Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 97.15 105.76

Об истории открытия баргузинской меди (окончание)

Об истории открытия баргузинской меди (окончание).

Очередной вопрос краеведа Батожаба Раднаева: «Может поэтому так хотят строить там дорогу?» вынудил меня вновь взяться за перо.

Мы уже писали о том, что сокровища отрогов Баргузинского хребта с давних пор привлекали внимание отечественных изыскателей. Первые геологические сведения были получены ещё в далёком 1867-м году, когда по левобережью реки Намама (недалеко от границы нынешних Курумканского и Северобайкальского районов) была организована добыча и выплавка меди. К 1911-му году относятся первые сведения о золотоносности в чёрных сланцах района.

В этом же году капитан императорского корпуса военных топографов Петров описал район медных выбросов, расположенных по реке Намама. Медно-рудный район главным образом состоит из 3-х гор: Красногоровой (на севере), Мединой и Никотиной (на юге) и расположен между реками Намамой и Светлой. У подножия горы Медина Петров нашёл старый горноразведческий посёлок Октокит: жилой дом, плавильни, сооружения для дробления и промывки руды, баня, кузница и православное кладбище. На обоих склонах и хребтовой части горы были сооружены шурфы и разведочные шахты, в коих в богатых отношениях были руды меди, свинца и серебра.

В среднем течении ручья б. Чипчикон были найдены старые рабочие дома, сооружения для дробления и промывки руды, плавильные печи, баня, кузница. На перевале горы (на высоте 810 саж.) найдена избушка для рабочих.

Упомянутая нами ранее речка Чирикта чуть дальше впадает в Намаму, разработки идут к его верховьям от долины Октокита. Но это уже, вероятно, работа относительно недавнего времени, домики по Чипчикону и Октокиту не такие уж старые. Посёлок Чипчикон даже на яндекс-карте обозначен, хотя там видны только два домика. А Октокитско-Чипчиконское рудное тело упоминается даже в зарубежных книгах по геологии.

При заявках были даны названия рудникам: на горе Красногоровой рудник Константиновский, на Мединой - Дажинский, на Никотиной - Александровский. В начале открытия руды были попытки плавить её в печах, но последние настолько были плохо устроены, что медь в них получалась чёрная. До сих пор ещё сохранились развалины печей и продукты плавления. В советское время все попытки возродить добычу руды не увенчались успехом вследствие отдалённости от Забайкальской железной дороги (570 вёрст), отсутствия капитала и были свернуты, шахты и шурфы были взорваны…

В 1935-1938 гг. установлена золотоносность бассейна р. Няндони. В 1939 году на Чипчиконском месторождении выявлено около 30 кварц-сульфидных жил с содержанием золота. На Намаминском месторождении опробованы на золото рудные зоны. По этим работам расширены перспективы Намаминской рудной зоны на золото, медь, полиметаллы и редкие металлы; выявлены перспективные рудопроявления золота и многочисленные пункты минерализации.

Батожаб Раднаев нашёл на одной карте в том месте бывшие населённые пункты Чипчикон и Октокит. На Октоките был посёлок геологов. В 1969 году туристы Баргузинской школы были там и называли это место прииском Чипчикон-Октокит. Также там был турист из Улан-Удэ, видел там локомобиль начала ХХ века и большую дробилку (пишет, что дробилку, очевидно, затаскивали в 1950-х гг.).

Стало быть, район Намамы перспективен для добычи золота и других цветных металлов. Вспомнилось кое-что из детства и отрочества в Дырене: время от времени поговаривали: «там наверху у нас что-то есть». А что именно - не знали. Про медь точно не говорили. Про уран, золото, серебро, полиметаллы? (не припоминается).

… Вернёмся тогда к первоначальному вопросу о строительстве автомобильной дороги «Тазы - Новый Уоян».

Возникновение автомобильной дороги «Тазы-Уоян» относится к 1974 году и связано с необходимостью завоза грузов в район строительства Байкало-Амурской магистрали. Общее протяжение автомобильной дороги «Тазы - Новый Уоян» составляет 240 км, из которых участок «Новый Уоян - Кумора» протяжением 66 км был построен и введён в эксплуатацию за счёт средств республиканского бюджета. Из-за дефицита средств финансирования в 1992 году работы по строительству были прекращены.

На автотрассе сейчас на всём протяжении нет обустройства дороги, пересечений и примыканий. Мосты, преимущественно деревянные, и трубы находятся в аварийном состоянии и не соответствуют техническим нормативам. Чтобы проехать, нужны внедорожники или «Уралы», «КамАЗы». Без высокопроходимого транспорта - никуда. Повсюду камни, перевалы, реки. Все реки - вброд. Кстати, дорога проходит по территории заповедника «Джергинский». Как будут вести её реконструкцию в заповедной зоне, не совсем понятно.

Автомобильная дорога, повторимся, является естественным продолжением дорог «Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан» (410 км) и «Курумкан - Сахули - Улюнхан» (83 км).

Реализация проекта строительства автомобильной дороги, эффективность инвестиционных затрат могут быть связаны, как нам представляется, с началом освоения минерально-сырьевых ресурсов в регионе, использованием средств долевого участия заинтересованных организаций в развитии производства, создании объектов инфраструктуры, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность.

Сейчас почти всё продовольствие и другие товары на «севера» республики доставляются из Иркутской области. Ибо везти товар из центральной Бурятии нереалистично.

Баргузинская долина должна стать основной продовольственной базой для БАМа и северных районов республики. Отсюда можно отправлять мясо, овощи, молоко и другое. Для «северов» - это быстрый и дешёвый маршрут в будущем.

И строительство данной дороги приобретёт большее значение в случае формирования на базе Байкало-Амурской магистрали особой экономической зоны, так как свяжет в единое транспортное пространство южные и северные районы республики. В связи с незначительным объёмом дорожного фонда республики правительством Бурятии должна проводиться работа по включению строительства и реконструкции участков данной автодороги в федеральные целевые программы, с целью выделения средств федерального бюджета на их реализацию (см.: информация о состоянии, проблемах и перспективах развития дорожного хозяйства Республики Бурятия. Полная версия: http://gazeta-n1.ru/ archive/2016/29/42772/).

В заключение хотим выразить благодарность известному нашему краеведу Батожабу Раднаеву за работу, которая всегда приносит радость узнавания истории родного края, за старания и усердный труд, за проявленное терпение, за энтузиазм и уважение к землякам.

На снимке: р. Намама - в горах; населённые пункты Октокит и Чипчикон.

Цыренжаб Чойропов, доктор социологических наук, профессор.

2206

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica