Вчера 19 июля 2023 года на Буряад ФМ-радио - день памяти цанид-хамба Агвана Доржиева и хамба-лам Ацагад-Челутаевского дацана. Спасибо! И мне захотелось также «включиться» в этот разговор…
*****
Цанид-хамбе Агвану Доржиеву как до, так и после революции удавалось находиться в постоянном диалоге с российскими властями.
Я всегда живо интересовался судьбой цанид-хамбо-лхарамбы Агвана Доржиева. Будучи студентом в Ленинграде в 1970-е годы, изучал некоторые материалы о буддийском иерархе в библиотеках «северной столицы», посещал здание буддийского храма в Старой деревне, за Чёрной речкой, где размещалась в то время исследовательская лаборатория Института зоологии АН СССР. Именно Агван Доржиев основал 110 лет назад первый буддийский храм в европейской части России, санкт-петербургский «Дацан Гунзэчойнэй».
До этого знал, что великий бурятский лама в начале XX века отдыхал у нас на малой родине, Аллинском аршане. Об этом поведал в своё время проф. Сажинов Жамсаран Сажинович - известный в республике человек, учитель многих поколений учителей. Получается, что наставник Его Святейшества Далай-ламы XIII посетил наши края после визитов к царствующим особам в Петербурге.
…Агван Доржиев три раза встречался с российским императором Николаем II.
В 1898 году высокий представитель буддийского духовенства добивается первой аудиенции у российского императора. Встреча произошла с участием «востокофила», приближённого Николая II, князя Э.Э. Ухтомского в Летнем дворце в Петергофе. Вопросы, обсуждавшиеся на ней, касались перспектив установления дипломатических отношений между Тибетом и Россией. Эта встреча была важна тем, что начались прямые контакты между Петербургом и Лхасой. В тот же приезд Агван Доржиев поднял вопрос о строительстве буддийского храма в Петербурге.
30 сентября 1900 года Агван Доржиев второй раз встречается с Николаем II. Встреча состоялась близ Ялты во дворце Ливадии. В ней принимали участие министры финансов, обороны и внутренних дел Российского государства. Тогда же Доржиеву была обещана русская протекция в отношении Тибета при условии учреждения русского консульства в Лхасе.
Третья встреча состоялась 23 июня 1901 года в Летнем дворце в Петергофе. После этого Агван Доржиев остаётся в Петербурге в качестве официального представителя Далай-ламы, началось строительство первого буддийского храма в столице Российской империи.
Агвану Доржиеву было суждено сыграть заметную роль в международной политической жизни начала XX столетия. Тибет стремился к независимости от Китая, а Россия и Англия боролись за возможность расширения своего влияния. От имени Далай-ламы ХIII Доржиев отстаивал мысль о покровительстве Тибета Россией сначала на встречах с Николаем II, а затем в большевистском Кремле.
Агван Доржиев прожил в Тибете 25 лет, там он получил степень лхарамбы - высшую учёную степень в тибетском буддизме. Тибетцы главным образом вспоминают его как незаурядного учёного, чьё искусство вести дебаты оказало неоценимую поддержку тибетским монахам в традиционных философских диспутах.
По моим оценкам, дипломатическая миссия цанид-хамбо-лхарамбы Агвана Доржиева по сближению Российской империи с буддийским Тибетом несла в себе и подспудную цель, направленную на укрепление Учения Будды на территориях Восточной Сибири и Забайкалья, где компактно проживали бурятские рода, и центральных аймаков Внешней Монголии, находящейся под протекторатом маньчжурской династии Цин. Историческим фактом является то, что главной интегрирующей силой монгольского национально-освободительного движения начала XX века выступила буддийская церковь Внешней Монголии во главе с её иерархом Богдо-гэгэном VIII, ставшим символом возрождения государственности в новейшей истории.
Известно, что в 1911 году при покровительстве и безоговорочной поддержке российского престола было провозглашено независимое монгольское государство. Цанид-хамбо-лхарамба Агван Доржиев в период принятия исторических решений и провозглашения современной монгольской государственности являлся главой дипломатической миссии Тибета, полномочным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIII при российском царском дворе, и впоследствии, Советской республике.
… Осенью 1920 года благодаря стараниям 32-летнего Элбэк-Доржи Ринчино и 67-летнего Агвана Доржиева Бурятия получила автономию. Они вместе с калмыцким деятелем Амур Сананом посетили председателя Совнаркома Владимира Ильича Ленина. Вождь соглашается с их доводами о необходимости реализации права народов России на самоопределение. И направляет в ЦК партии предложения о предоставлении автономии «в первую голову для калмыков и бурят-монголов».
Именно два этих бурятских деятеля, по моим представлениям, находились у истоков создания национальной государственности бурят.
Доржиев встречался и с первым наркомом просвещения РСФСР А.В. Луначарским. Речь шла на встречах о свободе вероисповедания, культурном строительстве, их необходимости для процветания государства и его граждан. На этих встречах Агван Доржиев подчёркивал, что буддизм - не религия, а философия, что в нём присутствуют общие с коммунизмом идеи (буддийсткий социализм) ответственности каждого за общее дело.
… Агван Доржиев и Элбэк-Доржи Ринчино. Оба они были выдающимися бурятскими деятелями первой трети ХХ века. Несмотря на разницу в возрасте, совпадений в их судьбе довольно много для того, чтобы считать это случайностью.
Агваном Доржиевым в Петербурге при издательстве «Наран» («Солнце») был создан так называемый «агвановский алфавит». Студент Императорского Санкт-Петербургского университета Элбек-Доржи Ринчино и школьный учитель из Бохана Николай Амагаев принялись за совершенствование созданного в 1905 году Агваном Доржиевым бурятского алфавита. В 1910 году они издали небольшую книгу «Новый монголо-бурятский алфавит» с подробнейшими комментариями и рассуждениями о роли интеллигенции в решении насущных задач просвещения народа.
Далее. Если Агван Доржиев был причастен к событиям в период провозглашения монгольской государственности в 1911-м году, то более молодой Элбэк-Доржи Ринчино во второй половине 1921 года и до конца 1925-го работал в Монголии: участвовал в революции и гражданской войне, организации партии, правительства и армии.
Неисповедимы повороты судьбы. В 1937 году Доржиева, как и Ринчино, арестовали по обвинению в том, что он является лидером «контрреволюционной панмонгольской террористической, повстанческо-шпионской организации». Сгинули оба в тюрьме в 1938 году. В 1957 году они были реабилитированы за отсутствием состава преступления.
... Российская империя, советская власть, постсоветская Россия, Тибет, Британская империя, разные племена и религиозные группы Бурятии и Калмыкии - все видели цанид хамбу по-своему. Можно утверждать, что вся политическая и дипломатическая деятельность бурятского монаха, включая его отношения с царской семьёй и большевиками, была нацелена на выживание буддизма в России и СССР и сближение Тибета с Россией.
Агвана Доржиева можно считать одной из важнейших фигур в российском буддизме.
На снимках: цанид-хамба Агван Доржиев; Агван Доржиев, выступающий в качестве посла Далай-ламы XIII, выходит из Большого Петергофского дворца после аудиенции у Николая II 23 июня 1901 года.
Ц.Ц. Чойропов, кавалер медали им. Агвана Доржиева.
*****
Цанид-хамбе Агвану Доржиеву как до, так и после революции удавалось находиться в постоянном диалоге с российскими властями.
Я всегда живо интересовался судьбой цанид-хамбо-лхарамбы Агвана Доржиева. Будучи студентом в Ленинграде в 1970-е годы, изучал некоторые материалы о буддийском иерархе в библиотеках «северной столицы», посещал здание буддийского храма в Старой деревне, за Чёрной речкой, где размещалась в то время исследовательская лаборатория Института зоологии АН СССР. Именно Агван Доржиев основал 110 лет назад первый буддийский храм в европейской части России, санкт-петербургский «Дацан Гунзэчойнэй».
До этого знал, что великий бурятский лама в начале XX века отдыхал у нас на малой родине, Аллинском аршане. Об этом поведал в своё время проф. Сажинов Жамсаран Сажинович - известный в республике человек, учитель многих поколений учителей. Получается, что наставник Его Святейшества Далай-ламы XIII посетил наши края после визитов к царствующим особам в Петербурге.
…Агван Доржиев три раза встречался с российским императором Николаем II.
В 1898 году высокий представитель буддийского духовенства добивается первой аудиенции у российского императора. Встреча произошла с участием «востокофила», приближённого Николая II, князя Э.Э. Ухтомского в Летнем дворце в Петергофе. Вопросы, обсуждавшиеся на ней, касались перспектив установления дипломатических отношений между Тибетом и Россией. Эта встреча была важна тем, что начались прямые контакты между Петербургом и Лхасой. В тот же приезд Агван Доржиев поднял вопрос о строительстве буддийского храма в Петербурге.
30 сентября 1900 года Агван Доржиев второй раз встречается с Николаем II. Встреча состоялась близ Ялты во дворце Ливадии. В ней принимали участие министры финансов, обороны и внутренних дел Российского государства. Тогда же Доржиеву была обещана русская протекция в отношении Тибета при условии учреждения русского консульства в Лхасе.
Третья встреча состоялась 23 июня 1901 года в Летнем дворце в Петергофе. После этого Агван Доржиев остаётся в Петербурге в качестве официального представителя Далай-ламы, началось строительство первого буддийского храма в столице Российской империи.
Агвану Доржиеву было суждено сыграть заметную роль в международной политической жизни начала XX столетия. Тибет стремился к независимости от Китая, а Россия и Англия боролись за возможность расширения своего влияния. От имени Далай-ламы ХIII Доржиев отстаивал мысль о покровительстве Тибета Россией сначала на встречах с Николаем II, а затем в большевистском Кремле.
Агван Доржиев прожил в Тибете 25 лет, там он получил степень лхарамбы - высшую учёную степень в тибетском буддизме. Тибетцы главным образом вспоминают его как незаурядного учёного, чьё искусство вести дебаты оказало неоценимую поддержку тибетским монахам в традиционных философских диспутах.
По моим оценкам, дипломатическая миссия цанид-хамбо-лхарамбы Агвана Доржиева по сближению Российской империи с буддийским Тибетом несла в себе и подспудную цель, направленную на укрепление Учения Будды на территориях Восточной Сибири и Забайкалья, где компактно проживали бурятские рода, и центральных аймаков Внешней Монголии, находящейся под протекторатом маньчжурской династии Цин. Историческим фактом является то, что главной интегрирующей силой монгольского национально-освободительного движения начала XX века выступила буддийская церковь Внешней Монголии во главе с её иерархом Богдо-гэгэном VIII, ставшим символом возрождения государственности в новейшей истории.
Известно, что в 1911 году при покровительстве и безоговорочной поддержке российского престола было провозглашено независимое монгольское государство. Цанид-хамбо-лхарамба Агван Доржиев в период принятия исторических решений и провозглашения современной монгольской государственности являлся главой дипломатической миссии Тибета, полномочным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIII при российском царском дворе, и впоследствии, Советской республике.
… Осенью 1920 года благодаря стараниям 32-летнего Элбэк-Доржи Ринчино и 67-летнего Агвана Доржиева Бурятия получила автономию. Они вместе с калмыцким деятелем Амур Сананом посетили председателя Совнаркома Владимира Ильича Ленина. Вождь соглашается с их доводами о необходимости реализации права народов России на самоопределение. И направляет в ЦК партии предложения о предоставлении автономии «в первую голову для калмыков и бурят-монголов».
Именно два этих бурятских деятеля, по моим представлениям, находились у истоков создания национальной государственности бурят.
Доржиев встречался и с первым наркомом просвещения РСФСР А.В. Луначарским. Речь шла на встречах о свободе вероисповедания, культурном строительстве, их необходимости для процветания государства и его граждан. На этих встречах Агван Доржиев подчёркивал, что буддизм - не религия, а философия, что в нём присутствуют общие с коммунизмом идеи (буддийсткий социализм) ответственности каждого за общее дело.
… Агван Доржиев и Элбэк-Доржи Ринчино. Оба они были выдающимися бурятскими деятелями первой трети ХХ века. Несмотря на разницу в возрасте, совпадений в их судьбе довольно много для того, чтобы считать это случайностью.
Агваном Доржиевым в Петербурге при издательстве «Наран» («Солнце») был создан так называемый «агвановский алфавит». Студент Императорского Санкт-Петербургского университета Элбек-Доржи Ринчино и школьный учитель из Бохана Николай Амагаев принялись за совершенствование созданного в 1905 году Агваном Доржиевым бурятского алфавита. В 1910 году они издали небольшую книгу «Новый монголо-бурятский алфавит» с подробнейшими комментариями и рассуждениями о роли интеллигенции в решении насущных задач просвещения народа.
Далее. Если Агван Доржиев был причастен к событиям в период провозглашения монгольской государственности в 1911-м году, то более молодой Элбэк-Доржи Ринчино во второй половине 1921 года и до конца 1925-го работал в Монголии: участвовал в революции и гражданской войне, организации партии, правительства и армии.
Неисповедимы повороты судьбы. В 1937 году Доржиева, как и Ринчино, арестовали по обвинению в том, что он является лидером «контрреволюционной панмонгольской террористической, повстанческо-шпионской организации». Сгинули оба в тюрьме в 1938 году. В 1957 году они были реабилитированы за отсутствием состава преступления.
... Российская империя, советская власть, постсоветская Россия, Тибет, Британская империя, разные племена и религиозные группы Бурятии и Калмыкии - все видели цанид хамбу по-своему. Можно утверждать, что вся политическая и дипломатическая деятельность бурятского монаха, включая его отношения с царской семьёй и большевиками, была нацелена на выживание буддизма в России и СССР и сближение Тибета с Россией.
Агвана Доржиева можно считать одной из важнейших фигур в российском буддизме.
На снимках: цанид-хамба Агван Доржиев; Агван Доржиев, выступающий в качестве посла Далай-ламы XIII, выходит из Большого Петергофского дворца после аудиенции у Николая II 23 июня 1901 года.
Ц.Ц. Чойропов, кавалер медали им. Агвана Доржиева.
2646