вторая из четырех дочерей Морхоза Хабаева, организатора и первого ректора Бурятского государственного педагогического института.
Из рассказа Федора Семеновича:
- Я учился на первом курсе, а Буянто Аюшин – на последнем. Студентами познакомились. Я приехал после окончания музыкального училища и был рекомендован к поступлению в театральный институт. Это было в 1949 году. Поехал с желанием поступить в ГИТИС.
Мелочи имеют значение, безусловно. С Буянто Григорьевичем учились два будущих монгольских режиссера, позже они тоже стали известными деятелями культуры Монголии. Это Ванган, выдающийся режиссер и хороший человек, Гэндэн – великолепный режиссер. У них была компания, кушали вместе, суп-лапшу варили по-монгольски. Гэндэн был хороший повар, Ванган тоже мастер. Мы ели и хохотали. Жизнь в институте всегда бывает разнообразная и красивая, всегда остается ощущение, что был всё-таки, как в раю. Даже когда вместе мясо кушаешь – престижно, что мы с тобой сидим и кушаем! Хлеб тогда стоил 13 копеек. Это общежитие на Трифоновской, 3. Знаменитое общежитие, там, где жили студенты ГИТИСа, Репинского института и консерватории.
Когда люди говорят о ГИТИСе или консерватории, они плачут. Без этого невозможно просто рассказать, сухо – нельзя. Человек должен понять, передать и поплакать. Слезы – естественное сопровождение этих бесед.
И вот в 1959 году я прибыл в это «мясно-суповое» общежитие. Монголы мне говорят: подожди, суп будем потом кушать. Жизнь всегда такая интересная. Атмосфера, в которой жил Аюшин.... Просто сказать сухо – неинтересно.
Потом встречался с монголами. Они внедрились у себя в театре, стали худруками, главными режиссерами.
Когда Монгольский театр приехал на гастроли в Улан-Удэ, первым делом стали искать своих знакомых. Гэндэн ищет Сахирова, Сахиров ищет Вангана...
Профессор Мария Иосифовна Кнебель, знаменитая актриса и режиссер, Алексей Дмитриевич Попов, который был главным режиссёром театра Советской армии, выдающийся режиссёр - я благодарен, что учился у таких великих мастеров. Как и Аюшин.
Когда я приехал в Москву, был большой шум по поводу системы Станиславского. Спорили, надо ли продолжать учить по ней или прекратить.
Была бурная жизнь студентов. Споры, вечные споры. Мы жили в этой атмосфере дружбы, соперничества в мысли, яростных споров. Это был последний период оттепели. И больше такого не продолжилось.
По-другому учиться было невозможно. Ректором был Матвей Алексеевич Горбунов. Он хорошо относился к студентам. На производственную практику ректор меня отправил в Северную Осетию, в Орджоникидзе. Я не знал, что такое Осетия. Там русский язык знали, отнеслись ко мне очень хорошо. Производственная практика закончилась. Ректор говорит, я для вас подготовил два театра, куда поедете, в Казань или Ростов-на-Дону?
Как-то в институте был разговор. Меня вызывает ректор. Он мне сказал, что прибыли из Узбекистана, хотят у нас учиться, просятся в ГИТИС.
Я гостям говорю, что надо хорошо знать русский язык. Развернулся к ним и начал читать со сцены «Песню о соколе» Горького на русском языке. Я сам себе поразился, что так хорошо говорю и читаю по-русски. Ректор мне: достаточно, идите заниматься.
По-видимому, наше руководство хотело им пояснить, что таковы требования, не можем всех учить. Нужно знание русского языка.
Аюшин хорошо знал русский язык. Помню встречу в последний раз. «Сахиров пьет, я пью». Такой важный передо мной стоит он. По-моему, и умер от того, что выпивал. Его жена была Полина Васильена Шапова. Из-за семейных неурядиц стал пить.
Хороший, общительный был, помогал писать пьесу бурятским драматургам.
- Когда вы приехали, он был здесь режиссером?
- При мне Цырен Шагжин был главным режиссером.
Я бы не сказал, что репертуар был богатый, но театр был богат талантами. А пьес было мало.
- Как оцениваете Буянто Аюшина как режиссера?
- Он очень хороший режиссер, хороший аналитик и легко это делал, расщёлкивал - это было его положительным качеством. И таким образом пьесу читали и делали спектакли. Он очень внимательно относился к тому, как актер берет материал и может ли сам растолковать суть. Этому он придавал значение.
Он всегда ставил вопрос истины в первую очередь. Он был как третейский судья: Буянто должен был судить, кто из нас прав.
И по-монгольски, и по-русски хорошо говорил. Буянто с отличием окончил институт. Был одаренным от природы, самородком, у него всё получалось.
Дипломный спектакль делал здесь, «Калиновая роща», кажется. Кто переводил, не помню, может, сам перевел.
Он талантливый человек, никогда не удержится, всегда хватал, что нужно в эту минуту, в этот момент. И всё у него получалось отлично. «Книжку купил, дома почитаю». Хватал всё налету: и книгу, и в разговорах с друзьями.
Общежитие – самый хороший период жизни студента. Запах мяса, хлеба, так и складывается дружба.
Хорошо, когда к людям приезжали земляки, знакомые. Сидят, кушают, все равноправные, добрые. Буянто на Трифоновку отправляли мясо из Курумкана. Он всем раздавал: добрый, нежадный был человек, там нельзя быть жадным, это качество вычёркивается. Я завидовал, что у них есть люди, которые привозят. Я же был сирота. И мне дадут, я тоже ем. Друзей было много. Все соберутся.
На фото: Буянто Аюшин; фотографии, сделанные в гостях у Федора Семёновича и Генриетты Мархозовны Сахировых
Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения театрального режиссёра и актёра Буянто Григорьевича Аюшина.
Родился в улусе Аян (Алла, Дырен) Курумканского района 5 декабря 1923 года.
Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа в 1951 году
В 1940—1943 годах — артист Бурятского музыкально-драматического театра, в 1950—70-х годах — актер и режиссёр Бурятского театра драмы имени Х. Намсараева (Улан-Удэ).
В 1954 году удостоен звания заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР. В 1976 году стал заслуженным артистом РСФСР.
Вот что бурятский театральный актёр, режиссёр и педагог, профессор, народный артист РСФСР Федор Сахиров рассказал про своего коллегу Буянто Аюшина, когда в 2011 году я пришла к нему с просьбой поделиться воспоминаниями. Меня доброжелательно встретили Федор Семёнович и его жена Генриетта Мархозовна. Генриетта Хабаева - первый бурятский зоолог, учёная и педагог. Она вторая из четырех дочерей Морхоза Хабаева, организатора и первого ректора Бурятского государственного педагогического института.
Из рассказа Федора Семеновича:
- Я учился на первом курсе, а Буянто Аюшин – на последнем. Студентами познакомились. Я приехал после окончания музыкального училища и был рекомендован к поступлению в театральный институт. Это было в 1949 году. Поехал с желанием поступить в ГИТИС.
Мелочи имеют значение, безусловно. С Буянто Григорьевичем учились два будущих монгольских режиссера, позже они тоже стали известными деятелями культуры Монголии. Это Ванган, выдающийся режиссер и хороший человек, Гэндэн – великолепный режиссер. У них была компания, кушали вместе, суп-лапшу варили по-монгольски. Гэндэн был хороший повар, Ванган тоже мастер. Мы ели и хохотали. Жизнь в институте всегда бывает разнообразная и красивая, всегда остается ощущение, что был всё-таки, как в раю. Даже когда вместе мясо кушаешь – престижно, что мы с тобой сидим и кушаем! Хлеб тогда стоил 13 копеек. Это общежитие на Трифоновской, 3. Знаменитое общежитие, там, где жили студенты ГИТИСа, Репинского института и консерватории.
Когда люди говорят о ГИТИСе или консерватории, они плачут. Без этого невозможно просто рассказать, сухо – нельзя. Человек должен понять, передать и поплакать. Слезы – естественное сопровождение этих бесед.
И вот в 1959 году я прибыл в это «мясно-суповое» общежитие. Монголы мне говорят: подожди, суп будем потом кушать. Жизнь всегда такая интересная. Атмосфера, в которой жил Аюшин.... Просто сказать сухо – неинтересно.
Потом встречался с монголами. Они внедрились у себя в театре, стали худруками, главными режиссерами.
Когда Монгольский театр приехал на гастроли в Улан-Удэ, первым делом стали искать своих знакомых. Гэндэн ищет Сахирова, Сахиров ищет Вангана...
Профессор Мария Иосифовна Кнебель, знаменитая актриса и режиссер, Алексей Дмитриевич Попов, который был главным режиссёром театра Советской армии, выдающийся режиссёр - я благодарен, что учился у таких великих мастеров. Как и Аюшин.
Когда я приехал в Москву, был большой шум по поводу системы Станиславского. Спорили, надо ли продолжать учить по ней или прекратить.
Была бурная жизнь студентов. Споры, вечные споры. Мы жили в этой атмосфере дружбы, соперничества в мысли, яростных споров. Это был последний период оттепели. И больше такого не продолжилось.
По-другому учиться было невозможно. Ректором был Матвей Алексеевич Горбунов. Он хорошо относился к студентам. На производственную практику ректор меня отправил в Северную Осетию, в Орджоникидзе. Я не знал, что такое Осетия. Там русский язык знали, отнеслись ко мне очень хорошо. Производственная практика закончилась. Ректор говорит, я для вас подготовил два театра, куда поедете, в Казань или Ростов-на-Дону?
Как-то в институте был разговор. Меня вызывает ректор. Он мне сказал, что прибыли из Узбекистана, хотят у нас учиться, просятся в ГИТИС.
Я гостям говорю, что надо хорошо знать русский язык. Развернулся к ним и начал читать со сцены «Песню о соколе» Горького на русском языке. Я сам себе поразился, что так хорошо говорю и читаю по-русски. Ректор мне: достаточно, идите заниматься.
По-видимому, наше руководство хотело им пояснить, что таковы требования, не можем всех учить. Нужно знание русского языка.
Аюшин хорошо знал русский язык. Помню встречу в последний раз. «Сахиров пьет, я пью». Такой важный передо мной стоит он. По-моему, и умер от того, что выпивал. Его жена была Полина Васильена Шапова. Из-за семейных неурядиц стал пить.
Хороший, общительный был, помогал писать пьесу бурятским драматургам.
- Когда вы приехали, он был здесь режиссером?
- При мне Цырен Шагжин был главным режиссером.
Я бы не сказал, что репертуар был богатый, но театр был богат талантами. А пьес было мало.
- Как оцениваете Буянто Аюшина как режиссера?
- Он очень хороший режиссер, хороший аналитик и легко это делал, расщёлкивал - это было его положительным качеством. И таким образом пьесу читали и делали спектакли. Он очень внимательно относился к тому, как актер берет материал и может ли сам растолковать суть. Этому он придавал значение.
Он всегда ставил вопрос истины в первую очередь. Он был как третейский судья: Буянто должен был судить, кто из нас прав.
И по-монгольски, и по-русски хорошо говорил. Буянто с отличием окончил институт. Был одаренным от природы, самородком, у него всё получалось.
Дипломный спектакль делал здесь, «Калиновая роща», кажется. Кто переводил, не помню, может, сам перевел.
Он талантливый человек, никогда не удержится, всегда хватал, что нужно в эту минуту, в этот момент. И всё у него получалось отлично. «Книжку купил, дома почитаю». Хватал всё налету: и книгу, и в разговорах с друзьями.
Общежитие – самый хороший период жизни студента. Запах мяса, хлеба, так и складывается дружба.
Хорошо, когда к людям приезжали земляки, знакомые. Сидят, кушают, все равноправные, добрые. Буянто на Трифоновку отправляли мясо из Курумкана. Он всем раздавал: добрый, нежадный был человек, там нельзя быть жадным, это качество вычёркивается. Я завидовал, что у них есть люди, которые привозят. Я же был сирота. И мне дадут, я тоже ем. Друзей было много. Все соберутся.
На фото: Буянто Аюшин; фотографии, сделанные в гостях у Федора Семёновича и Генриетты Мархозовны Сахировых
4587