Курумканский район. Барагхан.
Ступа, гора Бархан-Уула, холодный источник.
Субурган (ступа) Соодой ламы
находится в 5 км на запад от села Элысун, в местности Нижний Куйтун Курумканского района.
Субурган построен на самой высокой возвышенности северо-восточной части Нижнего Куйтуна, близ места, где родился Соодой лама. Напротив субургана возвышается гора Бархан-Уула, которая как будто охраняет покой Соодой ламы.
Прах Соодой ламы замурован в субургу.
Цэдэн Соодоев родился в 1846 г. в с. Элысун. В 7 лет родители отдали его хувараком в Баргузинский дацан. В 1861 г. его, как одного из наиболее успевающих учеников, отправили учиться в Тамчинский дацан в резиденцию Хамбо-ламы. Защитив ученую степень «гэбши», он вернулся в Баргузинский дацан и служил в должности III заместителя настоятеля. В 1881 г. был направлен в Лхасу, учился в духовной академии знаменитого монастыря Балдан-Брейбуч хинд. Там он изучал многие восточные языки.
В 1894 г. Цэдэн Соодоев был избран настоятелем Баргузинского дацана. В 1896 г. в составе делегации баргузинских бурят участвовал в торжествах по случаю коронации Николая II и был награжден «Большой золотой медалью». В 1908-1914 гг., вместе со своим другом, сподвижником Аранжабой ламой, посетил страны – Индию, Цейлон, Непал, Бутан, Бирму, Японию.
Соодой лама имел широкий круг знаний, в совершенстве владел астрологией (зурхайша эрдэмтэн), методами народной медицины, основанной на тибетских трактатах, бывал в Москве, Санкт-Петербурге; за рубежом он достойно представлял свой народ, его культуру.
Соодой лама имел необыкновенные способности: мог переходить реки по поверхности воды, взбираться на крутые склоны Бархан-Уулы, легонько взлетая при этом, под дождем он оставался сухим и др. Он был признан перерожденцем индийского философа Нагарджуны (II в. н.э.) – основоположника буддийского учения Махаяны.
•Гора Бархан-Уула - одна из самых высоких на Баргузинском хребте( ~2400м)
Она- одна из главных святынь Баргузинской долины и Баргузинского хребта. Название этой горы одинаково упоминается как в древних бурятских мифах, так и в древних тибетских текстах. Согласно тибетским текстам, в Бурятии и Монголии имеется 5 главных сабдаков - мест, где живут главные духи. Самое северное из них (гора Бархан-Уула) охраняет буддийское учение с севера.
Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, на год устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с Богом. Только люди, ведущие праведный образ жизни, могут увидеть на скалах этой горы огромное изображение Будды. Для подъема на эту гору специально приезжают монахи из Иволгинского дацана. Известно, что в их числе был 93-летний Ширни-лама, которого на носилках поднимали на Бархан-Уулу. В честь этой горы есть большой молебен, написанный на санскрите.
По мифологии бурят, гора Бархан-Уула - место пребывания Хажар Саган-нойона, хозяина Баргузинской долины, одного из тринадцати нойонов - небесных повелителей, спустившихся на Землю с неба.
На небольшом плато Тэптээхэй, перед самой вершиной, находится почитаемое с древнейших времен крупное каменное Обо в честь духа этой горы (высотой 1 м 10 см, диаметром 2 м 7см), а также ламаистский скрещенный знак, обозначающий вечность и бесконечность мироздания. С вершины Тэптээхэй открывается величественная и прекрасная панорама большей части Баргузинской долины.
Сегодня на Бархан-Уула проводятся буддийские молебны и совершаются различные обряды. Кроме того, каждый год совершаются паломнические восхождения на вершину горы. Народные предания предписывают тем, кто решил подняться на Бархан-Уулу, получить "разрешение" ламы в Курумканском дацане. Женщинам запрещено подниматься на эту гору.
• Барагханский холодный источник.
Источник расположен в одном из исторических уголков Баргузинской долины, на месте существовавшего в XIX веке Баргузинского дацана.
Холодный источник выходит из-под склона увенчанного священным Субурганом. Аршан с XVIII столетия считается священным и лечебным , известен как "желудочный, "сердечный", "глазной" и "зобный".
Ступа, гора Бархан-Уула, холодный источник.
Субурган (ступа) Соодой ламы
находится в 5 км на запад от села Элысун, в местности Нижний Куйтун Курумканского района.
Субурган построен на самой высокой возвышенности северо-восточной части Нижнего Куйтуна, близ места, где родился Соодой лама. Напротив субургана возвышается гора Бархан-Уула, которая как будто охраняет покой Соодой ламы.
Прах Соодой ламы замурован в субургу.
Цэдэн Соодоев родился в 1846 г. в с. Элысун. В 7 лет родители отдали его хувараком в Баргузинский дацан. В 1861 г. его, как одного из наиболее успевающих учеников, отправили учиться в Тамчинский дацан в резиденцию Хамбо-ламы. Защитив ученую степень «гэбши», он вернулся в Баргузинский дацан и служил в должности III заместителя настоятеля. В 1881 г. был направлен в Лхасу, учился в духовной академии знаменитого монастыря Балдан-Брейбуч хинд. Там он изучал многие восточные языки.
В 1894 г. Цэдэн Соодоев был избран настоятелем Баргузинского дацана. В 1896 г. в составе делегации баргузинских бурят участвовал в торжествах по случаю коронации Николая II и был награжден «Большой золотой медалью». В 1908-1914 гг., вместе со своим другом, сподвижником Аранжабой ламой, посетил страны – Индию, Цейлон, Непал, Бутан, Бирму, Японию.
Соодой лама имел широкий круг знаний, в совершенстве владел астрологией (зурхайша эрдэмтэн), методами народной медицины, основанной на тибетских трактатах, бывал в Москве, Санкт-Петербурге; за рубежом он достойно представлял свой народ, его культуру.
Соодой лама имел необыкновенные способности: мог переходить реки по поверхности воды, взбираться на крутые склоны Бархан-Уулы, легонько взлетая при этом, под дождем он оставался сухим и др. Он был признан перерожденцем индийского философа Нагарджуны (II в. н.э.) – основоположника буддийского учения Махаяны.
•Гора Бархан-Уула - одна из самых высоких на Баргузинском хребте( ~2400м)
Она- одна из главных святынь Баргузинской долины и Баргузинского хребта. Название этой горы одинаково упоминается как в древних бурятских мифах, так и в древних тибетских текстах. Согласно тибетским текстам, в Бурятии и Монголии имеется 5 главных сабдаков - мест, где живут главные духи. Самое северное из них (гора Бархан-Уула) охраняет буддийское учение с севера.
Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, на год устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с Богом. Только люди, ведущие праведный образ жизни, могут увидеть на скалах этой горы огромное изображение Будды. Для подъема на эту гору специально приезжают монахи из Иволгинского дацана. Известно, что в их числе был 93-летний Ширни-лама, которого на носилках поднимали на Бархан-Уулу. В честь этой горы есть большой молебен, написанный на санскрите.
По мифологии бурят, гора Бархан-Уула - место пребывания Хажар Саган-нойона, хозяина Баргузинской долины, одного из тринадцати нойонов - небесных повелителей, спустившихся на Землю с неба.
На небольшом плато Тэптээхэй, перед самой вершиной, находится почитаемое с древнейших времен крупное каменное Обо в честь духа этой горы (высотой 1 м 10 см, диаметром 2 м 7см), а также ламаистский скрещенный знак, обозначающий вечность и бесконечность мироздания. С вершины Тэптээхэй открывается величественная и прекрасная панорама большей части Баргузинской долины.
Сегодня на Бархан-Уула проводятся буддийские молебны и совершаются различные обряды. Кроме того, каждый год совершаются паломнические восхождения на вершину горы. Народные предания предписывают тем, кто решил подняться на Бархан-Уулу, получить "разрешение" ламы в Курумканском дацане. Женщинам запрещено подниматься на эту гору.
• Барагханский холодный источник.
Источник расположен в одном из исторических уголков Баргузинской долины, на месте существовавшего в XIX веке Баргузинского дацана.
Холодный источник выходит из-под склона увенчанного священным Субурганом. Аршан с XVIII столетия считается священным и лечебным , известен как "желудочный, "сердечный", "глазной" и "зобный".
3284