Закат на Алле в среднем течении.
Стихия воды и ее символический код.
Общеизвестно, что вода ñ источник и символ жизни, одна из самых
мощных стихий-первоэлементов, которая лежит в основе философских
систем Древнего Востока. Согласно этим научным представлениям
стихия воды соотносится с животворящим природным началом и жен- ским началом мира инь. Главными ее образными воплощениями являются естественные и искусственные водоемы и их части:
В натурфилософских и даосско-философских представлениях поток
и река олицетворяют вечную динамику и самотрансформацию мировых
процессов, выступают метафорой космического Дао. Из первичных вод
растет стебель великого лотоса, мировая ось (см. [Chevalier Jean, Gheerbrant Alain 1994]).
Воду сравнивали с мудростью, в даосизме образ воды, находящей
путь в обход препятствий ñ символ триумфа видимой слабости над силой. Лао-цзы призывал быть подобным воде. Мягкое и слабое, учит Дао
дэ цзин, побеждает твердое, сильное. Вода и мягка и слаба, но в плане
преодоления твердого и сильного она не знает равных. Ее принцип ñ
уступая побеждать [Энциклопедия символов 1999].
В буддизме она олицетворяет вечное течение материального мира,
неутомимая вода ñ символ бурного потока бытия. С другой стороны,
прозрачность спокойной воды символизирует созерцательное восприятие. Вода как поток или море суть непреодолимая или труднопреодо- лимая преграда, метафора пересечение потока часто используется как
символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления и
нирваны (см. [Трессидер 2001: 43-44]):
читать далее
https://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_37_01fi..
Стихия воды и ее символический код.
Общеизвестно, что вода ñ источник и символ жизни, одна из самых
мощных стихий-первоэлементов, которая лежит в основе философских
систем Древнего Востока. Согласно этим научным представлениям
стихия воды соотносится с животворящим природным началом и жен- ским началом мира инь. Главными ее образными воплощениями являются естественные и искусственные водоемы и их части:
В натурфилософских и даосско-философских представлениях поток
и река олицетворяют вечную динамику и самотрансформацию мировых
процессов, выступают метафорой космического Дао. Из первичных вод
растет стебель великого лотоса, мировая ось (см. [Chevalier Jean, Gheerbrant Alain 1994]).
Воду сравнивали с мудростью, в даосизме образ воды, находящей
путь в обход препятствий ñ символ триумфа видимой слабости над силой. Лао-цзы призывал быть подобным воде. Мягкое и слабое, учит Дао
дэ цзин, побеждает твердое, сильное. Вода и мягка и слаба, но в плане
преодоления твердого и сильного она не знает равных. Ее принцип ñ
уступая побеждать [Энциклопедия символов 1999].
В буддизме она олицетворяет вечное течение материального мира,
неутомимая вода ñ символ бурного потока бытия. С другой стороны,
прозрачность спокойной воды символизирует созерцательное восприятие. Вода как поток или море суть непреодолимая или труднопреодо- лимая преграда, метафора пересечение потока часто используется как
символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления и
нирваны (см. [Трессидер 2001: 43-44]):
читать далее
https://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_37_01fi..
2432