К 100-летию со дня рождения видного бурятского актёра и режиссёра Буянто Григорьевича Аюшина.
Фёдор Сахиров о Буянто Аюшине.
Фёдор Сахиров учился на первом курсе ГИТИСа, а Буянто Аюшин - на последнем.
Ф.С. Сахиров: «Студентами познакомились. Я приехал после окончания музыкального училища в Улан-Удэ и был рекомендован к поступлению в театральный институт. Это было в 1949 году. Я поехал в Москву с желанием поступить в ГИТИС.
Буянто Аюшин и два монгольских студента (позже они тоже стали выдающимися деятелями культуры и искусств Монголии), это Ванган и Гэндэн учились вместе. У них была великолепная компания, кушали вместе, суп-лапшу варили по-монгольски. Гэндэн был отличным поваром, Ванган тоже был мастером по кулинарии.
Мы ели, веселились и хохотали. Жизнь в институте была разнообразная и красивая, осталось ощущение, что побывал всё-таки в раю. Это в общежитии на Трифоновской, 3. Знаменитое общежитие, там, где жили студенты ГИТИСа, Репинского института и консерватории.
Когда люди говорят о ГИТИСе или консерватории, они плачут. Без этого невозможно, просто рассказать сухо - нельзя. Человек должен понять, передать и поплакать. Слёзы - естественное сопровождение этих бесед.
Общежитие - самый хороший период жизни студента. Запах мяса, хлеба, так и складывается дружба. Сидят кушают все равноправные добрые. Друзей было много. Все соберутся.
Покупали хлеб за 13 копеек. Хорошо, когда приезжали земляки и знакомые. Привозили мясо из Курумкана, Гарги на лошадях, санях - до Улан-Удэ, потом к нам поступало на Трифоновку. К Аюшину привозили, и он всем раздавал. Я завидовал, что у них есть люди, которые привозят. Был сирота. И мне дадут, я тоже ем. Добрый, нежадный был человек, там нельзя быть жадным, это качество вычёркивается…
… Складывались как бы «международные отношения», Буянто как переводчик, он и по-монгольски говорил.
Всё это в будущем пригодилось для установления сотрудничества между Монголией и нашей республикой. Известно, что Буянто Аюшин в Бурятском драмтеатре первым начал устанавливать взаимоотношения с монгольским драматическим театром. Конечно, в этом самую главную роль сыграло что, что Буянто Аюшин учился в ГИТИСе вместе с монгольскими студентами - будущими режиссёрами Ванганом и Гэндэном.
Буянто Аюшин с отличием окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, получив красный диплом. Был одарённым от природы (самородок), у него всё получалось. Дипломный спектакль делал здесь - по пьесе «Калиновая роща», кажется. Кто переводил, не помню, может, сам перевёл.
Он талантливый человек, неудержимый, никогда не удержится при виде чего-то нового, всегда хватал всё налету, знал, что «нужно в эту минуту, в этот момент». Всё у него получалось на «отлично».
… Когда я приехал в Москву, была большая полемика по поводу системы Станиславского (по которой надо продолжать учить студентов или прекратить?). Бурная жизнь студентов, споры … вечные споры. Мы жили в этой атмосфере дружбы, соперничества в мыслях, яростных споров; это был период конца «оттепели» и больше таковое не продолжалось. Я благодарен, что учился у великих мастеров того времени. Как и Аюшин. По-другому учиться было невозможно. Ректором института был Матвей Алексеевич Горбунов, он хорошо относился к студентам.
Аюшин прекрасно знал русский язык. Хороший и общительный был человек, помогал писать пьесу бурятским драматургам.
Когда я приехал в Улан-Удэ, он был здесь режиссёром. Цырен Шагжин был главным режиссёром театра.
Я бы не сказал, что репертуар был большой, но театр был богат талантами. То, чего хотели Буянто Аюшин и Цырен Шагжин, не было, пьесы ещё не создавались. Было их совсем мало.
Как я оцениваю его как режиссёра. Он очень хороший режиссёр, замечательный аналитик, и легко всё делал, «расщёлкивал». И так пьесу читали и делали спектакли. Он очень внимательно относился к тому, как актёр берёт материал и может ли сам растолковать суть произведения. Этому он придавал большое значение. Он всегда ставил вопрос истины на первое место…
*****
Фёдор Семёнович Сахиров (12 декабря 1928 - 16 мая 2015, Улан-Удэ) - театральный актёр, режиссёр и педагог, профессор, народный артист РСФСР.
На снимке: Б.Г. Аюшин (слева), Ф.С. Сахиров (справа).
Фёдор Сахиров о Буянто Аюшине.
Фёдор Сахиров учился на первом курсе ГИТИСа, а Буянто Аюшин - на последнем.
Ф.С. Сахиров: «Студентами познакомились. Я приехал после окончания музыкального училища в Улан-Удэ и был рекомендован к поступлению в театральный институт. Это было в 1949 году. Я поехал в Москву с желанием поступить в ГИТИС.
Буянто Аюшин и два монгольских студента (позже они тоже стали выдающимися деятелями культуры и искусств Монголии), это Ванган и Гэндэн учились вместе. У них была великолепная компания, кушали вместе, суп-лапшу варили по-монгольски. Гэндэн был отличным поваром, Ванган тоже был мастером по кулинарии.
Мы ели, веселились и хохотали. Жизнь в институте была разнообразная и красивая, осталось ощущение, что побывал всё-таки в раю. Это в общежитии на Трифоновской, 3. Знаменитое общежитие, там, где жили студенты ГИТИСа, Репинского института и консерватории.
Когда люди говорят о ГИТИСе или консерватории, они плачут. Без этого невозможно, просто рассказать сухо - нельзя. Человек должен понять, передать и поплакать. Слёзы - естественное сопровождение этих бесед.
Общежитие - самый хороший период жизни студента. Запах мяса, хлеба, так и складывается дружба. Сидят кушают все равноправные добрые. Друзей было много. Все соберутся.
Покупали хлеб за 13 копеек. Хорошо, когда приезжали земляки и знакомые. Привозили мясо из Курумкана, Гарги на лошадях, санях - до Улан-Удэ, потом к нам поступало на Трифоновку. К Аюшину привозили, и он всем раздавал. Я завидовал, что у них есть люди, которые привозят. Был сирота. И мне дадут, я тоже ем. Добрый, нежадный был человек, там нельзя быть жадным, это качество вычёркивается…
… Складывались как бы «международные отношения», Буянто как переводчик, он и по-монгольски говорил.
Всё это в будущем пригодилось для установления сотрудничества между Монголией и нашей республикой. Известно, что Буянто Аюшин в Бурятском драмтеатре первым начал устанавливать взаимоотношения с монгольским драматическим театром. Конечно, в этом самую главную роль сыграло что, что Буянто Аюшин учился в ГИТИСе вместе с монгольскими студентами - будущими режиссёрами Ванганом и Гэндэном.
Буянто Аюшин с отличием окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, получив красный диплом. Был одарённым от природы (самородок), у него всё получалось. Дипломный спектакль делал здесь - по пьесе «Калиновая роща», кажется. Кто переводил, не помню, может, сам перевёл.
Он талантливый человек, неудержимый, никогда не удержится при виде чего-то нового, всегда хватал всё налету, знал, что «нужно в эту минуту, в этот момент». Всё у него получалось на «отлично».
… Когда я приехал в Москву, была большая полемика по поводу системы Станиславского (по которой надо продолжать учить студентов или прекратить?). Бурная жизнь студентов, споры … вечные споры. Мы жили в этой атмосфере дружбы, соперничества в мыслях, яростных споров; это был период конца «оттепели» и больше таковое не продолжалось. Я благодарен, что учился у великих мастеров того времени. Как и Аюшин. По-другому учиться было невозможно. Ректором института был Матвей Алексеевич Горбунов, он хорошо относился к студентам.
Аюшин прекрасно знал русский язык. Хороший и общительный был человек, помогал писать пьесу бурятским драматургам.
Когда я приехал в Улан-Удэ, он был здесь режиссёром. Цырен Шагжин был главным режиссёром театра.
Я бы не сказал, что репертуар был большой, но театр был богат талантами. То, чего хотели Буянто Аюшин и Цырен Шагжин, не было, пьесы ещё не создавались. Было их совсем мало.
Как я оцениваю его как режиссёра. Он очень хороший режиссёр, замечательный аналитик, и легко всё делал, «расщёлкивал». И так пьесу читали и делали спектакли. Он очень внимательно относился к тому, как актёр берёт материал и может ли сам растолковать суть произведения. Этому он придавал большое значение. Он всегда ставил вопрос истины на первое место…
*****
Фёдор Семёнович Сахиров (12 декабря 1928 - 16 мая 2015, Улан-Удэ) - театральный актёр, режиссёр и педагог, профессор, народный артист РСФСР.
На снимке: Б.Г. Аюшин (слева), Ф.С. Сахиров (справа).
3980