Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 102.58 107.43

У рыбака своя звезда

«У рыбака своя звезда…».

27 июня отмечается Всемирный день рыболовства.

Рыбалка - одно из самых массовых увлечений людей. Кто хоть раз побывал на водоёме с удочкой, насладился чистотой, ни с чем несравнимой радостью общения с природой и поймал первую в своей жизни рыбу, тот этого не забудет никогда.

Процесс ловли рыбы настолько увлекателен, что со временем у новичков он нередко перерастает во всепоглощающую страсть. Ведь только по-настоящему увлечённые люди ради того, чтобы увидеть или ощутить поклёвку рыбы, могут забираться в очень отдалённые и глухие уголки, часами мокнуть под дождём или стынуть на морозе.

Рыбная ловля - прекрасное средство укрепления духовных и физических сил человека.

*****

В реках и озёрах Баргузинской долины обитают разные виды промысловых рыб: тула (таймень), һэлбэрүүһэн (сиг), хадаран (хариус), зэбэн (ленок), сордон (щука), гутаар (налим), ялаагана (сорога, плотва - зоол.), алгана (окунь), булуусгай, балбаана (язь), холбоордой загаhан - зоол., шолбэртэ, hахалтай загаhан (сом), хоолэнтии (карась), хилмэ (осётр); hамбарга, мүргэ (сазан) - из перечисления 91-летней землячки Цырмы Ринчиновны Ачитуевой.

*****

Журналист Александр Махачкеев писал: «Баргузинские буряты торговали рыбой по всему западному берегу озера / моря, в том числе и в Качуге. Вот что написано в книге П.С. Дырхеева о рыбаках-бурятах: «Хотя наши улусы были далеко на отшибе, до нас доезжали буряты с Байкала. Это были ольхонские и баргузинские рыбаки. Они привозили на санях солёный омуль в бочках и обменивали на зерно, выделанную овчину или мясо» (Дырхеев П.С. Верхоленские буряты. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011. - С. 11).

*****

Цыренжап Заятуевич Доржиев, бывший директор Джергинского заповедника, рассказывал, что такие ценные рыбы, как тула (таймень) и һэлбэрууһэн (сиг) в верховьях Баргузина - эндемики, т.е. они не выходят на Байкал и не поступают оттуда. Таймень и сиг в верховьях Баргузина и таймень и сиг в Байкале - это разные подвиды, не связанные между собой.

Таймень верхнебаргузинский на нерест идёт весной и дальше местности Ботолло вниз не опускается. Местные парни практически полностью уничтожили эту рыбу за последние годы, ловя их сетями во время нереста на анклаве от Ботолло и до Умхея.

Cиг шёл на нерест в сентябре. Этой рыбы тоже не стало. Разрешали ловить эту рыбу только эвенкам. Но за каждым эвенком следовали 10 неэвенков и они деньгами, водкой приобретали эту ценную рыбу у аборигенов. Увы, нет сейчас сига в Баргузине…

Интересный факт об эндемиках привёл Ц.З. Доржиев. Но трудно согласиться с другим суждением эколога. На наш взгляд, рыбу в реке Баргузин давно кончили лесопромышленники, появившиеся в 1960-е годы, и туристы, да приезжие браконьеры. Думаю, что простые наши ребята этим не занимались. Им же, по сути, ничего и не надо. «Огненную воду» они «принимать на грудь» могут да на диване валяться…

*****

Старый эвенк Орочен Степанович Берельтуев рассказывал, что в голодные годы Великой Отечественной войны многих земляков спасала от неминуемого летального исхода наваристая уха из карасей, коих водилось в местных водоёмах немало. Или если колхозная корова ослабла и не встаёт на ноги, уха из карася поднимала обессилевших животных на ноги…

*****

Озеро Аллинское находилось недалеко от нашей деревни, всего в нескольких километрах. В озере водилось много рыбы: большой длины щуки и налимы, довольно крупные язи, лини, лещи, стаями ходили окуни и сороги (плотва).

Лучение рыбы - это старый способ рыбной ловли. Выходили на рыбалку ночью. На носу лодки (онгосо) или на плоту (һалаа) закреплялся факел, и рыба поднималась к поверхности на свет. Тут-то её и били острогой. Отец мой очень любил этот способ рыбалки. Ставили также и сети.

Время от времени он выходил на рыбную ловлю вместе с соседом. И брал меня, подростка-дошкольника, на рыбалку. Ночью я оставался на берегу, караулить лошадь, вестимо.

Улов всегда был внушительным - 2 или 3 мешка.

На завтрашний день на меня выпадала приятная миссия - отнести соседям по полведра свежей рыбы. Образ действия, который присущ эвенкам, очевидно, передавался моим родителям. Например, «нимат» - обычай безвозмездной передачи своей добычи соплеменникам.

Согласно этому неписаному правилу, с соседом нужно было поделиться даже самыми последними остатками еды. Ведь мои родители в детстве и отрочестве жили в верховьях Баргузина, в эвенкийской среде, неплохо даже знали язык этого этноса.

Поздравляем с Днём рыболовства всех причастных к этому торжеству! Пусть ловится рыбка большая и маленькая! Пусть удача сопутствует вам во всех делах. С праздником!

Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.

3042

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica