Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 97.15 105.76

Из истории еврейской диаспоры в Баргузине

Из истории еврейской диаспоры в Баргузине.

Сказание об одной еврейской семье.

В 13 лет я стала интересоваться родом по маминой линии.

Фамилия Шленкевич всегда для меня была какой-то необычной и очень красивой. Я мечтала иметь двойную фамилию: и папы, и мамы, но никто всерьёз не воспринимал мои детские выдумки. Мечта стала явью, и я гордо ношу фамилии моих предков: Юлия Владимировна Голубева-Шленкевич.

Сегодня хочу рассказать вам историю об одном еврейском роде. Тема всегда была запретной, и о ней принято было говорить осторожно или умалчивать о страшных страницах истории.

Со слов предков, в 60-е годы XIX века в Баргузин прибыли два брата-еврея: Леонтий Израилевич и Симон Израилевич Шленкевичи, из Польши. Братья не были сосланными, пришли добровольно, к тому же в Польше в разгаре было восстание. А первыми евреями в Баргузине в начале XIX века были ссыльные евреи. Вот и ходят легенды: жили тут Шленкевичи, Куперы, Этинги, участники польских восстаний, оттуда был и дед Шостаковича. 200 лет прошло, где уж теперь искать правду…

Значительную часть еврейского населения Баргузина составляли купцы. В конце XIX - начале XX вв. была образована еврейская община, в которой состояли мои предки. Там и пустили корни, женился мой прапрапрадед Леонтий на дочери ссыльного еврея из Беларуси Шейне Гуревич. Было у них 9 детей: 5 сыновей и 4 дочери. Годы шли, подрастали дети, и новое поколение заводили уже свои семьи, пуская свои корни по сёлам вдоль священного моря Байкала. Но, конечно, селились по несколько семей, одной или две, в разных деревнях.

Так и мой прапрадед Лазарь Леонтьевич Шленкевич, сын Леонтия и Шейны Шленкевич, пустил свои корни в улусе Улюнхан нынешнего Курумканского района Республики Бурятия. Узнала я более подробно про быт и жизнь Лазаря из научных работ, и общения с заслуженным деятелем науки Бурятии Цыреном Цыдыповичем Чойроповым, Людмилой Сенгеевной Цыдыповой. А так список имён знатоков приличный, и обо всех этих замечательных и отзывчивых людях расскажу в своей монографии, посвящённой роду Шленкевичей.

Так, в одной из научных работ Л.С. Цыдыповой написано: «Возле Улюнхана есть место под названием Ла́зариин нуга, по правой стороне при въезде в село. Со слов местного краеведа Сэнгэ Аранзаевича Цыдыпова было реконструировано прежнее (до 30-х годов XX в.) расположение родовых угодий - бууса в местности близ бурятско-эвенкийских сёл Алла и Улюнхан. Зафиксирован интересный факт вхождения в местную этническую группу топонима иного генезиса. Наряду с родовыми местами бурятского происхождения присутствует и Ла́зариин бууса. Это наименование происходит от имени еврейского ссыльного Лазаря (фамилия в воспоминаниях информаторов не сохранилась). Лазарь с семьёй жил здесь в конце XIX-начале XX веков, занимался торговлей, снабжал бурят и эвенков охотничьими боеприпасами и привозными продуктами питания, пользовался среди них авторитетом и уважением.

При нападении белогвардейского отряда Дуганова на урочище Ла́зариин бууса в начале 1920-х годов, буряты, не побоявшись смертельной опасности, спасли жену Лазаря, тайно увезли её к себе и спрятали. До настоящего времени местное население хранит в памяти эту историю, а место Ла́зариин бууса почитается среди людей.

Возможно у кого-то возникнет вопрос: «Почему решила искать информацию о прапрадеде?». Отвечаю: упоминания о пытках и побеге моей прапрабабушки Елены зимой босиком по снегу от банды белогвардейцев сохранились в памяти родовы Шленкевичей, но о страшной судьбе Лазаря Леонтьевича Шленкевича никому не рассказывали - ни детям, ни внукам… И, конечно же, так бы и стёрлась из памяти эта страшная история, если бы не мои многолетние поиски, запросы в архивы, знакомства с научными сотрудниками и просто отзывчивыми людьми тех мест, где жили мои предки. Мир не без добрых людей, за что низкий поклон каждому, кто приближал меня к истине!

Повторюсь, сегодня место под названием Ла́зариин бууса (нуга) почитают наравне с бурятскими родовыми местами (бууса), а население хранит в памяти его историю.

По словам старейшин, благодаря евреям местные жители приблизились к прогрессу, а получение от них орудий труда и товаров первой необходимости облегчило бурятам и эвенкам дальнейшее их расселение по тайге. Отсутствие какой-либо жёсткой конкуренции, веротерпимость и доброжелательное отношение местного населения способствовали процветанию еврейской общины в регионе.

По ходу моих изысканий я ознакомилась с одной из версий события, которое произошло почти сто лет назад. Уважаемый Цырен Цыдыпович, ещё учась в школе, готовил «научный» реферат на тему: «О банде белогвардейцев в Дырене зимой 1922 года». Тема серьёзная, понадобилось общение с пожилыми односельчанами для сбора информации о белогвардейцах. Историю поведал улусный старожил Митаб Цыремпилович Бубеев:

- В самом конце гражданской войны остатки каппелевских войск во главе с полковником Дугановым, перебравшись через север Байкала, устремили свои взоры на Баргузинскую долину и холодной зимой начала 1922 года оказались на просторах Дыренской земли. От разбитого на иркутской стороне белогвардейского корпуса осталось не так уж много людей. Тогдашние мои сородичи называли их почему-то “баандангууд”. Цель их – через Баунт и Еравну добраться до Читы и далее дойти до границы с Манчжурией.

Из Нижнеангарска дугановцев привёл в Дырен наш местный “знаток безопасного пути” Милюшин Бата. Белобандиты Дуганова на дыренской земле убили в целом 4-х человек. Мученическую смерть приняли и те, которые отличались по некоторым этническим признакам. Недалеко от Ягдыка есть небольшое поселение с названием “Лазарь-нуга”. Ещё одна бойня произошла именно там. На заимке жили три брата-еврея.

«Каппелевские белобандиты» по своим взглядам, очевидно, были «антисемитами». Ничего не предъявив, они их, связанных проволокой, убивали топорами (патронов жалко было)».

Вот и в этой истории имеется упоминание о родовом имении Лазаря Шленкевича. Ни в чём ни повинный, уважаемый местными жителями еврей был жестоко убит без суда и следствия…

После этой трагедии прапрабабушка спряталась на бурятской заимке Догдо́. Она находилась с южной стороны от Лазарь-нуга, там жила семья Омпока Цыренова. Представители банды у жены Шленкевича сняли обувь, оставили её только в чулках, чтобы она не убежала из дома. Но после того как «бандановцы» уснули, она ночью покинула дом в чулках и добежала до Омпоковских и спряталась у них.

Ну, а годами позднее жила в Среднем Улюнхане (между улусами Ягдык и Улюнхан располагалось тогда небольшое поселение) и стала полноправной хозяйкой дома Шленкевичей. Была хлебосольной хозяйкой, во время войны кормила соседских бурятских деток своей вкусной выпечкой - такими воспоминаниями поделилась Жигжидма Батуевна Мунгунова, заслуженный ветеран педагогического труда. Общалась с ней и улыбалась, помнит добрым словом моих еврейских предков.

Редакция газеты «Нютаг хэлэн / Диалекты» не прошла мимо моих поисков и истории нашей родовы. Направила журналиста-краеведа Дулму Владимировну Баторову в Курумкан, где она общалась на тему о дыренских евреях с одним из старожилов района Бошикто (Балдоржи) Дымбреновичем Жигжитовым.

Он рассказал: «Лазарь-нуга» до сих пор известна, расположена на юге от урочища Хоолой и западнее улуса Ягдык. В 1947 году дом Шленкевичей перевезли в Ягдык и сделали из него общежитие для учащихся. Между улусами Улюнхан и Ягдык располагалась маленькая деревушка на 4-5 домов. Шленкевичи туда перебрались. Там было и кладбище. Сейчас ничего не осталось... Всё травой поросло…

На вопрос: «Что за народ был евреи?», Балдоржи Дымбренович ответил: «Очень доброжелательный. Народные люди».

*****

А теперь немного предыстории о жизни евреев и «антисемитизме». «Черта постоянной еврейской оседлости» – это ареал, открытый для легального и постоянного проживания в Российской империи тех, кто исповедовал иудаизм, т.е. евреев как конфессии. За пределами черты проживание евреев строго воспрещалось и преследовалось, за исключением некоторых категорий населения. Ограничения имелись и внутри самой черты оседлости, например, на проживание евреев в сельской местности. В переносном смысле понятие черты оседлости стало синонимом политики государственного антисемитизма в России, особенно во второй половине XIX века. Александр II, став освободителем для российских крестьян, таковым же для российских евреев так и не стал.

Александр III зарекомендовал себя контрреформатором и был, пожалуй, самым яростным антисемитом во всей династии Романовых. С его воцарением на престол по России прокатилась первая из трёх больших волн еврейских погромов – в 1881–1884 гг. (две другие – 1903– 1906 и 1917–1921 гг. – выпадут на властвование Николая II и на безвластие Гражданской войны).

Политическое бесправие и депортации привели к тому, что началась массовая эмиграция евреев из России.

Черта оседлости – эта своего рода географическая клетка для российского еврейства – была главным символом государственного антисемитизма и дискриминационной антиеврейской политики царской России. В конце XIX-начале XX века более чем пятимиллионное еврейское население Российской империи подвергалось открытой дискриминации, преследованиям, унижениям. Причинами их были религиозная нетерпимость и связанные с нею предубеждения, страх перед экономической и иной конкуренцией, сомнения в лояльности евреев «престолу и отечеству».

Разгул антисемитизма в рядах белой армии, поток юдофобских публикаций ОСВАГ (информационно-пропагандистского агентства белых) привели к массовым антиеврейским погромам, жертвами которых стали сотни тысяч людей: убитые, искалеченные, изнасилованные, ограбленные. Как правило, люди эти не имели ни малейшего отношения к революционному движению, да и вообще были далеки от политики. Для российского еврейства пережитое в 1918–1921 годах представляло собой национальную трагедию, превзойдённую по масштабам лишь Холокостом.

Об одной из таких историй, произошедшей в Улюнхане, поведала я вам. Евреи такие же люди, как и буряты, монголы, русские. Страдали из-за того, что они - «лица иудейского вероисповедания»; итог всего этого был таким: евреи, в чьих семьях происходили страшные события и зная всеобщее отрицательное отношение, жили держась друг друга, соблюдая свои обычаи и традиции. Но никогда не говорили о своей национальности. Сложно было узнать, принять, что пережили мои предки, но это страшная страница в истории рода и истории Российской империи.

В ходе моих поисков судьба преподнесла мне замечательные знакомства с прекрасными, отзывчивыми людьми и, пользуясь случаем, обращаюсь к каждому, если вы вдруг что-то знаете или слышали о моих предках, напишите, пожалуйста, мне! Уверена, редакция газеты даст мои контакты для связи.

Завершить свой рассказ хочу стихотворением, написанным моей сестрой. Оно отражает весь спектр чувств и событий тех лет, объединяет людей разных религий и национальностей. Генетическую память не стереть…

Елена Пош.

«Лаазариин бууса».

Мой зов кровей, мой род, дух предков.

Мой Баргузин, родной Байкал.

Здесь в Улюнхане поселился

Еврейский ссыльный ...навсегда.

Он жил большой семьёй своею,

Хоть рядом нет его давно,

Но в памяти в Курумкане

Есть «нуга» с именем его.

То место очень почитают,

Здесь тишина и благодать,

И старожилы вспоминают

Бескрайний «Лаазариин бууса».

Благодарю народ бурятский,

Что в памяти через года

Пронёс историю слогая

Про древний род Шленкевичей!

23 апреля 2019 г.

На снимке: Потомки рода Шленкевичей: Елена Пош (сестра - слева), мать Наталья Георгиевна Голубева (Шленкевич - девичья фамилия) и Юлия Голубева-Шленкевич.

Юлия Голубева-Шленкевич, член Союза художников России, дизайнер авторского проекта Golubevaart.

г. Краснодар.

Подготовил к печати Цыренжаб Чойропов, доктор социологических наук, профессор, главный редактор газеты «Нютаг хэлэн / Диалекты» (город Улан-Удэ), уроженец села Алла Курумканского района.

9609

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica