К эвенкийскому празднику «Больдёр-2023» (23-24 июня 2023 года).
Коренные народы в меняющемся пространстве жизнедеятельности (на примере эвенков Бурятии).
Эвенки - один из малочисленных народов Севера России. В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 таких северных народностей.
Этническая территория эвенков обширна. Западные группы эвенков живут в Томском Приобье, северные - до побережья морей Северного Ледовитого океана, восточные - на Охотском побережье и Приамурье, южные - в Китае и Монголии. Эвенков в Российской Федерации сегодня около 30 тысяч человек.
Эвенки являются одним из древних коренных народов, населяющих территорию Бурятии. Сегодня эвенков в республике насчитывается 1890 человек. Проживают они на севере республики в Баунтовском, Северобайкальском, Курумканском и Баргузинском районах. В целом территория проживания эвенков составляет 40% от всей территории Республики Бурятия.
В истории развития быта и образа жизни малочисленных этносов Севера России в ХХ веке, в том числе эвенков, можно выделить пять этапов, условно разграничив их на:
1) начало ХХ века - двадцатые годы ХХ века; 2) 1920-1930 годы, точнее с середины двадцатых до второй половины тридцатых годов прошедшего столетия; 3) 1940-1950 годы; 4) 1960-1980 годы; 5) c 1990-х годов по настоящее время.
После прихода русских служилых людей в XVII веке эвенки, как и все другие народы Сибири, были обложены натуральной податью - ясаком. Ясак в первые годы колонизации эвенки вносили только соболями. В связи с сокращением добычи соболя позднее было разрешено вносить и шкурки других промысловых зверей. Ясак тяжёлым бременем ложился на плечи охотников, принудительный сбор подати вынуждал эвенков откочёвывать в труднодоступные районы с целью укрытия от ясака. Несмотря на то, что он (налог) в XIX веке был намного облегчён по сравнению с XVII веком, за эвенками постоянно числилась недоимка.
В начале ХХ века быт и образ жизни малочисленных народов Севера не изменился по сравнению с прошлым столетием. Царское самодержавие почти не интересовалось вопросами быта и образа жизни народов Севера. Заботы власти ограничивались всё так же выманиванием ценной пушнины. Инородец для местной администрации являлся только выгодным объектом при сборе ясака.
При этом налогосборщики и торговцы различных мастей одурманивали спиртом коренных жителей. Получили распространение венерические и другие заболевания. Участились голод и эпидемии, которые уносили сотни жизней, иногда вымирали целые роды и племена. По свидетельским показаниям видного учёного А.И. Якобия в начале ХХ века «на инородческом нашем Севере тихо тянется процесс угасания».
В 20-30 годах ХХ века патриархально-родовой быт, кочевой образ жизни аборигенных народов начал быстро меняться. В начале 1922 года в отделе национальных меньшинств Наркомнаца был создан «Полярный подотдел управления туземными народами Севера», на который возлагались задачи изучения быта, образа жизни малочисленных народов Севера и организация их управления, а также снабжения необходимыми средствами производства, продовольствием, одеждой. Постановлением Президиума ВЦИК от 20 июня 1924 года функции этого подотдела были переданы образованному Комитету содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (Комитет Севера). Комитет Севера (1924-1935 гг.) начал свою деятельность с организаций экспедиций с участием медиков как для обследования быта народов Севера, так и проведения работ по охране их здоровья. Комитет содействовал созданию органов новой власти (туземных Советов) и культурно-просветительских организаций, соответствующих местным условиям.
Важное значение на этом качественно новом этапе истории народов Севера России имели «Интегралсоюз» (1927-1936 г.) и культбазы. «Интегралсоюз», созданный в 1927 году, объединял функции потребительско-снабженческой и производственной кооперации. Он доставлял местным жителям орудия производства и предметы потребления, заготовлял продукцию их охоты и промыслов, вёл культурно-бытовое обслуживание, оказывал лечебную помощь. В его рамках организовывались женские бригады по обработке кожи и пошиву одежды и обуви, сыгравшие известную роль в раскрепощении женщин-северянок.
Культбазы - своеобразные культурно-просветительские комбинаты, в состав которых входили школа-интернат, медпункт, общежитие, помещение для клубной работы. Культбазы стали центрами изменения быта и образа жизни малочисленных народов Севера. Со строительством культбазы распространяется грамотность среди молодёжи, увеличивается количество школ. Важную роль в жизни малочисленных народов Севера сыграло появление письменности, которое привело к созданию в начале 1930-х годов букварей и книг, в том числе на эвенкийском языке. Большой вклад в распространение грамотности среди эвенков нашего региона внёс Михаил Григорьевич Воскобойников, ставший впоследствии профессором Отделения народностей Севера при Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И. Герцена.
Из всех периодов в истории малочисленных этносов Севера в ХХ веке рассматриваемый этап, особенно с середины 20-х и до второй половины 30-х годов ХХ века, был самым насыщенным и продуктивным для их развития. В начале этого периода для управления общественными процессами были созданы родовые (туземные) Советы, использовавшие элементы традиционных патриархально-родовых отношений. Изучение истории малочисленных народов Севера в 20-х-30-х годах ХХ века, когда наметились значительные сдвиги на пути их сохранения и развития, принципиально важно для исследования и прогнозирования быта и образа жизни этих народов. К сожалению, во второй половине 30-х годов этот процесс стал тормозиться и наступил третий этап в истории малочисленных народов Севера в ХХ веке.
Третий этап (1940-1950 гг.), который можно назвать этапом застоя в развитии народов Севера, начался ещё во второй половине тридцатых годов ХХ века. Это непосредственно связано с прекращением деятельности «Интегралсоюза» в 1936 году. Десятилетняя история «Интегралсоюза» и особенно десятилетняя история Комитета Севера ждут своих пытливых исследователей, которые найдут не только новые исторические факты, но и, выявляя, обобщая позитивные и негативные стороны в их деятельности, сформулируют положения, которые будут иметь важное значение для развития североведения (эвенковедения), для определения путей развития малочисленных народов Севера.
Вторая половина тридцатых годов ХХ века в истории страны характеризуется усилением политической борьбы. Были отстранены от занимаемых должностей старые кадры, которые вели линию на возрождение и развитие всех народов, в том числе большое внимание уделяли малочисленным народам Севера. 20 июля 1935 года ликвидирован Комитет Севера, вместо которого в составе Главного управления Северного Морского Пути (Главсевморпути) при СНК СССР образовано управление по развитию хозяйства и культуры народов Севера. В отличие от Комитета Севера оно имело более низкий статус. Соответственно, во второй половине тридцатых годов ХХ века всё меньше обращается внимания на развитие народов Севера. Стало быть, на этом этапе их истории имел место застой вместо наметившихся ранее зачатков возрождения. Период застоя характеризуется желанием показать движение с помощью общих рассуждений, нереальных планов. В различных официальных документах тех времён обозначались ничего не значащие, неконкретные мероприятия, что всегда имеет место, когда деятельность подменяется разговорами.
Если 1920-1930 годы, особенно 1924-1936 годы, для малочисленных этносов Севера были этапом зачатков возрождения, а 1940-1950 годы - этапом застоя, то 1960-1980 годы можно назвать этапом деградации. С началом интенсивного промышленного вторжения во многие районы проживания аборигенных этносов стали приезжать массы людей за «длинным рублём» - временщики, которые рассматривали своё участие в освоении недровых богатств как эпизод своей личной жизни. Для них и их руководителей совершенно безразлична была жизнь аборигенов, среду обитания которых они разрушают, приводя к невосполнимым экологическим потерям хрупкой северной природы. Местные органы власти не могли воздействовать на промышленные предприятия, ведущие хищническое освоение недровых богатств, подчинённые союзным министерствам и ведомствам. Эти ведомства, захватывая земли и воды без разрешения их действительных хозяев, в случае бросающегося в глаза экологического ущерба выплачивали компенсацию лишь другим ведомствам. Забыли только людей. Представители аборигенных этносов включались в социальную среду возникающих рабочих посёлков в качестве неквалифицированных, низкооплачиваемых работников: истопников, сторожей, уборщиц, разнорабочих и т.п. А в сёлах в результате превращения коллективных хозяйств в госпромхозы, куда приезжали работать договорники, представители малочисленных этносов оставались безработными. В эти годы широко распространилось пьянство, представители малочисленных этносов теряли свои этнические особенности, среди них быстро рос удельный вес маргинальных и люмпенизированных людей.
Конечно, нельзя считать, что государство, центральная власть в те годы не обращали никакого внимания на развитие малочисленных этносов. Были приняты по этому вопросу ряд неплохих решений, которые в основном не выполнялись или выполнялись на бумаге в отчётах государственных мужей высшим инстанциям.
Пятый этап истории малочисленных народов Севера в ХХ веке начался в девяностые годы и продолжется ныне. В сегодняшней России он характеризуется переходом к рынку. Этот переходный период и формируемый новый способ производства, новые общественные отношения ставят проблемы в развитии малочисленных народов, которые необходимо исследовать, найти пути их решения. Среди этих проблем можно отметить следующие.
1. Активизация деятельности определённой части представителей рассматриваемых этносов, организация региональных и республиканских ассоциаций народов Севера, проведение их съездов и конференций, постановка вопросов об их возрождении. Ставились и решались вопросы о создании национальных территориальных объединений: сельсоветов, районов. В северных и северо-восточных районах Республики Бурятия организованы национальные эвенкийские сельсоветы и районы, хотя на их территориях эвенков проживает намного меньше, чем бурят и русских.
2. Возрождение родовой формы самоуправления организуемых общин оленеводов, животноводов, охотников, в которых значительную роль играет обычное право. Община - важнейшая форма организации социальной жизни рассматриваемых этносов в условиях разгосударствления собственности и демократизации. К сожалению, в ряде мест руководители сельского хозяйства и районная администрация не всегда с должным пониманием относятся к созданию общин. Важными проблемами организованных общин являются правовые аспекты вопросов природопользования родовых угодий, вопросы развития современной инфраструктуры и материальной базы традиционного хозяйствования.
3. Некоторое оживление национальной культуры малочисленных этносов. Воссоздаётся народное прикладное искусство и другие элементы этнической культуры предков. Возвращаются забытые традиции и обычаи. Конечно, возрождаться должно не всё архаичное, но лишь то, что имеет важное значение для национального развития, соответствует современному обществу, общечеловеческой культуре, нормам морали. В последние годы немало внимания уделяется подготовке кадров гуманитарного профиля, распространению национального языка, мультикультуральному воспитанию подрастающего поколения. Так, при Бурятском государственном университете успешно функционирует Отделение эвенкийского языка (была создана кафедра языков коренных народов Сибири, заведующая - к.ф.н., доцент Е.Ф. Афанасьева). Но этого было недостаточно. Необходимо (и сейчас это актуально) направлять абитуриентов из числа способной эвенкийской молодёжи для поступления в другие учебные заведения по новым направлениям и специальностям. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера в Республике Бурятия, общественная организация «Национально-культурная автономия эвенков», представляющие интересы эвенкийского народа, должны были добиваться квотных мест для направления молодёжи в эти вузы.
4. Возникают государственные, общественные, международные фонды для оказания помощи малочисленным этносам Севера. Функционировал, к примеру, Постоянный форум ООН по коренным народам (А.П. Найканчина).
Без финансовой помощи в современных условиях рыночной стихии и экономического кризиса рассматриваемые народы не могут выйти из бедственного положения и преодолеть этническую катастрофу. Выделяемые средства для выживания, возрождения этносов из разных фондов, к сожалению, далеко не рационально использовались на помпезные мероприятия, которые не улучшают быт широких слоёв населения. Бывали случаи растранжиривания финансовых средств фондов, обогащения за их счёт некоторых нечистых на руку лиц (правда, в некоторых других регионах страны). Необходим был определённый общественно-государственный орган для использования средств, выделяемых государственными структурами и международными организациями. Причём каждый фонд должен был иметь адресное направление, то есть организован для выживания и возрождения этноса.
5. Представители малочисленных этносов Севера становились владельцами некоторых средств производства. Стада оленей (к сожалению, их мало в Бурятии) и других домашних животных, сельскохозяйственная техника, рыболовные снасти, охотничьи угодья переходили в частную и общинную собственность. Не только предметы потребления и средства производства, но и рабочая сила становились товаром. Оленеводы, животноводы, охотники и рыбаки, у которых была мизерная зарплата, назначенная «сверху», всё же в целом не стали получать за свою ценнейшую продукцию по рыночной цене. Их обманывали различные посреднические организации, коммерсанты разного толка. В будущем они должны продавать результаты своего тяжёлого труда (хотелось бы надеяться) по рыночным ценам без всяких посредников, будут получать плату за использование недр и других богатств на участках их традиционного землепользования. Думается, что с утверждением цивилизованного рынка люди, живущие на богатейших землях, перестанут быть беднейшими в стране…
Цыренжаб Чойропов, доктор социологических наук, профессор, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
Коренные народы в меняющемся пространстве жизнедеятельности (на примере эвенков Бурятии).
Эвенки - один из малочисленных народов Севера России. В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 таких северных народностей.
Этническая территория эвенков обширна. Западные группы эвенков живут в Томском Приобье, северные - до побережья морей Северного Ледовитого океана, восточные - на Охотском побережье и Приамурье, южные - в Китае и Монголии. Эвенков в Российской Федерации сегодня около 30 тысяч человек.
Эвенки являются одним из древних коренных народов, населяющих территорию Бурятии. Сегодня эвенков в республике насчитывается 1890 человек. Проживают они на севере республики в Баунтовском, Северобайкальском, Курумканском и Баргузинском районах. В целом территория проживания эвенков составляет 40% от всей территории Республики Бурятия.
В истории развития быта и образа жизни малочисленных этносов Севера России в ХХ веке, в том числе эвенков, можно выделить пять этапов, условно разграничив их на:
1) начало ХХ века - двадцатые годы ХХ века; 2) 1920-1930 годы, точнее с середины двадцатых до второй половины тридцатых годов прошедшего столетия; 3) 1940-1950 годы; 4) 1960-1980 годы; 5) c 1990-х годов по настоящее время.
После прихода русских служилых людей в XVII веке эвенки, как и все другие народы Сибири, были обложены натуральной податью - ясаком. Ясак в первые годы колонизации эвенки вносили только соболями. В связи с сокращением добычи соболя позднее было разрешено вносить и шкурки других промысловых зверей. Ясак тяжёлым бременем ложился на плечи охотников, принудительный сбор подати вынуждал эвенков откочёвывать в труднодоступные районы с целью укрытия от ясака. Несмотря на то, что он (налог) в XIX веке был намного облегчён по сравнению с XVII веком, за эвенками постоянно числилась недоимка.
В начале ХХ века быт и образ жизни малочисленных народов Севера не изменился по сравнению с прошлым столетием. Царское самодержавие почти не интересовалось вопросами быта и образа жизни народов Севера. Заботы власти ограничивались всё так же выманиванием ценной пушнины. Инородец для местной администрации являлся только выгодным объектом при сборе ясака.
При этом налогосборщики и торговцы различных мастей одурманивали спиртом коренных жителей. Получили распространение венерические и другие заболевания. Участились голод и эпидемии, которые уносили сотни жизней, иногда вымирали целые роды и племена. По свидетельским показаниям видного учёного А.И. Якобия в начале ХХ века «на инородческом нашем Севере тихо тянется процесс угасания».
В 20-30 годах ХХ века патриархально-родовой быт, кочевой образ жизни аборигенных народов начал быстро меняться. В начале 1922 года в отделе национальных меньшинств Наркомнаца был создан «Полярный подотдел управления туземными народами Севера», на который возлагались задачи изучения быта, образа жизни малочисленных народов Севера и организация их управления, а также снабжения необходимыми средствами производства, продовольствием, одеждой. Постановлением Президиума ВЦИК от 20 июня 1924 года функции этого подотдела были переданы образованному Комитету содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (Комитет Севера). Комитет Севера (1924-1935 гг.) начал свою деятельность с организаций экспедиций с участием медиков как для обследования быта народов Севера, так и проведения работ по охране их здоровья. Комитет содействовал созданию органов новой власти (туземных Советов) и культурно-просветительских организаций, соответствующих местным условиям.
Важное значение на этом качественно новом этапе истории народов Севера России имели «Интегралсоюз» (1927-1936 г.) и культбазы. «Интегралсоюз», созданный в 1927 году, объединял функции потребительско-снабженческой и производственной кооперации. Он доставлял местным жителям орудия производства и предметы потребления, заготовлял продукцию их охоты и промыслов, вёл культурно-бытовое обслуживание, оказывал лечебную помощь. В его рамках организовывались женские бригады по обработке кожи и пошиву одежды и обуви, сыгравшие известную роль в раскрепощении женщин-северянок.
Культбазы - своеобразные культурно-просветительские комбинаты, в состав которых входили школа-интернат, медпункт, общежитие, помещение для клубной работы. Культбазы стали центрами изменения быта и образа жизни малочисленных народов Севера. Со строительством культбазы распространяется грамотность среди молодёжи, увеличивается количество школ. Важную роль в жизни малочисленных народов Севера сыграло появление письменности, которое привело к созданию в начале 1930-х годов букварей и книг, в том числе на эвенкийском языке. Большой вклад в распространение грамотности среди эвенков нашего региона внёс Михаил Григорьевич Воскобойников, ставший впоследствии профессором Отделения народностей Севера при Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И. Герцена.
Из всех периодов в истории малочисленных этносов Севера в ХХ веке рассматриваемый этап, особенно с середины 20-х и до второй половины 30-х годов ХХ века, был самым насыщенным и продуктивным для их развития. В начале этого периода для управления общественными процессами были созданы родовые (туземные) Советы, использовавшие элементы традиционных патриархально-родовых отношений. Изучение истории малочисленных народов Севера в 20-х-30-х годах ХХ века, когда наметились значительные сдвиги на пути их сохранения и развития, принципиально важно для исследования и прогнозирования быта и образа жизни этих народов. К сожалению, во второй половине 30-х годов этот процесс стал тормозиться и наступил третий этап в истории малочисленных народов Севера в ХХ веке.
Третий этап (1940-1950 гг.), который можно назвать этапом застоя в развитии народов Севера, начался ещё во второй половине тридцатых годов ХХ века. Это непосредственно связано с прекращением деятельности «Интегралсоюза» в 1936 году. Десятилетняя история «Интегралсоюза» и особенно десятилетняя история Комитета Севера ждут своих пытливых исследователей, которые найдут не только новые исторические факты, но и, выявляя, обобщая позитивные и негативные стороны в их деятельности, сформулируют положения, которые будут иметь важное значение для развития североведения (эвенковедения), для определения путей развития малочисленных народов Севера.
Вторая половина тридцатых годов ХХ века в истории страны характеризуется усилением политической борьбы. Были отстранены от занимаемых должностей старые кадры, которые вели линию на возрождение и развитие всех народов, в том числе большое внимание уделяли малочисленным народам Севера. 20 июля 1935 года ликвидирован Комитет Севера, вместо которого в составе Главного управления Северного Морского Пути (Главсевморпути) при СНК СССР образовано управление по развитию хозяйства и культуры народов Севера. В отличие от Комитета Севера оно имело более низкий статус. Соответственно, во второй половине тридцатых годов ХХ века всё меньше обращается внимания на развитие народов Севера. Стало быть, на этом этапе их истории имел место застой вместо наметившихся ранее зачатков возрождения. Период застоя характеризуется желанием показать движение с помощью общих рассуждений, нереальных планов. В различных официальных документах тех времён обозначались ничего не значащие, неконкретные мероприятия, что всегда имеет место, когда деятельность подменяется разговорами.
Если 1920-1930 годы, особенно 1924-1936 годы, для малочисленных этносов Севера были этапом зачатков возрождения, а 1940-1950 годы - этапом застоя, то 1960-1980 годы можно назвать этапом деградации. С началом интенсивного промышленного вторжения во многие районы проживания аборигенных этносов стали приезжать массы людей за «длинным рублём» - временщики, которые рассматривали своё участие в освоении недровых богатств как эпизод своей личной жизни. Для них и их руководителей совершенно безразлична была жизнь аборигенов, среду обитания которых они разрушают, приводя к невосполнимым экологическим потерям хрупкой северной природы. Местные органы власти не могли воздействовать на промышленные предприятия, ведущие хищническое освоение недровых богатств, подчинённые союзным министерствам и ведомствам. Эти ведомства, захватывая земли и воды без разрешения их действительных хозяев, в случае бросающегося в глаза экологического ущерба выплачивали компенсацию лишь другим ведомствам. Забыли только людей. Представители аборигенных этносов включались в социальную среду возникающих рабочих посёлков в качестве неквалифицированных, низкооплачиваемых работников: истопников, сторожей, уборщиц, разнорабочих и т.п. А в сёлах в результате превращения коллективных хозяйств в госпромхозы, куда приезжали работать договорники, представители малочисленных этносов оставались безработными. В эти годы широко распространилось пьянство, представители малочисленных этносов теряли свои этнические особенности, среди них быстро рос удельный вес маргинальных и люмпенизированных людей.
Конечно, нельзя считать, что государство, центральная власть в те годы не обращали никакого внимания на развитие малочисленных этносов. Были приняты по этому вопросу ряд неплохих решений, которые в основном не выполнялись или выполнялись на бумаге в отчётах государственных мужей высшим инстанциям.
Пятый этап истории малочисленных народов Севера в ХХ веке начался в девяностые годы и продолжется ныне. В сегодняшней России он характеризуется переходом к рынку. Этот переходный период и формируемый новый способ производства, новые общественные отношения ставят проблемы в развитии малочисленных народов, которые необходимо исследовать, найти пути их решения. Среди этих проблем можно отметить следующие.
1. Активизация деятельности определённой части представителей рассматриваемых этносов, организация региональных и республиканских ассоциаций народов Севера, проведение их съездов и конференций, постановка вопросов об их возрождении. Ставились и решались вопросы о создании национальных территориальных объединений: сельсоветов, районов. В северных и северо-восточных районах Республики Бурятия организованы национальные эвенкийские сельсоветы и районы, хотя на их территориях эвенков проживает намного меньше, чем бурят и русских.
2. Возрождение родовой формы самоуправления организуемых общин оленеводов, животноводов, охотников, в которых значительную роль играет обычное право. Община - важнейшая форма организации социальной жизни рассматриваемых этносов в условиях разгосударствления собственности и демократизации. К сожалению, в ряде мест руководители сельского хозяйства и районная администрация не всегда с должным пониманием относятся к созданию общин. Важными проблемами организованных общин являются правовые аспекты вопросов природопользования родовых угодий, вопросы развития современной инфраструктуры и материальной базы традиционного хозяйствования.
3. Некоторое оживление национальной культуры малочисленных этносов. Воссоздаётся народное прикладное искусство и другие элементы этнической культуры предков. Возвращаются забытые традиции и обычаи. Конечно, возрождаться должно не всё архаичное, но лишь то, что имеет важное значение для национального развития, соответствует современному обществу, общечеловеческой культуре, нормам морали. В последние годы немало внимания уделяется подготовке кадров гуманитарного профиля, распространению национального языка, мультикультуральному воспитанию подрастающего поколения. Так, при Бурятском государственном университете успешно функционирует Отделение эвенкийского языка (была создана кафедра языков коренных народов Сибири, заведующая - к.ф.н., доцент Е.Ф. Афанасьева). Но этого было недостаточно. Необходимо (и сейчас это актуально) направлять абитуриентов из числа способной эвенкийской молодёжи для поступления в другие учебные заведения по новым направлениям и специальностям. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера в Республике Бурятия, общественная организация «Национально-культурная автономия эвенков», представляющие интересы эвенкийского народа, должны были добиваться квотных мест для направления молодёжи в эти вузы.
4. Возникают государственные, общественные, международные фонды для оказания помощи малочисленным этносам Севера. Функционировал, к примеру, Постоянный форум ООН по коренным народам (А.П. Найканчина).
Без финансовой помощи в современных условиях рыночной стихии и экономического кризиса рассматриваемые народы не могут выйти из бедственного положения и преодолеть этническую катастрофу. Выделяемые средства для выживания, возрождения этносов из разных фондов, к сожалению, далеко не рационально использовались на помпезные мероприятия, которые не улучшают быт широких слоёв населения. Бывали случаи растранжиривания финансовых средств фондов, обогащения за их счёт некоторых нечистых на руку лиц (правда, в некоторых других регионах страны). Необходим был определённый общественно-государственный орган для использования средств, выделяемых государственными структурами и международными организациями. Причём каждый фонд должен был иметь адресное направление, то есть организован для выживания и возрождения этноса.
5. Представители малочисленных этносов Севера становились владельцами некоторых средств производства. Стада оленей (к сожалению, их мало в Бурятии) и других домашних животных, сельскохозяйственная техника, рыболовные снасти, охотничьи угодья переходили в частную и общинную собственность. Не только предметы потребления и средства производства, но и рабочая сила становились товаром. Оленеводы, животноводы, охотники и рыбаки, у которых была мизерная зарплата, назначенная «сверху», всё же в целом не стали получать за свою ценнейшую продукцию по рыночной цене. Их обманывали различные посреднические организации, коммерсанты разного толка. В будущем они должны продавать результаты своего тяжёлого труда (хотелось бы надеяться) по рыночным ценам без всяких посредников, будут получать плату за использование недр и других богатств на участках их традиционного землепользования. Думается, что с утверждением цивилизованного рынка люди, живущие на богатейших землях, перестанут быть беднейшими в стране…
Цыренжаб Чойропов, доктор социологических наук, профессор, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
3458