Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 80.76 93.67

К 100-летию со дня рождения видного бурятского актёра и режиссёра

К 100-летию со дня рождения видного бурятского актёра и режиссёра.

Человек, творивший на сцене чудеса.

Известному бурятскому актёру театра и кино, режиссёру, заслуженному деятелю искусств РБ, заслуженному артисту РСФСР Буянто Григорьевичу Аюшину в эти дни исполнилось бы 100 лет.

Творчество Буянто Аюшина является неотъемлемой и важной частью театрального процесса нашей республики. Деятельность его, несомненно, способствовала тому, что за 1950-1980 годы Бурятский театр драмы пережил эпоху профессионального подъёма и прочно занял достойное место в театральной жизни нашей страны.

Сегодня с большим волнением вспоминают о режиссёре его коллеги, ученики, все те, кому посчастливилось учиться у него сценическому мастерству, работать с ним, находиться рядом. Буянто Григорьевич был не только выдающимся режиссёром, но и талантливым педагогом, дававшим уроки и профессионального мастерства, и человечности. Те, кому посчастливилось пройти его школу, уверены, что им несказанно повезло. Годы работы с ним стали незабываемыми моментами в их жизни. Буянто Григорьевич был строгим, скуп на слова и комментарии, в то же время давал актёрам свободу, отмечали они. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Ц-Д.Д. Бальжанов рассказывал: «Буянто Григорьевич обладал удивительной способностью исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объёму материала, лишённого внутренней смысловой связи. Стоило ему прочитать текст один раз, как он запоминал пьесу полностью».

Выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа имени А.В. Луначарского стал актёром, играющим режиссёром Бурятского государственного театра драмы. Годы его работы называют замечательным периодом творческой жизни этого театра.

Первыми режиссёрскими работами в театре были спектакли «Пламя» по пьесе Н. Балдано и «Ход конём» - Д. Батожабая. Признание Буянто Аюшину принесли постановки «Сэрэмпэл» Хоца Намсараева, «Песня весны» Цырена Шагжина. Затем было много других работ. В режиссуре он выступал новатором, которого не пугают реформы. Аюшин поставил более 40 спектаклей. Он делал постановки и за пределами республики.

Широко известны и киноработы Б. Аюшина. Впервые он снялся в кинофильме «Песня табунщика» («Мосфильм», 1957 г.). Позже были «Пора таёжного подснежника», «Золотой дом», «Белая лошадь» «Последний угон», «Три солнца». Все они вошли в сокровищницу бурятского кино.

Буянто Григорьевич Аюшин родился в улусе Ая́н Дыренского сомона Курумканского района 5 декабря 1923 года. Предки его принадлежали к баргузинскому роду Басай Шоно, а род Шоно, в свою очередь, - к племени Эхиритов.

Внешне Буянто Григорьевич выглядел примерно так: лицо продолговатое непременно в роговых очках, без морщин, был среднего роста, суховатого телосложения, волосы с проседью, смуглый цвет кожи, глаза карие, строгий, иногда даже сердитый внешний вид.

С детства Б. Аюшин испытывал большой интерес к литературе и истории, а его врождённая способность к образному мышлению и тонкое чувство красоты послужили предпосылкой к определению будущей профессии.

Спектакли наиболее полно отражают своеобразие режиссуры Аюшина. На пространстве бурятской сцены художественные достижения русского и европейского театра органично соединились с национальной культурой и древними традициями народа Бурятии. Аюшина интересовали в человеческой жизни всё, начиная от философских проблем и заканчивая бытовыми. Его режиссёрский взгляд отличается целостью и гармоничностью.

Режиссёрские замыслы Аюшина талантливо воплощала замечательная актёрская труппа Бурятского драматического театра. Можно было увидеть счастливое сочетание творческих интересов режиссёра-новатора и актёров театра. В театре созидательно работали актёры, претворяющие определённые темы режиссёра. Они наиболее удачно и выразительно способны были воплотить поставленные перед ними сложные задачи режиссёрских замыслов.

Творчество Б.Г. Аюшина стимулировало в республике развитие режиссуры в целом и сегодня можно констатировать появление сложившейся бурятской режиссёрской школы. Она представлена разными поколениями, представители которых, отталкиваясь от режиссёрского метода Аюшина, искали и нашли свои собственные пути в профессии. Все следом идущие за ним режиссёры получили образование в русле русской театральной школы и переняли многие европейские традиции, но не утратили интереса к национальной эстетике. Возник поразительный симбиоз бурятской культуры и русской театральной традиции. Так, яркие представители следующего поколения бурятской режиссуры, Владимир Кондратьев и Цырендоржи Бальжанов, считавшие себя учениками Буянто Григорьевича, декларировали условные принципы жёсткой театральной стилистики, моделируя необычайную, феерическую, но тоже абсолютно бурятскую картину мира. Им чуждо было тяготение к мюзиклу, гротеску, фарсу, к традиции балаганного театра.

Буянто Григорьевич Аюшин являлся талантливым актёром, сыгравшим более тридцати ролей в спектаклях, которые придавали ему дополнительные творческие импульсы в работе. И всё же главным делом жизни для него оставалась режиссура, через которую он выражал важнейшие идеи своего творчества, адресованные не только бурятскому народу, но и более широкой российской публике.

…Нужно отметить, что Буянто Григорьевич был большим любителем шахматной игры. Вообще любителей древней игры в то время среди деятелей культуры и искусства было много, они с удовольствием проводили время за шахматной доской. Особенно много любителей шахмат было среди старшего поколения, это Хоца Намсараев, Цыренжап Сампилов, позже - Даширабдан Батожабай, Буянто Аюшин и др., они в свободное время часами играли в эту очень древнюю и мудрую игру, проводили анализ сыгранных партий, обменивались мнениями.

В начале 1970-х годов, во время студенческих каникул, я волей-неволей оказался в роли гонца от именитых людей в «ВВМ Аквариум» на проспекте Победы. «Не послать ли нам гонца?», - как не успел зайти в его квартиру на ул. Фрунзе, говорит мой земляк напарнику, сидящему за шахматным столиком. Им оказался поджарый седовласый мужчина довольно высокого роста - вот никогда бы не подумал …сам Дашарабдан Одбоевич Батожабай!

Не секрет, что в 1960-1970-е годы «принятие на грудь» стало частым явлением среди творческих работников. Это как бы своеобразный способ снятия стресса и избавления от чувства одиночества. «Жизнь художника предполагает одиночество, - писал мой старший друг по Питеру, незабвенный Владимир Ильич Кондратьев. - И, возможно, поэтому мы порой подвержены искусу Бахуса...».

Комбинация, атака, жертва - эти захватывающие события на шахматной доске привлекали их сердца, как истинных любителей этой игры. Во время игры друг друга разыгрывали, подшучивали над своими коллегами и друзьями, хорошие идеи всегда находились для шутки. Сами они, разговаривая на литературном языке, очень хорошо знали и местные наречия. Прекрасно разбираясь в говорах разных мест этнической Бурятии, в ходе беседы нарочито использовали некоторые диалектные слова и выражения тункинских, агинских, боханских, баргузинских и др. бурят.

Действительно, Буянто Григорьевич, несмотря на внешнюю строгость, весёлый был человек. Он находил в своих буднях место шуткам и с удовольствием смеялся над забавными эпизодами, происходившими с ним, или рассказанные знакомыми, случившиеся в жизни.

В 1976 году Бурятский театр драмы проводит гастроли в городах Москва и Ленинград. Столичные критики и пресса отмечали Бурятский театр драмы, как явление в развитии российского советского театра в его национальном выражении. «Артисты Бурятского драматического театра имеют прекрасную российскую актёрскую школу переживаний. Артисты театра обладают великолепной внутренней органикой, естественны и органичны в актёрской игре. ...Своей игрой они умеют заражать эмоциями зрительный зал и вести его за собой», - писала московская пресса, отмечая достоинства Бурятского драматического театра. Это была последняя поездка и триумф Б.Г. Аюшина на столичной сцене!

Один из молодых тогда актёров-«дальневосточников» с некоторым удивлением и восхищением говорил, что после окончания спектакля в здании одного из столичных театров Пётр Нилович Демичев, тогдашний министр культуры СССР, выйдя на сцену, пожал руку почему-то одному только Б.Г. Аюшину. Вроде бы мелочь, а видеть себя в списочке «лучшие друзья» кандидата в члены Политбюро было, наверное, приятно.

По итогам московских представлений театра, по результатам анализа критиками столицы его ресурсов и проводимой репертуарной политики, за достижения в развитии театрального искусства, Бурятский театр драмы в 1977 году был удостоен почётного звания «Академический», а в 1982 г. - за заслуги в развитии советского театрального искусства был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Думается, что здесь есть и большой личный вклад Б.Г. Аюшина в развитие и процветание профессионального театрального искусства Бурятии. Разумеется, при совместной работе с главным режиссёром Фёдором Семёновичем Сахировым и бессменным директором театра Цыреном Аюржанаевичем Балбаровым.

В памяти многочисленных учеников и коллег, земляков Б.Г. Аюшин остаётся примером талантливого и принципиального человека, творившего на сцене чудеса, взыскательного и внимательного старшего друга.

Ц.Ц. Чойропов, член Союза журналистов России.

3653

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica