19 сентября 2023 года в Иволгинском дацане пройдёт праздник Хамбо Ламы Итигэлова.
Недавно Янжима Дабаевна Васильева, известный общественный деятель, подарила нашей семье свою книжку «XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлов. Жизнеописание и история возвращения».
Вот что пишет директор института Пандито Хамбо-ламы Итигэлова: «… Старейший учёный Республики Бурятия Бимба Доржиевич Цыбиков являлся официальным опознавателем тела Пандито Ламы Итигэлова. Несмотря на свой преклонный возраст (96 лет), Б.Д. Цыбиков сохранил ясность и логику ума и смог выполнить, может быть, свою самую главную миссию, засвидетельствовав: «Это Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной». Б.Д. Цыбиков был единственным человеком, который до 1927 года встречался с Хамбо Ламой и слушал его проповеди».
Мне приходилось быть знакомым с этим выдающимся человеком и учёным.
Кажется, это было в 2005 году. В баргузинском селе Хилгана открывался памятник Элбек-Доржи Ринчино (автор статуи художник С.Р. Ринчинов). И мы были в числе приглашённых. Бимба Доржиевич Цибиков как автор широко известной книги о бурятских национал-демократах, в которой содержался очерк об Э-Д. Ринчино. А я как один из продолжателей дела Санжи Будаевича Очирова, основателя и первого председателя Общественного фонда Э-Д. Ринчино.
По пути из города мы посетили только что открывшееся место проявления богини Янжимы, которая находится в красивейшем месте у подножья баргузинской горы Улзыха. Подъём к богине Янжиме - Сарасвати начинался от автотрассы «Улан-Удэ - Курумкан» (тогда современного здания Баргузинского дацана ещё не было). Тропа ведёт вверх лесом, примерно через один километр крутизны мы дошли до цели.
Меня поразило то, что пожилой довольно-таки человек поднимался наверх легко и грациозно. Патриарху было тогда далеко за девяносто лет, но он продолжал карабкаться наверх, хватаясь руками за кусты и нисколько не уставая.
Сильный духом и телом человек! Многое пришлось увидеть ему на своём веку или быть непосредственным участником событий.
«Я жизнь понимаю как битву, как вечный бесстрашный полёт», - писал Дондок Аюшеевич Улзытуев. Думается, что эти строки вполне можно отнести к личности героя нашего повествования и его деяним.
Бимба Цибиков был свидетелем, как в Ленинграде в 1930-х годах арестовывали буддийских священнослужителей. Он обучался в те годы и окончил Ленинградский историко-лингвистический институт (ЛИФЛИ). Был аспирантом в Институте народов Севера. Жил, похоже, в общежитии при дацане в Старой деревне города на Неве.
В сложный период начавшихся гонений против бурятской интеллигенции, в связи с нападками на издание эпоса «Гэсэр» (1940-е годы), Б.Д. Цибиков наряду с другими учёными выступал против «очернения» эпоса, доказывал, что он носит народный характер, а не феодально-ханский, за что попал в список так называемого «буржуазно-националистического охвостья».
Позже, в 1967 году, учёный опубликовал статью «Ильич у колыбели бурятской государственности», вызвавшую большой резонанс. Группа лиц написала резко осуждающую автора статью «Против искажения исторической правды», в которой утверждалось, что Цибиков пытается пересмотреть существующую оценку деятельности буржуазных националистов, искажая тем самым историческую правду.
Бимба Цыбиков, выступая за сохранение названия «Бурят-Монголия», обосновал ошибочность переименования республики (1958 г.). Он отмечал этническую и языковую общность монголов и бурят.
Б.Д. Цибиков, наряду с некоторыми другими учёными, выступал за реабилитацию национального праздника «Сагаалган» (ещё в 1960-х годах).
С началом перестройки и гласности, даже в преддверии их, написал свои очерки об Э-Д. Ринчино, Б. Барадине, М.Н. Богданове, Ц. Жамцарано, Б.С. Ишидоржине, Г. Цыбикове, А. Доржиеве, показал роль и место национал-демократов в становлении бурятской автономии…
Позже узнал я, что общался с единственным человеком, который видел и помнит Даши-Доржо Итигилова (Этигэлэй Хамбо) при жизни. Бимба Цибиков был ребёнком, когда родители взяли его на проповедь перед народом. Проводилось «гашай» в местности Боро Губэй. Около субургана был устроен брезентовый навес и народ сидел вокруг Хамбы. Он сидел высоко на олбоках. Учёный в 2002 году был приглашён Буддийской Традиционной Сангхой России для официального опознавания.
*****
В Хилгане нас разместили в одной комнате «гостевого дома» при школе. Удалось поговорить на разные темы с именитым человеком.
Вечером после открытия памятника, как полагается, состоялся торжественный ужин. Мне предоставили слово и свой тост решил посвятить патриарху бурятской исторической науки Бимба Доржиевичу Цибикову. И завершил речь словами Владимира Владимировича Маяковского, несколько переиначив их:
«У вас в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огро́мив мощью голоса,
идёте - красивый,
как двадцатидвухлетний».
Бимба Доржиевич Цибиков - фигура незаурядная, можно сказать - выдающаяся, известный историк, не побоявшийся пойти против руководства партии для сохранения бурятского культурного и исторического наследия. Оставил после себя богатое научное наследие и добрую память о себе в сердцах лучших представителей бурятского народа.
На снимке: Б.Д.Цибиков.
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
Недавно Янжима Дабаевна Васильева, известный общественный деятель, подарила нашей семье свою книжку «XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлов. Жизнеописание и история возвращения».
Вот что пишет директор института Пандито Хамбо-ламы Итигэлова: «… Старейший учёный Республики Бурятия Бимба Доржиевич Цыбиков являлся официальным опознавателем тела Пандито Ламы Итигэлова. Несмотря на свой преклонный возраст (96 лет), Б.Д. Цыбиков сохранил ясность и логику ума и смог выполнить, может быть, свою самую главную миссию, засвидетельствовав: «Это Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной». Б.Д. Цыбиков был единственным человеком, который до 1927 года встречался с Хамбо Ламой и слушал его проповеди».
Мне приходилось быть знакомым с этим выдающимся человеком и учёным.
Кажется, это было в 2005 году. В баргузинском селе Хилгана открывался памятник Элбек-Доржи Ринчино (автор статуи художник С.Р. Ринчинов). И мы были в числе приглашённых. Бимба Доржиевич Цибиков как автор широко известной книги о бурятских национал-демократах, в которой содержался очерк об Э-Д. Ринчино. А я как один из продолжателей дела Санжи Будаевича Очирова, основателя и первого председателя Общественного фонда Э-Д. Ринчино.
По пути из города мы посетили только что открывшееся место проявления богини Янжимы, которая находится в красивейшем месте у подножья баргузинской горы Улзыха. Подъём к богине Янжиме - Сарасвати начинался от автотрассы «Улан-Удэ - Курумкан» (тогда современного здания Баргузинского дацана ещё не было). Тропа ведёт вверх лесом, примерно через один километр крутизны мы дошли до цели.
Меня поразило то, что пожилой довольно-таки человек поднимался наверх легко и грациозно. Патриарху было тогда далеко за девяносто лет, но он продолжал карабкаться наверх, хватаясь руками за кусты и нисколько не уставая.
Сильный духом и телом человек! Многое пришлось увидеть ему на своём веку или быть непосредственным участником событий.
«Я жизнь понимаю как битву, как вечный бесстрашный полёт», - писал Дондок Аюшеевич Улзытуев. Думается, что эти строки вполне можно отнести к личности героя нашего повествования и его деяним.
Бимба Цибиков был свидетелем, как в Ленинграде в 1930-х годах арестовывали буддийских священнослужителей. Он обучался в те годы и окончил Ленинградский историко-лингвистический институт (ЛИФЛИ). Был аспирантом в Институте народов Севера. Жил, похоже, в общежитии при дацане в Старой деревне города на Неве.
В сложный период начавшихся гонений против бурятской интеллигенции, в связи с нападками на издание эпоса «Гэсэр» (1940-е годы), Б.Д. Цибиков наряду с другими учёными выступал против «очернения» эпоса, доказывал, что он носит народный характер, а не феодально-ханский, за что попал в список так называемого «буржуазно-националистического охвостья».
Позже, в 1967 году, учёный опубликовал статью «Ильич у колыбели бурятской государственности», вызвавшую большой резонанс. Группа лиц написала резко осуждающую автора статью «Против искажения исторической правды», в которой утверждалось, что Цибиков пытается пересмотреть существующую оценку деятельности буржуазных националистов, искажая тем самым историческую правду.
Бимба Цыбиков, выступая за сохранение названия «Бурят-Монголия», обосновал ошибочность переименования республики (1958 г.). Он отмечал этническую и языковую общность монголов и бурят.
Б.Д. Цибиков, наряду с некоторыми другими учёными, выступал за реабилитацию национального праздника «Сагаалган» (ещё в 1960-х годах).
С началом перестройки и гласности, даже в преддверии их, написал свои очерки об Э-Д. Ринчино, Б. Барадине, М.Н. Богданове, Ц. Жамцарано, Б.С. Ишидоржине, Г. Цыбикове, А. Доржиеве, показал роль и место национал-демократов в становлении бурятской автономии…
Позже узнал я, что общался с единственным человеком, который видел и помнит Даши-Доржо Итигилова (Этигэлэй Хамбо) при жизни. Бимба Цибиков был ребёнком, когда родители взяли его на проповедь перед народом. Проводилось «гашай» в местности Боро Губэй. Около субургана был устроен брезентовый навес и народ сидел вокруг Хамбы. Он сидел высоко на олбоках. Учёный в 2002 году был приглашён Буддийской Традиционной Сангхой России для официального опознавания.
*****
В Хилгане нас разместили в одной комнате «гостевого дома» при школе. Удалось поговорить на разные темы с именитым человеком.
Вечером после открытия памятника, как полагается, состоялся торжественный ужин. Мне предоставили слово и свой тост решил посвятить патриарху бурятской исторической науки Бимба Доржиевичу Цибикову. И завершил речь словами Владимира Владимировича Маяковского, несколько переиначив их:
«У вас в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огро́мив мощью голоса,
идёте - красивый,
как двадцатидвухлетний».
Бимба Доржиевич Цибиков - фигура незаурядная, можно сказать - выдающаяся, известный историк, не побоявшийся пойти против руководства партии для сохранения бурятского культурного и исторического наследия. Оставил после себя богатое научное наследие и добрую память о себе в сердцах лучших представителей бурятского народа.
На снимке: Б.Д.Цибиков.
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
2771