К 110-летию Дацана Гунзэчойнэя, буддийского храма в Санкт-Петербурге.
«Помните, чтите, гордитесь величием дел своих соотечественников!».
В 1915 году в храме первого в Европе буддийского святилища - Храме Калачакры в Санкт-Петербурге состоялась церемония освящения, на ней присутствовали представители правительств Николая II, Далай-ламы XIII, сиамского короля и монгольского богдо-гэгена.
Имеется редкая фотография 110-летней давности. На снимке видны: Цыбен Жамцарано, Пётр Кузьмич Козлов - исследователь Монголии и Тибета, участник экспедиций Н.М. Пржевальского, Елизавета Владимировна Козлова - биолог, жена путешественника, Агван Доржиев, Хамбо-лама Даша-Доржи Этигэлов, монгольский князь Мижиддоржийн Ханддорж, калмыцкий князь Данзан Тундутов.
Справа: черноволосый и усатый молодой человек - Элбек-Доржи Ринчино. Что успел сделать он к своим 25-ти годам в Санкт-Петербурге?
Осенью 1908 года Элбек-Доржи (в 20-летнем возрасте) переехал из Томска - в Санкт-Петербург и поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет на юридический факультет.
В 1909-1913 гг. участвовал в нелегальных студенческих кружках.
Во время учёбы в университете Ринчино собирает материалы по бурятскому языку и фольклору. Часть собранного им уникального материала была опубликована в «Сборнике монголо-бурятской народной поэзии» в 1911 году. Известно, что имелась баргузинская версия бурятского эпоса «Гэсэр», выписанная Элбек-Доржи у местных улигерчинов во время летних студенческих каникул (в архивах где-то сохранилась, возможно).
В этот период студент Элбек-Доржи Ринчино совместно с учителем из Бохана Николаем Иннокентьевичем Амагаевым принялся за совершенствование бурятского алфавита, созданного в 1905 году Агваном Доржиевым. Проделав скрупулёзную работу по уточнению отдельных букв и грамматических форм, в 1910 году они издали небольшую книгу под названием «Новый монголо-бурятский алфавит».
В 1910 году Э-Д. Ринчино сочинил поэму «Шэнэһээ - шэнэ заяан (Монгол-буряад сэхээтэндэ хандалга)».
... Событие 1915 года (на фото), по-существу, триумф цанид-хамба Агвана Доржиева! Именно он инициировал постройку самого северного в мире буддийского храма. И организовал сбор средств на строительство и практически руководил работой, начиная с 1909 года.
Кто знал, что буквально через пять лет они (Элбек-Доржи Ринчино и Агван Доржиев) зайдут главе Советского правительства с предложением предоставления Бурятии автономии (13 октября 1920 года). С ними у В.И. Ленина был калмыцкий деятель Амур-Санан с просьбой предоставления Калмыкии статута автономии.
Агвана Доржиева можно считать одной из важнейших фигур в российском буддизме, хотя в последнее время его имя в БТСР упоминают не так часто.
Как писала исследователь наследия буддийского иерарха, британский историк Катриона Басс, в 1992-1993 годах возник некий культ Агвана Доржиева. Его фотографии появились на домашних алтарях, и ходили легенды о его сверхъестественных способностях. Высшая государственная награда Бурятии стала носить его имя.
Но в последние годы бурятские буддисты стали в значительной мере сокращать свои связи с Тибетом и Далай-ламой в особенности. Возможно, поэтому Агвана Доржиева предают забвению - в пользу его сверстника Даши-Доржо Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири в 1911-1917 годах.
Во время празднования 100-летия Дацана Гунзэчойнэя, буддийского храма в Санкт-Петербурге (а это были две недели конференций, выставок и концертов), Агвана Доржиева даже не упоминали, несмотря на то, что он был основателем храма.
Тем не менее, представители дацана в Санкт Петербурге уверяли, что Агвана Доржиева помнят, чтят в храме и будет установлен памятник. Нам оставалось надеяться на мудрость Буды Бадмаева, настоятеля буддийского храма в Петербурге.
Более того, в преддверии 100-летия со дня образования Республики Бурятия надо было каким-то образом увековечить имена Элбек-Доржи Ринчино и Агвана Доржиева - отцов-основателей бурятской государственности и автономии (установлением бюстов или ещё как…). Но этого сделано не было, к сожалению.
P.s.: Имя Амур-Санана теперь всегда присутствует у благодарного калмыцкого народа. Республиканской универсальной научной библиотеке Калмыцкой АССР было присвоено имя Амур-Санана. Имя калмыцкого деятеля носит улица в Элисте, населённый пункт Амур-Санан Городовиковского района республики.
На снимке: перед церемонией освящения Санкт-Петербургского дацана в 1915 году.
Ц.Ц. Чойропов, краевед, журналист, публицист, кавалер медали им. Агвана Доржиева.
«Помните, чтите, гордитесь величием дел своих соотечественников!».
В 1915 году в храме первого в Европе буддийского святилища - Храме Калачакры в Санкт-Петербурге состоялась церемония освящения, на ней присутствовали представители правительств Николая II, Далай-ламы XIII, сиамского короля и монгольского богдо-гэгена.
Имеется редкая фотография 110-летней давности. На снимке видны: Цыбен Жамцарано, Пётр Кузьмич Козлов - исследователь Монголии и Тибета, участник экспедиций Н.М. Пржевальского, Елизавета Владимировна Козлова - биолог, жена путешественника, Агван Доржиев, Хамбо-лама Даша-Доржи Этигэлов, монгольский князь Мижиддоржийн Ханддорж, калмыцкий князь Данзан Тундутов.
Справа: черноволосый и усатый молодой человек - Элбек-Доржи Ринчино. Что успел сделать он к своим 25-ти годам в Санкт-Петербурге?
Осенью 1908 года Элбек-Доржи (в 20-летнем возрасте) переехал из Томска - в Санкт-Петербург и поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет на юридический факультет.
В 1909-1913 гг. участвовал в нелегальных студенческих кружках.
Во время учёбы в университете Ринчино собирает материалы по бурятскому языку и фольклору. Часть собранного им уникального материала была опубликована в «Сборнике монголо-бурятской народной поэзии» в 1911 году. Известно, что имелась баргузинская версия бурятского эпоса «Гэсэр», выписанная Элбек-Доржи у местных улигерчинов во время летних студенческих каникул (в архивах где-то сохранилась, возможно).
В этот период студент Элбек-Доржи Ринчино совместно с учителем из Бохана Николаем Иннокентьевичем Амагаевым принялся за совершенствование бурятского алфавита, созданного в 1905 году Агваном Доржиевым. Проделав скрупулёзную работу по уточнению отдельных букв и грамматических форм, в 1910 году они издали небольшую книгу под названием «Новый монголо-бурятский алфавит».
В 1910 году Э-Д. Ринчино сочинил поэму «Шэнэһээ - шэнэ заяан (Монгол-буряад сэхээтэндэ хандалга)».
... Событие 1915 года (на фото), по-существу, триумф цанид-хамба Агвана Доржиева! Именно он инициировал постройку самого северного в мире буддийского храма. И организовал сбор средств на строительство и практически руководил работой, начиная с 1909 года.
Кто знал, что буквально через пять лет они (Элбек-Доржи Ринчино и Агван Доржиев) зайдут главе Советского правительства с предложением предоставления Бурятии автономии (13 октября 1920 года). С ними у В.И. Ленина был калмыцкий деятель Амур-Санан с просьбой предоставления Калмыкии статута автономии.
Агвана Доржиева можно считать одной из важнейших фигур в российском буддизме, хотя в последнее время его имя в БТСР упоминают не так часто.
Как писала исследователь наследия буддийского иерарха, британский историк Катриона Басс, в 1992-1993 годах возник некий культ Агвана Доржиева. Его фотографии появились на домашних алтарях, и ходили легенды о его сверхъестественных способностях. Высшая государственная награда Бурятии стала носить его имя.
Но в последние годы бурятские буддисты стали в значительной мере сокращать свои связи с Тибетом и Далай-ламой в особенности. Возможно, поэтому Агвана Доржиева предают забвению - в пользу его сверстника Даши-Доржо Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири в 1911-1917 годах.
Во время празднования 100-летия Дацана Гунзэчойнэя, буддийского храма в Санкт-Петербурге (а это были две недели конференций, выставок и концертов), Агвана Доржиева даже не упоминали, несмотря на то, что он был основателем храма.
Тем не менее, представители дацана в Санкт Петербурге уверяли, что Агвана Доржиева помнят, чтят в храме и будет установлен памятник. Нам оставалось надеяться на мудрость Буды Бадмаева, настоятеля буддийского храма в Петербурге.
Более того, в преддверии 100-летия со дня образования Республики Бурятия надо было каким-то образом увековечить имена Элбек-Доржи Ринчино и Агвана Доржиева - отцов-основателей бурятской государственности и автономии (установлением бюстов или ещё как…). Но этого сделано не было, к сожалению.
P.s.: Имя Амур-Санана теперь всегда присутствует у благодарного калмыцкого народа. Республиканской универсальной научной библиотеке Калмыцкой АССР было присвоено имя Амур-Санана. Имя калмыцкого деятеля носит улица в Элисте, населённый пункт Амур-Санан Городовиковского района республики.
На снимке: перед церемонией освящения Санкт-Петербургского дацана в 1915 году.
Ц.Ц. Чойропов, краевед, журналист, публицист, кавалер медали им. Агвана Доржиева.
5239