К эвенкийскому празднику «Больдёр-2023» (24-25 июня 2023 года). с. Курумкан.
Александр Николаевич Радищев писал в описании Тобольского наместничества следующие строки о тунгусах: «… Ниже в восточной части, по берегам Кеная и Тима, другой, столь же дикий, народ, но видом стройнее и опрятнее, известной под именем тунгусов. [У] сего народа существует странный обычай угощать приежжаго или паче приятеля тем, что лутчее есть в доме, изготов<ляя> в то же время лук и стрелы на умерщвление того, который худо ответствовать будет приветствию угощающаго…» // Воспроизводится по изданию: Радищев А.Н. Полное собрание сочинений в 3 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 3.
Как и любой другой народ, эвенки имеют свои черты характера, и первое, что бросается в глаза, - это радушие, гостеприимство, доброта, о чём писал в конце XVIII века А.Н. Радищев. Гостеприимно эвенки относятся не только к «своим», но и особенно к приезжим, посещающим их семьи. И делают они это с такой неподдельной искренностью и радушием, что отказаться от приглашения очень трудно!
Но эвенки - народ эмоциональный. Между собой эвенки могут негативно высказываться о некоторых своих чертах характера, но никогда не разрешат представителю другого этноса плохо отзываться о них. Жёсткость характера эвенков объясняется ещё и тем, что они отличаются ревностным национализмом, чётко развитым чувством чести.
Это лучше показать на примере одного человека, и станет ясно. Олзото Минеев - известный в Дырене эвенкийский охотник 1950-1970-х годов.
Бурятское имя «Олзото» очень подходило к нему. Вообще редкий день не выходил на охоту, и почти не было случая, чтобы он не принёс какой-нибудь дикой козы или другой дичи.
Рассказывали ребята с покоса, выходя с «тозовкой» на окрестные места, давал задание оставшимся на усадьбе: «Поставьте котёл на костёр, вскипятите воду. Я скоро вернусь». И через небольшой промежуток времени возвращался с тушей косули.
В тайге Олзото был хозяином. Он находил любого зверя по следам и сразу определял, чей этот след и куда ведёт. В дремучем ли лесу, в ущелье ли, между горами он правильно находил ориентировку, чтобы где-то и в чём-то он ошибся или заблудился - такого никогда не было. Природа одарила его этими тонкими качествами. Этот природный дар эвенка - от бога!
Некоторые черты характера и поведения, которые присущи эвенкам, удивляли многих. Например, «нимат» - обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам. Гостей угощали лучшей пищей. Согласно обычаю, с гостем нужно было поделиться даже последним куском мяса.
Слава Олзото Минеева как соболятника и медвежатника делала ему честь и уважение народа.
Рано он осиротел, вырос в семьях Бодоула Мухутарова и Митаба Бубеева. Его родители жили в местности Тазы, возле речки Эёдяк. Трагическая нелепая смерть обоих родителей Олзото уготовила ему нелёгкую и тяжёлую судьбу с ранних лет.
Озлобленный и буйный характер юнца вызывал у местных иногда даже страх. К примеру, влюбчивый Олзото был ревнив, мог запросто напугать, и, подняв ружьё, не прицеливаясь, выстрелить.
Из детства помню, различали двух разновидностей одного этноса: «хамниган» (конных эвенков) и «ортон» (оленних тунгусов). Олзото Минеев, кажется, был из ортон.
Некоторые ортоны живут, кажется, в Баунтовском районе. Народ этот эмоциональный и суровый, непонятная ярость внезапно может появиться изнутри. Такие настоящие тунгусы живут сейчас в Иенгри - на юге Якутии. «Они жёстче, чем наши баргузинские эвенки», - рассказала съездившая туда в гости к брату (женат на тамошней эвенкийке) одна наша землячка.
Олзото Минееву пришлось отсидеть за различные правонарушения и преступления несколько «сроков». В последний раз получил 8 лет тюрьмы.
Однажды на сенокосе чуть не произошла трагедия. Выпивший один стогометальщик ради бахвальства пару крутых жаргона употребил в адрес бывшего зэка (в армии службу проходил во внутренних войсках). Тот сразу встал в «пактра жинга». Полез через чердак в амбар за «тозовкой». В это время приехал конюх бригады, кухарка всё объяснила. Он взял брата на плечи и побежал в кусты за амбар. О. начал палить вокруг. К счастью, на «отоге» никого не было - белый день, кухарка спряталась в рублёном домике и подглядывала тайком. Тут на глаза бывшего зека попалась собака и он последними патронами подстрелил её.
Через некоторое время О. уснул в своём персональном закутке. На завтра О. попросил ребят помочь похоронить собаку. Он ничего не помнил - что было. А собака-то была охотничья, очень похожа на хаску. Он буквально плакал над ней...
... В «бамовское» время Олзото Минееву директором вновь организованного совхоза «Улюнханский» В.Ц. Баторовым было предложено стать сторожем Умхейского аршана.
Дело в том что проезжающие «бамовцы» на тяжёлых «Уралах» начали загрязнять источник: стирать в горячей воде бельё, мыть автомашины.
И Олзото способствовал прекращению такого беспорядка. Все быстро поняли после меткого выстрела из карабина - в переднее колесо одной такой «махины». Поползли слухи, что не сегодня завтра прострелит меткий эвенк все остальные машины...
Олзото и раньше много лет прожил на этом аршане, встречая и провожая каждого человека. В его доме и на территории всегда было чисто, чистоплотный с рождения он оберегал природный целебный исток. Приходивших гостей и сородичей гостеприимный хозяин отдаривал таёжной дичью, дикоросами, рыбой.
Последний выстрел знаменитого охотника с ружья, как это не печально, был в себя. Примерно, в конце 1970-х годов Олзото Минеев застрелился из карабина на аршане Умхэй. Он был смотрителем аршана. Резко похудел, стал слабеть, по-видимому, болел онкологией.
На снимке: Олзото Минеев, 1951 год.
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
Александр Николаевич Радищев писал в описании Тобольского наместничества следующие строки о тунгусах: «… Ниже в восточной части, по берегам Кеная и Тима, другой, столь же дикий, народ, но видом стройнее и опрятнее, известной под именем тунгусов. [У] сего народа существует странный обычай угощать приежжаго или паче приятеля тем, что лутчее есть в доме, изготов<ляя> в то же время лук и стрелы на умерщвление того, который худо ответствовать будет приветствию угощающаго…» // Воспроизводится по изданию: Радищев А.Н. Полное собрание сочинений в 3 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 3.
Как и любой другой народ, эвенки имеют свои черты характера, и первое, что бросается в глаза, - это радушие, гостеприимство, доброта, о чём писал в конце XVIII века А.Н. Радищев. Гостеприимно эвенки относятся не только к «своим», но и особенно к приезжим, посещающим их семьи. И делают они это с такой неподдельной искренностью и радушием, что отказаться от приглашения очень трудно!
Но эвенки - народ эмоциональный. Между собой эвенки могут негативно высказываться о некоторых своих чертах характера, но никогда не разрешат представителю другого этноса плохо отзываться о них. Жёсткость характера эвенков объясняется ещё и тем, что они отличаются ревностным национализмом, чётко развитым чувством чести.
Это лучше показать на примере одного человека, и станет ясно. Олзото Минеев - известный в Дырене эвенкийский охотник 1950-1970-х годов.
Бурятское имя «Олзото» очень подходило к нему. Вообще редкий день не выходил на охоту, и почти не было случая, чтобы он не принёс какой-нибудь дикой козы или другой дичи.
Рассказывали ребята с покоса, выходя с «тозовкой» на окрестные места, давал задание оставшимся на усадьбе: «Поставьте котёл на костёр, вскипятите воду. Я скоро вернусь». И через небольшой промежуток времени возвращался с тушей косули.
В тайге Олзото был хозяином. Он находил любого зверя по следам и сразу определял, чей этот след и куда ведёт. В дремучем ли лесу, в ущелье ли, между горами он правильно находил ориентировку, чтобы где-то и в чём-то он ошибся или заблудился - такого никогда не было. Природа одарила его этими тонкими качествами. Этот природный дар эвенка - от бога!
Некоторые черты характера и поведения, которые присущи эвенкам, удивляли многих. Например, «нимат» - обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам. Гостей угощали лучшей пищей. Согласно обычаю, с гостем нужно было поделиться даже последним куском мяса.
Слава Олзото Минеева как соболятника и медвежатника делала ему честь и уважение народа.
Рано он осиротел, вырос в семьях Бодоула Мухутарова и Митаба Бубеева. Его родители жили в местности Тазы, возле речки Эёдяк. Трагическая нелепая смерть обоих родителей Олзото уготовила ему нелёгкую и тяжёлую судьбу с ранних лет.
Озлобленный и буйный характер юнца вызывал у местных иногда даже страх. К примеру, влюбчивый Олзото был ревнив, мог запросто напугать, и, подняв ружьё, не прицеливаясь, выстрелить.
Из детства помню, различали двух разновидностей одного этноса: «хамниган» (конных эвенков) и «ортон» (оленних тунгусов). Олзото Минеев, кажется, был из ортон.
Некоторые ортоны живут, кажется, в Баунтовском районе. Народ этот эмоциональный и суровый, непонятная ярость внезапно может появиться изнутри. Такие настоящие тунгусы живут сейчас в Иенгри - на юге Якутии. «Они жёстче, чем наши баргузинские эвенки», - рассказала съездившая туда в гости к брату (женат на тамошней эвенкийке) одна наша землячка.
Олзото Минееву пришлось отсидеть за различные правонарушения и преступления несколько «сроков». В последний раз получил 8 лет тюрьмы.
Однажды на сенокосе чуть не произошла трагедия. Выпивший один стогометальщик ради бахвальства пару крутых жаргона употребил в адрес бывшего зэка (в армии службу проходил во внутренних войсках). Тот сразу встал в «пактра жинга». Полез через чердак в амбар за «тозовкой». В это время приехал конюх бригады, кухарка всё объяснила. Он взял брата на плечи и побежал в кусты за амбар. О. начал палить вокруг. К счастью, на «отоге» никого не было - белый день, кухарка спряталась в рублёном домике и подглядывала тайком. Тут на глаза бывшего зека попалась собака и он последними патронами подстрелил её.
Через некоторое время О. уснул в своём персональном закутке. На завтра О. попросил ребят помочь похоронить собаку. Он ничего не помнил - что было. А собака-то была охотничья, очень похожа на хаску. Он буквально плакал над ней...
... В «бамовское» время Олзото Минееву директором вновь организованного совхоза «Улюнханский» В.Ц. Баторовым было предложено стать сторожем Умхейского аршана.
Дело в том что проезжающие «бамовцы» на тяжёлых «Уралах» начали загрязнять источник: стирать в горячей воде бельё, мыть автомашины.
И Олзото способствовал прекращению такого беспорядка. Все быстро поняли после меткого выстрела из карабина - в переднее колесо одной такой «махины». Поползли слухи, что не сегодня завтра прострелит меткий эвенк все остальные машины...
Олзото и раньше много лет прожил на этом аршане, встречая и провожая каждого человека. В его доме и на территории всегда было чисто, чистоплотный с рождения он оберегал природный целебный исток. Приходивших гостей и сородичей гостеприимный хозяин отдаривал таёжной дичью, дикоросами, рыбой.
Последний выстрел знаменитого охотника с ружья, как это не печально, был в себя. Примерно, в конце 1970-х годов Олзото Минеев застрелился из карабина на аршане Умхэй. Он был смотрителем аршана. Резко похудел, стал слабеть, по-видимому, болел онкологией.
На снимке: Олзото Минеев, 1951 год.
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
3062