К Международному Дню дружбы (International Day of Friendship).
По случаю Международного дня дружбы хотелось бы вспомнить о том, что нас связывает вне зависимости от пола, национальности, расы, цвета кожи, языка, религии, политических убеждений, социального, имущественного и иного положения. Давайте же развивать солидарность, стремиться к настоящей и прочной дружбе.
На просторах нашей страны расположено много национальных образований, среди них и наша Республика Бурятия. Дружба народов - это ценность, сближающая людей и национальности. Дружба народов была и есть в нашей истории, и она особенно нужна обществу в современной непростой жизни, более того, эту ценность нужно и должно целенаправленно культивировать и на государственном, и на личностном уровне, используя все возможные пути и механизмы.
*****
Евреи в Бурятии и Баргузине.
Устойчивые группы еврейского населения на территории Восточной Сибири появились в первой половине XIX века (после подавления польского восстания 1830-1831 годов). Селились евреи на нашей территории преимущественно в трёх округах: Верхнеудинском, Селенгинском и Баргузинском. Особенно высоким процент еврейского населения был в Баргузине.
В 1897 году по материалам первой всеобщей переписи населения евреи составляли почти треть населения Баргузина, писала в книге «Баргузин: страницы истории» Л.В. Кальмина. Здесь с самого начала наиболее состоятельный слой горожан формировался из среды ссыльных евреев, которые нажили свои состояния за счёт разработки золотых россыпей в округе.
В Баргузинском и Селенгинском округах, где евреи жили достаточно компактно, торговля также была одним из их основных занятий. Её особенностью здесь был не столько размах, сколько, если можно так выразиться, проникающая сила. Евреи с лёгкостью снимались с насиженных мест, устремляясь туда, где ещё не ступала нога конкурента: в дальние северные сёла, отстоявшие друг от друга на десятки, а то и сотни километров; в глухие бездорожные районы, в места большого скопления потенциальных потребителей, в частности, на прииски. Еврейских торговцев можно было встретить и в сибирской тайге, и в военных гарнизонах, и на строящейся Кругобайкальской железной дороге.
За тридцать лет (c 1870-х гг. - до начала ХХ века) еврейские купцы приобрели в торговых делах Верхнеудинска прочные позиции. В 1908 г. в числе арендаторов Малого Гостиного двора было больше половины евреев, в доход города шли 69,3% от всей арендной платы «большедворцев. В этом же году Верхнеудинская городская управа в числе 35 наиболее крупных и солидных фирм, имеющих вес в торговых делах, назвала шестнадцать, принадлежащих евреям. Среди них торговая фирма Евсея Цыгальницкого, ведущего мануфактурную и галантерейную торговлю, товарищество братьев Клейман и Родовского, книжное дело Самуила Нодельмана, аптекарская фирма Литмана Шлаина, торговля крупчаткой Моисея Родовского и Самуила Розенштейна, бакалейная торговля Абрама Соловейчика, товарищество Иохвидова с сыновьями (торговля мануфактурой) и другие.
Региональной особенностью можно считать высокую долю евреев, занимавшихся хлебопашеством. Вопреки расхожему мнению, евреи не чурались земледельческого труда и были искусными землепашцами. Возможность проявить свои земледельческие таланты появилась именно в Сибири, где наличие свободных земель открыло перед евреями эту сферу деятельности.
Более четверти приехавших в начале ХХ века евреев занимались ремеслом. Искусные часовщики, портные, сапожники, парикмахеры, обувщики при дефиците местных мастеров сумели быстро открыть и поставить на ноги своё дело. А у еврейских шляпников и жестянщиков вообще не было конкурентов.
Охота на пушного зверя, ловля рыбы, разведение лошадей стали привычными занятиями для поселившихся здесь евреев. Формировавшаяся в течение веков быстрая адаптация к любым непривычным условиям давала возможность не только выжить, но и обеспечить своим семьям достаточно высокий уровень благосостояния.
Как правило, евреи воспринимали язык и культуру того населения, на территорию которого они переселялись, сохраняя при этом свои религиозные и культовые особенности. Селились они преимущественно в городах, где обычно жили замкнутыми общинами, где в основном занимались: богатые - ростовщичеством, более бедные - торговлей и ремеслом.
Из наиболее известных в Баргузине евреев - Абрам Хайкелевич Новомейский (1853-1916) и Яков Давидович Фризер (1869-1933).
В 1873 году в Баргузине родился Моисей (Моше) Абрамович Новомейский - один из основоположников израильской химической промышленности. Он уехал в Эрец-Исраэль из Баргузина в 1920 году и основал «Предприятия Мёртвого моря», занимающиеся и по сей день добычей поташа, брома, магния, хлора, натрия и других ценнейших минеральных солей.
Баргузин, по мнению царских властей, был идеальным местом для политической ссылки, тому способствовала удалённость от больших городов и китайской границы, близость Нерчинской каторги и суровые условия жизни. За время существования поселения здесь перебывали представители всех политических течений, когда-либо возникавших в дореволюционной России. Значительную часть ссыльных составляли евреи, сосланные сюда по политическим или религиозным убеждениям.
Евреи всегда уделяли большое внимание образованию своих детей, что способствовало развитию сети образовательных учреждений в крае, повышению уровня образованности населения. Они создавали народные библиотеки, участвовали в строительстве общественных зданий, да и сами строили собственные дома по особым проектам, что хоть немного украшало традиционно скромный внешний вид сибирских поселений.
Еврейская диаспора внесла большой вклад в социально-экономическое развитие Бурятии, играла заметную роль в становлении экономики края, особенно в развитии золотопромышленности всего региона. По выражению Л.В. Кальминой, «щедрая бурятская земля дала приют многострадальному народу, представители которого отблагодарили своим добрым вкладом в развитие её экономики, науки и культуры».
Особый вклад в развитие Бурятии внесли: книгоиздатель А. Нодельман, писатели С. Липкин и С. Метелица, учёные Е. Залкинд и Л. Элиасов, М. Чулевич и И. Ярневский и другие. Очень много сделал для развития культуры Бурятии бессменный зам. министра культуры А.М. Герштейн, инициировавший создание в 1993 году Еврейского культурного центра.
В пореформенные годы заметна была тенденция миграции евреев из Бурятии в Израиль. В настоящее время деятельность еврейских общин стала почти незаметной. Еврейская община города Улан-Удэ раньше отмечала все наиболее значимые национальные праздники: Песах (Пасха), Рош-Гашона (Новый год), Суккот (праздник кущей), Пурим (избавление от гибели), День Иерусалима и др. праздники.
В Баргузине сейчас остались потомки евреев. В некоторых, говорят местные жители, можно увидеть отдалённые семитские черты в лицах и фигурах, а также в характерах. Их осталось около 300 человек.
*****
Несколько слов в дополнение о приколах и байках. Они в основном о деньгах и о купле-продаже…
- Абрам, зуун түхэриг займалал даа!
- Намдаш только наян байна.
- Ная үгииш даа, хорин солхооб зээльтэй үлхэш!
*****
- Рабинович, та яахдаа празднига урда тээ коньягаа хоёр зуугаар наймаалнат? Меерсондаш оройдоо табьнай байншуу.
- Ошоод абииш теэд тэрнаанаа.
- Үгэй, Меерсонш гээс мүнөө коньякгой байна.
- Намда үгэй болходонь, би тоже табяар худалдхалдяа!
*****
- Соня изии скайпаар налайс зугаалаа.
- Ямар гоёим! Будто айлшад биидли, зато тэдээниш эдеэлээб гэжэ зобхойш.
*****
- Соломон Моисеевич, та хүдии ложка сахар кофедаа хэдэгэбт?
- Гэртээ нэгии. Айлшаар ябаа даа, дүрбэ... (һанаа алдна). А так-то хоёр ложкада дуртайлдяа.
*****
- Моринтной хааным?
- Иихэдээ ямар морин? Тахяаша худалджайншууб.
- Ценнигетнай хараад һурналдяа...
*****
- Так-с, Додик! Бодгоор иигээд олоошоо хубаахабдь - 50/50.
- Семён Маркович, би так-то 70-да һанаатай байгаалдяа!
- Тиигаан хойнош тиихойдтяа, те даа 70/70 гээд.
*****
- Танда зургаан яблака байна, хагшиинь ахадаа үгөөдатнай, хүдниинь үлхэб?
- Табаххад байгаабшимуу.
*****
Еврейнууд юундэ борщ шангаггоймааб?
- А-а, тэрнииш шанхань түбэгтэй лэ-э, дан олон элдэбэйн юумэшэ худхадагшимуу.
*****
Евгеи в гости со своей «огненной водой» ходят, ну а «закусончик» - с хозяев причитается. Но не всегда так…
Ян Френкель бэшээ: Нэгтэ Марк Фрадкин ажалаа хойнаан газаа ябгаар ябжа байтраа өөрэйнгээ гэрэй хажууда хүрээд, сонхо руу дээшэнь зааба: «Минии шагаабар, харнууш?». Теэд гэртээ уриба: «Намдаа айлшаар орииш. Кабинет соом гоё гэгшын архиин бар бии».
Тиигээд хамжаани хажуугаар үнгэржайхаа тэрэ хэлбэ: «Ян, нэгэ «шэл» хатууе абыш, бар соом как раз водка үгэймаан». Френкель вино-водочно отдел руу дамжуураар дээшэлбэ. Фрадкин хойнаань нэмэжэ һүүхирбэ: «Ян, ябуутан үшөө нэгэ батон шүүрээрэйл даа».
*****
Ямар нахлаатаан еврейдли хү хараад һуунаш? (От выражения «Остаться внакладе». - В убытке, в ущербе, потеряв что нибудь).
На снимке: Новомейские в Баргузине.
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
По случаю Международного дня дружбы хотелось бы вспомнить о том, что нас связывает вне зависимости от пола, национальности, расы, цвета кожи, языка, религии, политических убеждений, социального, имущественного и иного положения. Давайте же развивать солидарность, стремиться к настоящей и прочной дружбе.
На просторах нашей страны расположено много национальных образований, среди них и наша Республика Бурятия. Дружба народов - это ценность, сближающая людей и национальности. Дружба народов была и есть в нашей истории, и она особенно нужна обществу в современной непростой жизни, более того, эту ценность нужно и должно целенаправленно культивировать и на государственном, и на личностном уровне, используя все возможные пути и механизмы.
*****
Евреи в Бурятии и Баргузине.
Устойчивые группы еврейского населения на территории Восточной Сибири появились в первой половине XIX века (после подавления польского восстания 1830-1831 годов). Селились евреи на нашей территории преимущественно в трёх округах: Верхнеудинском, Селенгинском и Баргузинском. Особенно высоким процент еврейского населения был в Баргузине.
В 1897 году по материалам первой всеобщей переписи населения евреи составляли почти треть населения Баргузина, писала в книге «Баргузин: страницы истории» Л.В. Кальмина. Здесь с самого начала наиболее состоятельный слой горожан формировался из среды ссыльных евреев, которые нажили свои состояния за счёт разработки золотых россыпей в округе.
В Баргузинском и Селенгинском округах, где евреи жили достаточно компактно, торговля также была одним из их основных занятий. Её особенностью здесь был не столько размах, сколько, если можно так выразиться, проникающая сила. Евреи с лёгкостью снимались с насиженных мест, устремляясь туда, где ещё не ступала нога конкурента: в дальние северные сёла, отстоявшие друг от друга на десятки, а то и сотни километров; в глухие бездорожные районы, в места большого скопления потенциальных потребителей, в частности, на прииски. Еврейских торговцев можно было встретить и в сибирской тайге, и в военных гарнизонах, и на строящейся Кругобайкальской железной дороге.
За тридцать лет (c 1870-х гг. - до начала ХХ века) еврейские купцы приобрели в торговых делах Верхнеудинска прочные позиции. В 1908 г. в числе арендаторов Малого Гостиного двора было больше половины евреев, в доход города шли 69,3% от всей арендной платы «большедворцев. В этом же году Верхнеудинская городская управа в числе 35 наиболее крупных и солидных фирм, имеющих вес в торговых делах, назвала шестнадцать, принадлежащих евреям. Среди них торговая фирма Евсея Цыгальницкого, ведущего мануфактурную и галантерейную торговлю, товарищество братьев Клейман и Родовского, книжное дело Самуила Нодельмана, аптекарская фирма Литмана Шлаина, торговля крупчаткой Моисея Родовского и Самуила Розенштейна, бакалейная торговля Абрама Соловейчика, товарищество Иохвидова с сыновьями (торговля мануфактурой) и другие.
Региональной особенностью можно считать высокую долю евреев, занимавшихся хлебопашеством. Вопреки расхожему мнению, евреи не чурались земледельческого труда и были искусными землепашцами. Возможность проявить свои земледельческие таланты появилась именно в Сибири, где наличие свободных земель открыло перед евреями эту сферу деятельности.
Более четверти приехавших в начале ХХ века евреев занимались ремеслом. Искусные часовщики, портные, сапожники, парикмахеры, обувщики при дефиците местных мастеров сумели быстро открыть и поставить на ноги своё дело. А у еврейских шляпников и жестянщиков вообще не было конкурентов.
Охота на пушного зверя, ловля рыбы, разведение лошадей стали привычными занятиями для поселившихся здесь евреев. Формировавшаяся в течение веков быстрая адаптация к любым непривычным условиям давала возможность не только выжить, но и обеспечить своим семьям достаточно высокий уровень благосостояния.
Как правило, евреи воспринимали язык и культуру того населения, на территорию которого они переселялись, сохраняя при этом свои религиозные и культовые особенности. Селились они преимущественно в городах, где обычно жили замкнутыми общинами, где в основном занимались: богатые - ростовщичеством, более бедные - торговлей и ремеслом.
Из наиболее известных в Баргузине евреев - Абрам Хайкелевич Новомейский (1853-1916) и Яков Давидович Фризер (1869-1933).
В 1873 году в Баргузине родился Моисей (Моше) Абрамович Новомейский - один из основоположников израильской химической промышленности. Он уехал в Эрец-Исраэль из Баргузина в 1920 году и основал «Предприятия Мёртвого моря», занимающиеся и по сей день добычей поташа, брома, магния, хлора, натрия и других ценнейших минеральных солей.
Баргузин, по мнению царских властей, был идеальным местом для политической ссылки, тому способствовала удалённость от больших городов и китайской границы, близость Нерчинской каторги и суровые условия жизни. За время существования поселения здесь перебывали представители всех политических течений, когда-либо возникавших в дореволюционной России. Значительную часть ссыльных составляли евреи, сосланные сюда по политическим или религиозным убеждениям.
Евреи всегда уделяли большое внимание образованию своих детей, что способствовало развитию сети образовательных учреждений в крае, повышению уровня образованности населения. Они создавали народные библиотеки, участвовали в строительстве общественных зданий, да и сами строили собственные дома по особым проектам, что хоть немного украшало традиционно скромный внешний вид сибирских поселений.
Еврейская диаспора внесла большой вклад в социально-экономическое развитие Бурятии, играла заметную роль в становлении экономики края, особенно в развитии золотопромышленности всего региона. По выражению Л.В. Кальминой, «щедрая бурятская земля дала приют многострадальному народу, представители которого отблагодарили своим добрым вкладом в развитие её экономики, науки и культуры».
Особый вклад в развитие Бурятии внесли: книгоиздатель А. Нодельман, писатели С. Липкин и С. Метелица, учёные Е. Залкинд и Л. Элиасов, М. Чулевич и И. Ярневский и другие. Очень много сделал для развития культуры Бурятии бессменный зам. министра культуры А.М. Герштейн, инициировавший создание в 1993 году Еврейского культурного центра.
В пореформенные годы заметна была тенденция миграции евреев из Бурятии в Израиль. В настоящее время деятельность еврейских общин стала почти незаметной. Еврейская община города Улан-Удэ раньше отмечала все наиболее значимые национальные праздники: Песах (Пасха), Рош-Гашона (Новый год), Суккот (праздник кущей), Пурим (избавление от гибели), День Иерусалима и др. праздники.
В Баргузине сейчас остались потомки евреев. В некоторых, говорят местные жители, можно увидеть отдалённые семитские черты в лицах и фигурах, а также в характерах. Их осталось около 300 человек.
*****
Несколько слов в дополнение о приколах и байках. Они в основном о деньгах и о купле-продаже…
- Абрам, зуун түхэриг займалал даа!
- Намдаш только наян байна.
- Ная үгииш даа, хорин солхооб зээльтэй үлхэш!
*****
- Рабинович, та яахдаа празднига урда тээ коньягаа хоёр зуугаар наймаалнат? Меерсондаш оройдоо табьнай байншуу.
- Ошоод абииш теэд тэрнаанаа.
- Үгэй, Меерсонш гээс мүнөө коньякгой байна.
- Намда үгэй болходонь, би тоже табяар худалдхалдяа!
*****
- Соня изии скайпаар налайс зугаалаа.
- Ямар гоёим! Будто айлшад биидли, зато тэдээниш эдеэлээб гэжэ зобхойш.
*****
- Соломон Моисеевич, та хүдии ложка сахар кофедаа хэдэгэбт?
- Гэртээ нэгии. Айлшаар ябаа даа, дүрбэ... (һанаа алдна). А так-то хоёр ложкада дуртайлдяа.
*****
- Моринтной хааным?
- Иихэдээ ямар морин? Тахяаша худалджайншууб.
- Ценнигетнай хараад һурналдяа...
*****
- Так-с, Додик! Бодгоор иигээд олоошоо хубаахабдь - 50/50.
- Семён Маркович, би так-то 70-да һанаатай байгаалдяа!
- Тиигаан хойнош тиихойдтяа, те даа 70/70 гээд.
*****
- Танда зургаан яблака байна, хагшиинь ахадаа үгөөдатнай, хүдниинь үлхэб?
- Табаххад байгаабшимуу.
*****
Еврейнууд юундэ борщ шангаггоймааб?
- А-а, тэрнииш шанхань түбэгтэй лэ-э, дан олон элдэбэйн юумэшэ худхадагшимуу.
*****
Евгеи в гости со своей «огненной водой» ходят, ну а «закусончик» - с хозяев причитается. Но не всегда так…
Ян Френкель бэшээ: Нэгтэ Марк Фрадкин ажалаа хойнаан газаа ябгаар ябжа байтраа өөрэйнгээ гэрэй хажууда хүрээд, сонхо руу дээшэнь зааба: «Минии шагаабар, харнууш?». Теэд гэртээ уриба: «Намдаа айлшаар орииш. Кабинет соом гоё гэгшын архиин бар бии».
Тиигээд хамжаани хажуугаар үнгэржайхаа тэрэ хэлбэ: «Ян, нэгэ «шэл» хатууе абыш, бар соом как раз водка үгэймаан». Френкель вино-водочно отдел руу дамжуураар дээшэлбэ. Фрадкин хойнаань нэмэжэ һүүхирбэ: «Ян, ябуутан үшөө нэгэ батон шүүрээрэйл даа».
*****
Ямар нахлаатаан еврейдли хү хараад һуунаш? (От выражения «Остаться внакладе». - В убытке, в ущербе, потеряв что нибудь).
На снимке: Новомейские в Баргузине.
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
2987