«Уводящая вдаль лента дороги - это образ будущего и прошлого, между которыми короткий миг настоящего».
Горами помноженным эхом долин
Гудела дорога на Баргузин…
В столицу за знаньями тянутся ныне
И я там учился. Да я ли один?
И стала дорогою из Баргузина
Дорога, идущая на Баргузин.
За то, что открыла нам в мире так много,
Прими же мою благодарность, дорога!
(Николай Дамдинов, 1971 г.).
О дороге Баргузин - Улан-Удэ. На первых порах связь с цивилизацией этих двух городов осуществлялась через Иркутск по озеру Байкал, летом по воде, а зимой по льду. Причём по льду дорога проходила вдоль берега.
Но вот в Баргузинской долине и близлежащей реке Ципикан нашли золото и началась золотая лихорадка.
Отметим, что дорог, в нашем понимании, вообще не было.
Длина участка дороги составляет около 300 км и для доставки грузов в Улан-Удэ в Баргузине собирались обозы, к ним присоединялись обозы из Усть-Баргузина общим числом 10-20 из телег летом и саней зимой.
Переходы, как правило, осуществлялись в дневное время от деревни к деревни. Интенсивность движения повышалась зимой: во-первых замерзала Селенга; сани более устойчивы к поломкам, у них большая грузоподъёмность, да и занятость населения зимой ниже. Однако, зимняя дорога содержала и свои трудности - холод, толщина снежного покрова, трудность с ориентацией и нахождением кратчайшего пути, во время снегопада было легко заблудиться и в таких случаях обоз останавливался, лошадей накрывали попонами, а сами заворачивались в тулупы (шуба с мехом внутри и снаружи).
Так как ориентиров при такой толщине снега очень мало и они ненадёжны, то ориентировались по берегу Байкала, не отходя от него не более чем на расстояние видимости. Средняя скорость 15-25 километров в сутки и не забывайте, что 300 км это только от Баргузина до Татаурово, а ещё надо проехать более полусотни км до самого Улан-Удэ. На отдых лошадей, продажу своего товара и покупку нового и обратный путь уходило до 2 месяцев.
Ходить обозом более безопасно; на трассе орудовали разбойники; при необходимости оказывали друг другу помощь; обоз возглавлял знающий трассу человек; при продаже и покупке нового товара было с кем посоветоваться, да и было с кем в пути поговорить.
Сказать, что дороги не было совсем нельзя, люди ездили из деревни в деревню, но назвать их дорогами можно было с большой, большой натяжкой.
И уже в 1812 году, по приказу генерал-губернатора Трескина, население, проживающее в Баргузинской долине, за одно лето проложили колёсную дорогу от Итанцинской волости до туркинских горячих источников (ныне Горячинск). И уже в 1838 году была проложена колёсная дорога от Турки до Баргузина.
Ко времени образования Бурятской АССР (1923 г.) тракт представлял собой простую тележную дорогу, используемую исключительно для движения гужевого транспорта, и соединял Баргузинский район с Верхнеудинском.
В период весеннего ледохода и осеннего ледостава паромные переправы через реки Селенга, Турка и Баргузин не работали, транзитное движение транспорта прекращалось, и вся северо-восточная часть республики, тяготеющая к Баргузинскому тракту, оставалась на длительное время отрезанной от г. Улан-Удэ и остальной части республики.
После замерзания озера Байкал с середины января до апреля движение транспорта на этом перегоне осуществлялось по льду озера. Начиная с 1953 года из-за позднего замерзания озера и недостаточной толщины льда движение транспорта в зимнее время стало осуществляться по берегу (по тракту). Во все последующие годы движение транспорта осуществляется только по дороге.
Ко времени образования Бурятской АССР (1923) в Баргузинском районе никаких крупных промышленных предприятий не было, поэтому никакого завоза сырья и вывозки готовой продукции по тракту не производилось. Продукция сельского хозяйства расходовалась внутри района и к перевозке также не предъявлялась.
По тракту перевозили грузы в одностороннем направлении - это товары для продажи местному населению. Также двигались многочисленные обозы с грузами для золотой промышленности по маршруту Татаурово - Баргузин - Гарга - Под-Икат на прииски Баунтовской тайги (Ципикан, Карафтит, Еленинский, Троицкий и др.). Перевозка грузов на прииски осуществлялась гужевым транспортом местного населения, для которого извозный промысел, особенно в зимнее время, считался выгодным занятием.
В связи с тем, что в скором времени заброска грузов на Баунтовские прииски стала осуществляться через Читу и Романовку, дальнейшее использование Баргузинского тракта для этих целей постепенно сократилось, транзитное движение исчезло и тракт стал использоваться в основном для местного сообщения.
(Из книги: Иванов И.А. «Дороги мира. История и современность». - М.: Изд-во «Инфра-Инженерия», 2017. - 282 с.).
*****
Цыденова Дулгар Арданиевна, военный врач на фронте. Родилась в 1907 году в Дырене. В конце 1920-х годов, откликнувшись на комсомольский призыв «принять участие в строительстве пролетарской столицы», ушла пешком до Улан-Удэ с группой комсомольцев из Курумкана.
Приняла участие в строительстве соцгородка ПВРЗ в Верхнеудинске. Обучалась в Улан-Удэ, потом в Красноярске и Калинине на профессию медсестры и фельдшера. Поступила и закончила 1-й Московский медицинский институт.
Топать да топать нужно было более 400 км в те далёкие годы, любопытно, сколько дней на это ушло?
*****
Известный земляк, уроженец улуса Аян Буянто Григорьевич Аюшин рассказывал, что в предвоенные годы они учились в Курумканской средней школе. Он с одногодками Аркадием Дашиевым, Бальжинимой Ачитуевым и др. шли пешком из Аллы в Курумкан. А это почти 60 км - только в одну сторону.
Бывало, приходилось по пути не раз отбиваться от волков кнутом или рукоятью кистеня. Однажды отпугивали даже бродящего медведя, срочно разжигая бересту и костёр, подавая световые и дымовые сигналы.
Стремление к знаниям - действительно залог достижения успеха в жизни. Буянто Григорьевич Аюшин состоялся как известный театральный актёр и режиссёр, заслуженный артист РСФСР; Аркадий Аюшиевич Дашиев - военнослужащий, полковник; Бальжинима Раднаевич Ачитуев - бессменный главный бухгалтер совхоза в родном селе…
*****
Помнится, земляк, ветеран труда Даши-Цырен Будаевич Бишадаев как-то вспоминал, в послевоенный год ему пришлось съездить на машине из Курумкана в Улан-Удэ (кажется, он говорил, что на грузовике ГАЗ-51).
Дорога была плохая, ехали долго, несколько суток. Автомашина часто ломалась. Было трудно. Еды не хватало, питались в основном картошкой и зерном, жаренным на хубардаане / сковороде. Но и эта скудная еда принималась в малом количестве - только чтобы поддержать жизнь.
*****
Жигжидма Батуевна Мунгунова, ветеран педагогического труда, о первой своей поездке в город Улан-Удэ.
«В 1957 году после окончания Курумканской средней школы поехала в столицу республики.
Выехали из Дырена на грузовой машине вместе со школьной подругой. На завтрашний день из Курумкана продолжили путь дальше на Запад. В кабину на наше место водитель посадил одну важную даму. С подругой пришлось нам подняться на кузов автомашины.
Темно уже. Грунтовая дорога с покрытием из песка с гравием со временем стала похожа на стиральную доску, доставляя нам ужасный дискомфорт. Нет сидений на кузове, пришлось нам садиться на чемоданы, плотно прильнув друг к другу спинами.
Рядом с нами располагалась пустая бочка и покоя не даёт, гремит всю дорогу. Закрыли уши ладонями и сидим. Просто уму непостижимо, зачем она здесь…
К ночи где-то остановились у дома в одной деревне и там переночевали с голодным желудком. На третий день ночью доехали до города. Нашли по адресу семью родни, поужинали и, наконец-то, уснули крепким сном на веранде с 2-х ярусной кроватью…».
*****
Боянова Вера Ринчиновна (1913-2000), во время пребывания в статусе депутата Всесоюзного парламента, активное участие принимала в создании инфраструктуры республики.
Уроженка улуса Улюкчикан Баргузинского района.
Организатор практического здравоохранения Бурятской АССР, заслуженный врач РСФСР. В 1948 году В.Р. Боянова назначена на должность министра здравоохранения Бурят-Монгольской АССР, которую занимала 14 лет.
Дважды избиралась депутатом Верховного Совета СССР. Стала первой женщиной-буряткой, избранной членом Президиума Верховного Совета СССР. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, удостоена других правительственных наград.
Благодаря активному содействию Веры Ринчиновны Бояновой было начато возведение Баргузинского автомобильного тракта, который стал настоящей «Дорогой жизни» для жителей отдалённых районов Баргузинской долины и Прибайкалья.
*****
В настоящее время эта дорога должна связать город Улан-Удэ с самыми северными районами республики и БАМом, зонами отдыха, которых много в Баргузинской долине, а в перспективе должна создаваться прямая линия «Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян».
В связи с перспективностью и освоением северных территорий дорога строится с шириной проезжей части 7 м. с асфальтобетонным покрытием на всём её протяжении. Ввиду сложности рельефа, удалённости от центра, частой смены производителей работ сроки сдачи автодороги несколько раз откладывались, но сдача 30-40 км в год производится…
На снимке: Состояние Баргузинского тракта в конце сороковых годов прошлого столетия (слева); Состояние Баргузинского тракта в начале 2000-х годов (сверху); Состояние Баргузинского тракта в наше время (снизу).
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
Горами помноженным эхом долин
Гудела дорога на Баргузин…
В столицу за знаньями тянутся ныне
И я там учился. Да я ли один?
И стала дорогою из Баргузина
Дорога, идущая на Баргузин.
За то, что открыла нам в мире так много,
Прими же мою благодарность, дорога!
(Николай Дамдинов, 1971 г.).
О дороге Баргузин - Улан-Удэ. На первых порах связь с цивилизацией этих двух городов осуществлялась через Иркутск по озеру Байкал, летом по воде, а зимой по льду. Причём по льду дорога проходила вдоль берега.
Но вот в Баргузинской долине и близлежащей реке Ципикан нашли золото и началась золотая лихорадка.
Отметим, что дорог, в нашем понимании, вообще не было.
Длина участка дороги составляет около 300 км и для доставки грузов в Улан-Удэ в Баргузине собирались обозы, к ним присоединялись обозы из Усть-Баргузина общим числом 10-20 из телег летом и саней зимой.
Переходы, как правило, осуществлялись в дневное время от деревни к деревни. Интенсивность движения повышалась зимой: во-первых замерзала Селенга; сани более устойчивы к поломкам, у них большая грузоподъёмность, да и занятость населения зимой ниже. Однако, зимняя дорога содержала и свои трудности - холод, толщина снежного покрова, трудность с ориентацией и нахождением кратчайшего пути, во время снегопада было легко заблудиться и в таких случаях обоз останавливался, лошадей накрывали попонами, а сами заворачивались в тулупы (шуба с мехом внутри и снаружи).
Так как ориентиров при такой толщине снега очень мало и они ненадёжны, то ориентировались по берегу Байкала, не отходя от него не более чем на расстояние видимости. Средняя скорость 15-25 километров в сутки и не забывайте, что 300 км это только от Баргузина до Татаурово, а ещё надо проехать более полусотни км до самого Улан-Удэ. На отдых лошадей, продажу своего товара и покупку нового и обратный путь уходило до 2 месяцев.
Ходить обозом более безопасно; на трассе орудовали разбойники; при необходимости оказывали друг другу помощь; обоз возглавлял знающий трассу человек; при продаже и покупке нового товара было с кем посоветоваться, да и было с кем в пути поговорить.
Сказать, что дороги не было совсем нельзя, люди ездили из деревни в деревню, но назвать их дорогами можно было с большой, большой натяжкой.
И уже в 1812 году, по приказу генерал-губернатора Трескина, население, проживающее в Баргузинской долине, за одно лето проложили колёсную дорогу от Итанцинской волости до туркинских горячих источников (ныне Горячинск). И уже в 1838 году была проложена колёсная дорога от Турки до Баргузина.
Ко времени образования Бурятской АССР (1923 г.) тракт представлял собой простую тележную дорогу, используемую исключительно для движения гужевого транспорта, и соединял Баргузинский район с Верхнеудинском.
В период весеннего ледохода и осеннего ледостава паромные переправы через реки Селенга, Турка и Баргузин не работали, транзитное движение транспорта прекращалось, и вся северо-восточная часть республики, тяготеющая к Баргузинскому тракту, оставалась на длительное время отрезанной от г. Улан-Удэ и остальной части республики.
После замерзания озера Байкал с середины января до апреля движение транспорта на этом перегоне осуществлялось по льду озера. Начиная с 1953 года из-за позднего замерзания озера и недостаточной толщины льда движение транспорта в зимнее время стало осуществляться по берегу (по тракту). Во все последующие годы движение транспорта осуществляется только по дороге.
Ко времени образования Бурятской АССР (1923) в Баргузинском районе никаких крупных промышленных предприятий не было, поэтому никакого завоза сырья и вывозки готовой продукции по тракту не производилось. Продукция сельского хозяйства расходовалась внутри района и к перевозке также не предъявлялась.
По тракту перевозили грузы в одностороннем направлении - это товары для продажи местному населению. Также двигались многочисленные обозы с грузами для золотой промышленности по маршруту Татаурово - Баргузин - Гарга - Под-Икат на прииски Баунтовской тайги (Ципикан, Карафтит, Еленинский, Троицкий и др.). Перевозка грузов на прииски осуществлялась гужевым транспортом местного населения, для которого извозный промысел, особенно в зимнее время, считался выгодным занятием.
В связи с тем, что в скором времени заброска грузов на Баунтовские прииски стала осуществляться через Читу и Романовку, дальнейшее использование Баргузинского тракта для этих целей постепенно сократилось, транзитное движение исчезло и тракт стал использоваться в основном для местного сообщения.
(Из книги: Иванов И.А. «Дороги мира. История и современность». - М.: Изд-во «Инфра-Инженерия», 2017. - 282 с.).
*****
Цыденова Дулгар Арданиевна, военный врач на фронте. Родилась в 1907 году в Дырене. В конце 1920-х годов, откликнувшись на комсомольский призыв «принять участие в строительстве пролетарской столицы», ушла пешком до Улан-Удэ с группой комсомольцев из Курумкана.
Приняла участие в строительстве соцгородка ПВРЗ в Верхнеудинске. Обучалась в Улан-Удэ, потом в Красноярске и Калинине на профессию медсестры и фельдшера. Поступила и закончила 1-й Московский медицинский институт.
Топать да топать нужно было более 400 км в те далёкие годы, любопытно, сколько дней на это ушло?
*****
Известный земляк, уроженец улуса Аян Буянто Григорьевич Аюшин рассказывал, что в предвоенные годы они учились в Курумканской средней школе. Он с одногодками Аркадием Дашиевым, Бальжинимой Ачитуевым и др. шли пешком из Аллы в Курумкан. А это почти 60 км - только в одну сторону.
Бывало, приходилось по пути не раз отбиваться от волков кнутом или рукоятью кистеня. Однажды отпугивали даже бродящего медведя, срочно разжигая бересту и костёр, подавая световые и дымовые сигналы.
Стремление к знаниям - действительно залог достижения успеха в жизни. Буянто Григорьевич Аюшин состоялся как известный театральный актёр и режиссёр, заслуженный артист РСФСР; Аркадий Аюшиевич Дашиев - военнослужащий, полковник; Бальжинима Раднаевич Ачитуев - бессменный главный бухгалтер совхоза в родном селе…
*****
Помнится, земляк, ветеран труда Даши-Цырен Будаевич Бишадаев как-то вспоминал, в послевоенный год ему пришлось съездить на машине из Курумкана в Улан-Удэ (кажется, он говорил, что на грузовике ГАЗ-51).
Дорога была плохая, ехали долго, несколько суток. Автомашина часто ломалась. Было трудно. Еды не хватало, питались в основном картошкой и зерном, жаренным на хубардаане / сковороде. Но и эта скудная еда принималась в малом количестве - только чтобы поддержать жизнь.
*****
Жигжидма Батуевна Мунгунова, ветеран педагогического труда, о первой своей поездке в город Улан-Удэ.
«В 1957 году после окончания Курумканской средней школы поехала в столицу республики.
Выехали из Дырена на грузовой машине вместе со школьной подругой. На завтрашний день из Курумкана продолжили путь дальше на Запад. В кабину на наше место водитель посадил одну важную даму. С подругой пришлось нам подняться на кузов автомашины.
Темно уже. Грунтовая дорога с покрытием из песка с гравием со временем стала похожа на стиральную доску, доставляя нам ужасный дискомфорт. Нет сидений на кузове, пришлось нам садиться на чемоданы, плотно прильнув друг к другу спинами.
Рядом с нами располагалась пустая бочка и покоя не даёт, гремит всю дорогу. Закрыли уши ладонями и сидим. Просто уму непостижимо, зачем она здесь…
К ночи где-то остановились у дома в одной деревне и там переночевали с голодным желудком. На третий день ночью доехали до города. Нашли по адресу семью родни, поужинали и, наконец-то, уснули крепким сном на веранде с 2-х ярусной кроватью…».
*****
Боянова Вера Ринчиновна (1913-2000), во время пребывания в статусе депутата Всесоюзного парламента, активное участие принимала в создании инфраструктуры республики.
Уроженка улуса Улюкчикан Баргузинского района.
Организатор практического здравоохранения Бурятской АССР, заслуженный врач РСФСР. В 1948 году В.Р. Боянова назначена на должность министра здравоохранения Бурят-Монгольской АССР, которую занимала 14 лет.
Дважды избиралась депутатом Верховного Совета СССР. Стала первой женщиной-буряткой, избранной членом Президиума Верховного Совета СССР. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, удостоена других правительственных наград.
Благодаря активному содействию Веры Ринчиновны Бояновой было начато возведение Баргузинского автомобильного тракта, который стал настоящей «Дорогой жизни» для жителей отдалённых районов Баргузинской долины и Прибайкалья.
*****
В настоящее время эта дорога должна связать город Улан-Удэ с самыми северными районами республики и БАМом, зонами отдыха, которых много в Баргузинской долине, а в перспективе должна создаваться прямая линия «Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян».
В связи с перспективностью и освоением северных территорий дорога строится с шириной проезжей части 7 м. с асфальтобетонным покрытием на всём её протяжении. Ввиду сложности рельефа, удалённости от центра, частой смены производителей работ сроки сдачи автодороги несколько раз откладывались, но сдача 30-40 км в год производится…
На снимке: Состояние Баргузинского тракта в конце сороковых годов прошлого столетия (слева); Состояние Баргузинского тракта в начале 2000-х годов (сверху); Состояние Баргузинского тракта в наше время (снизу).
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
4553