Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 97.15 105.76

Имеются ли в других поселениях Курумканского района такие водопротоки почтенного возраста?

Имеются ли в других поселениях Курумканского района такие водопротоки «почтенного возраста»?

135 лет назад при поддержке Баргузинского тайши Цыдебжаба (Александра) Сахарова в селе Алла была проложена одна из первых оросительных систем в районе.

В конце XIX века в нашем поселении не было водного русла, канавы. И появление оросительной канавы в селе имеет интересную историю.

Да что там село. Скорее, небольшое селение, улус в несколько десятков семей, наверное. Многие из земляков продолжали ведь жить на своих исконных территориях («буусанууд дээрээ»), в непосредственной близости от нынешнего большого села Алла. Местное население занималось скотоводством, охотой и рыболовством. Хлеб тогда не сеяли.

Помнится по рассказам старожилов - приехал к ним однажды в улус главный Баргузинский тайша вместе с землеустроителями (по их словам: «газар уhанай ноёд»).

Указом высшего должностного лица баргузинских бурят всем селом начали «прорубать» канаву, каждому двору было дано задание - участвовать в протягивании канавы от речки Алла, на участке Исхан, до улуса Алла, протяжённостью в 5 км. Были поставлены вешки. Если в семье не было мужчин, то этот их участок брали на себя другие семьи.

…По рассказу ветерана педагогического труда Альбины Пойдоновны Аюшиевой, из воспоминаний её бабушки Пойдоновой Дулгар Очировны, 1874 года рождения, в миру Хонгордоон *, следует, что в развитие нашего села многое сделал тайша Сахар Хамнаев (на самом деле, не он, а его сын Цыдебжаб Сахаров).

В 1888 году было принято решение и через год с помощью тайши спроектирована и прорыта канава в сторону улуса Алла. Каждому жителю села давался определённый участок для рытья (межи). Получается, что местное население прорыло канаву.

Родоначальник баргузинских бурят в следующий свой приезд привёз зерно и семена других культур, были распаханы земли на Аллинских Куйтунах (Аллайн Хүнтэй), стали сеять хлеб, вероятно, и производить картофель, овощи. По словам бабушки Хонгордоон, каждому жителю села давали зерно («тугал туламаар») для посева, всё это находилось под жёстким контролем. В то время все жили отдельно, каждый в своём родовом поместье (буусадаа).

Таким образом, канава от речки, идущей с гор, проложенная нашими предками в тот далёкий год, до сих пор течёт в сторону Аллы. Водное русло, которое служит не одному поколению аллинцев для полива полей, картофеля, огорода, для питьевого рациона скота и употребления воды в быту... Мы так привыкли к нашей большой канаве, экологически чистой и доступной, что не мыслим лето без неё.

Проведение канавы в село имело большое значение прежде всего для народа Дырена, его благосостояния, для подъёма жизненного уровня.

Цыдебжаб Сахаров и его братья Цыванжаб и Цыренжаб были образованными, прогрессивными людьми своего времени. Работали учителями, младший брат Цыренжаб тоже был тайшой. Вместе с Соодой-ламой они соорудили много культовых мест во всей Баргузинской долине.

*****

* Я хорошо помню бабушку Хонгордоон. В "Списке лиц (домохозяев) Подхребетного булучного общества Баргузинской инородческой волости", составленном старостой Базаром Пасуевым 26 апреля 1908 года, мне удалось обнаружить фамилии: Дальбиев Пойдон, 73 года (1835 г.); Дальбиев Бура, 54 года (1854 г.); Бойдонов Балдан 43 года (1865 г.).

Получается, Бойдонов Балдан - муж Пойдоновой Дулгар Очировны (Хонгордоон), дед Альбины Пойдоновны Балдановой (Аюшиевой), а Дальбиев Пойдон - прадед. Дальбиев Бура - младший брат Дальбиева Пойдона, отец Бураева Шагдара (они жили в деревне по-соседству).

На снимке: Аллинская канава. Фото Эдуарда Онгориева; Аллинские берёзы - у канавы. Фото Светланы Цыбикдоржиевой; Страж Аллинской канавы.

Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.

2582

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica