К 110-летию Буддийского дацана в Санкт-Петербурге.
Позвольте мне рассказать о буддийском храме на примере отрезков времени между тремя событиями, которые произошли со мной за годы учёбы в городе на Неве (для наглядности).
1) 56 лет назад, в далёком уже 1969 году, в городе на Неве я познакомился с еравнинским парнем Цыбигмитом (Даши-Нимой) Гармажаповым. Оба абитуриента, приехавшие поступать в Ленинградский университет. Он на восточный факультет, я - на философский. Нас поселили в одну комнату общежития ЛГУ на Васильевском острове. Помнится, Даши-Нима уже тогда был глубоко верующим человеком.
В один момент он потерялся, точно в воду канул (на два дня, кажется). Я уж начал беспокоиться. Появился он на третий день, весь такой … утомившийся и умаявшийся. Оказывается, он пошёл искать буддийский дацан на какой-то чёрной речке.
Потом уже мы получили сведения, что Чёрная речка - это приток Большой Невки, расположенный в Приморском районе города. Недалеко расположено место дуэли Пушкина и Дантеса в 1837 году. Также в 1840 году здесь состоялась дуэль Лермонтова и де Баранта.
И он шёл пешком все эти дни. До сих пор не знаю - почему пешкодралом? Религиозные убеждения или пересесть без конца с трамвая на трамвай - денег жалко было? Тогда станции метро «Чёрная речка» в городе не было.
Рассказывал, что нашёл наконец-то бурятский дацан (счастлив очень!), но во внутрь не пустили, там расположена какая-то Зоологическая лаборатория. Помолился на улице, с одной из сторон дацана, и провёл обряд поклонения памяти лам-земляков.
Честное слово, тогда я впервые узнал о существовании буддийского дацана на территории Cеверной столицы. Посетил этот храм позже, в первый год учёбы в докторантуре Ленинградского университета (1990).
Даши-Нима каким-то образом узнал, что в Улан-Баторе (Монголия) открывается буддийский институт. В числе 10 молодых людей был отобран и отправлен в Монголию учиться на ламу. Это был первый набор во вновь открывшийся институт «Гандан Тэкчинлин» в Улан-Баторе при монастыре Гандан. После 6 лет обучения успешно закончили 6 человек, среди них Даши-Нима-лама.
После окончания института работал эмчи-ламой, лечил людей. Был уважаемым, умелым, опытным эмчи-ламой (врачевателем). Ежедневно принимал страждущих.
В 1991 году Даши-Нима Гармажапов, как один из самых уважаемых лам, Пандито Хамба-ламой был назначен на пост ширетуя-ламы Иволгинского дацана.
В 1991 году Бурятию посетил Далай-лама XIV. На фотографиях того года повсюду видны рядом с Его Святейшеством Мунхо Цыбиков, Пандидо Хамба-лама, и Даши-Нима Гармажапов, ширетуй Иволгинского дацана.
Даши-Нима-лама, как один из самых авторитетных и уважаемых лам, неоднократно выдвигался на пост Пандито Хамба-ламы Центрального Духовного Управления Буддистов России.
К сожалению, рано ушёл из жизни.
2) Посетил этот храм позже, в первый год учёбы в докторантуре Ленинградского университета (1990). Там я встретился со старым знакомым Фёдором Самаевым. Дело в том что он в начале 1970-х годов обучался на восточном факультете ЛГУ. Мы жили тогда в студенческом общежитии университета на Васильевском острове города на Неве. Но откуда ушёл по собственному желанию, не окончив образование.
Успешно окончил Буддийский университет в Улан-Баторе, затем - в Индии, в Гоман-дацане и Дхарамсале. В 1990 году получил от Его Святейшества Далай-ламы XIV полное монашеское посвящение гелонга и вернулся на родину.
После открытия буддийского дацана в Ленинграде в 1990 году был утверждён в должности его настоятеля Центральным духовным управлением буддистов и одновременно по решению собрания общины верующих возглавил Совет храма.
Данзан Хайбзун-лама Самаев сам показал мне знаковые места в храме (главные святыни, архитектурные особенности и исторические элементы) и рассказал, что в Гоман-дацане и Дхарамсале (Индия) имеются многотомные труды двух бурятских лам, получивших признание и высокий статут в тамошней буддийской среде и что надо бы перевести эти тексты на монгольский, бурятский и русский языки…
3) Мне приходилось быть участником торжественных мероприятий честь 90-летия Буддийского дацана «Гунзэчойнэй» (2005).
На снимке, любезно предоставленном Валерием Енжаповичем Гулгоновым, известным учёным-экологом, видным общественным деятелем Бурятии, кандидатом географических наук, делегаты из Бурятии и Москвы вместе с земляками из Санкт-Петербурга на празднике в честь юбилея Буддийского дацана «Гунзэчойнэй». В фойе ресторана на Крестовском острове СПб перед банкетом.
Сергей Георгиевич Мезенин - председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия (крайний слева); Цырен-Дари Аюровна Самбуева, руководитель Фонда поддержки и развития бурятской культуры «Ая-ганга» в СПб (третья слева); Цыренжаб Цыдыпович Чойропов, профессор ВСГУТУ (четвёртый слева); Асалхан Ользонович Бороноев, почётный профессор СПбГУ, председатель бурятского землячества в СПб (пятый слева); Татьяна Рудольфовна Бороноева, преподаватель СПбГУ, кандидат химических наук, в красном жилете; рядом справа Мария Николаевна Гармаева - заместитель главы полномочного представительства Республики Бурятия в Москве; всемирно известный писатель Юрий Сергеевич Рытхэу (на переднем плане); Вячеслав Борисович Бухаев, известный петербургский архитектор и скульптор; Владимир Романович Булдаев - председатель Всебурятской Ассоциации развития культуры (крайний справа).
Ц.Ц. Чойропов, краевед, журналист, публицист.
Позвольте мне рассказать о буддийском храме на примере отрезков времени между тремя событиями, которые произошли со мной за годы учёбы в городе на Неве (для наглядности).
1) 56 лет назад, в далёком уже 1969 году, в городе на Неве я познакомился с еравнинским парнем Цыбигмитом (Даши-Нимой) Гармажаповым. Оба абитуриента, приехавшие поступать в Ленинградский университет. Он на восточный факультет, я - на философский. Нас поселили в одну комнату общежития ЛГУ на Васильевском острове. Помнится, Даши-Нима уже тогда был глубоко верующим человеком.
В один момент он потерялся, точно в воду канул (на два дня, кажется). Я уж начал беспокоиться. Появился он на третий день, весь такой … утомившийся и умаявшийся. Оказывается, он пошёл искать буддийский дацан на какой-то чёрной речке.
Потом уже мы получили сведения, что Чёрная речка - это приток Большой Невки, расположенный в Приморском районе города. Недалеко расположено место дуэли Пушкина и Дантеса в 1837 году. Также в 1840 году здесь состоялась дуэль Лермонтова и де Баранта.
И он шёл пешком все эти дни. До сих пор не знаю - почему пешкодралом? Религиозные убеждения или пересесть без конца с трамвая на трамвай - денег жалко было? Тогда станции метро «Чёрная речка» в городе не было.
Рассказывал, что нашёл наконец-то бурятский дацан (счастлив очень!), но во внутрь не пустили, там расположена какая-то Зоологическая лаборатория. Помолился на улице, с одной из сторон дацана, и провёл обряд поклонения памяти лам-земляков.
Честное слово, тогда я впервые узнал о существовании буддийского дацана на территории Cеверной столицы. Посетил этот храм позже, в первый год учёбы в докторантуре Ленинградского университета (1990).
Даши-Нима каким-то образом узнал, что в Улан-Баторе (Монголия) открывается буддийский институт. В числе 10 молодых людей был отобран и отправлен в Монголию учиться на ламу. Это был первый набор во вновь открывшийся институт «Гандан Тэкчинлин» в Улан-Баторе при монастыре Гандан. После 6 лет обучения успешно закончили 6 человек, среди них Даши-Нима-лама.
После окончания института работал эмчи-ламой, лечил людей. Был уважаемым, умелым, опытным эмчи-ламой (врачевателем). Ежедневно принимал страждущих.
В 1991 году Даши-Нима Гармажапов, как один из самых уважаемых лам, Пандито Хамба-ламой был назначен на пост ширетуя-ламы Иволгинского дацана.
В 1991 году Бурятию посетил Далай-лама XIV. На фотографиях того года повсюду видны рядом с Его Святейшеством Мунхо Цыбиков, Пандидо Хамба-лама, и Даши-Нима Гармажапов, ширетуй Иволгинского дацана.
Даши-Нима-лама, как один из самых авторитетных и уважаемых лам, неоднократно выдвигался на пост Пандито Хамба-ламы Центрального Духовного Управления Буддистов России.
К сожалению, рано ушёл из жизни.
2) Посетил этот храм позже, в первый год учёбы в докторантуре Ленинградского университета (1990). Там я встретился со старым знакомым Фёдором Самаевым. Дело в том что он в начале 1970-х годов обучался на восточном факультете ЛГУ. Мы жили тогда в студенческом общежитии университета на Васильевском острове города на Неве. Но откуда ушёл по собственному желанию, не окончив образование.
Успешно окончил Буддийский университет в Улан-Баторе, затем - в Индии, в Гоман-дацане и Дхарамсале. В 1990 году получил от Его Святейшества Далай-ламы XIV полное монашеское посвящение гелонга и вернулся на родину.
После открытия буддийского дацана в Ленинграде в 1990 году был утверждён в должности его настоятеля Центральным духовным управлением буддистов и одновременно по решению собрания общины верующих возглавил Совет храма.
Данзан Хайбзун-лама Самаев сам показал мне знаковые места в храме (главные святыни, архитектурные особенности и исторические элементы) и рассказал, что в Гоман-дацане и Дхарамсале (Индия) имеются многотомные труды двух бурятских лам, получивших признание и высокий статут в тамошней буддийской среде и что надо бы перевести эти тексты на монгольский, бурятский и русский языки…
3) Мне приходилось быть участником торжественных мероприятий честь 90-летия Буддийского дацана «Гунзэчойнэй» (2005).
На снимке, любезно предоставленном Валерием Енжаповичем Гулгоновым, известным учёным-экологом, видным общественным деятелем Бурятии, кандидатом географических наук, делегаты из Бурятии и Москвы вместе с земляками из Санкт-Петербурга на празднике в честь юбилея Буддийского дацана «Гунзэчойнэй». В фойе ресторана на Крестовском острове СПб перед банкетом.
Сергей Георгиевич Мезенин - председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия (крайний слева); Цырен-Дари Аюровна Самбуева, руководитель Фонда поддержки и развития бурятской культуры «Ая-ганга» в СПб (третья слева); Цыренжаб Цыдыпович Чойропов, профессор ВСГУТУ (четвёртый слева); Асалхан Ользонович Бороноев, почётный профессор СПбГУ, председатель бурятского землячества в СПб (пятый слева); Татьяна Рудольфовна Бороноева, преподаватель СПбГУ, кандидат химических наук, в красном жилете; рядом справа Мария Николаевна Гармаева - заместитель главы полномочного представительства Республики Бурятия в Москве; всемирно известный писатель Юрий Сергеевич Рытхэу (на переднем плане); Вячеслав Борисович Бухаев, известный петербургский архитектор и скульптор; Владимир Романович Булдаев - председатель Всебурятской Ассоциации развития культуры (крайний справа).
Ц.Ц. Чойропов, краевед, журналист, публицист.
4209