Сегодня, 12 октября 2025 года, на Буряад ФМ-радио прозвучала большая художническая передача «Очаг души моей/Зүүдхэл һайхан нютагуудни» (1 час 20 минут), составленная на основе произведений талантливого еравнинского поэта и журналиста Цыренжаба Бадмаева.
Автор «прошёлся» как бы по часовой стрелке, восславляя сёла славной Еравнинской земли, каждое из которых является для конкретного человека малой родиной. Турхэл, Усть-Заза, Исинга, Телемба, Гунда, Ширинга, Тулдун, Домна, Нарһата, Мужыха, Улзыта, Эгита, Усть-Эгита, Ульдурга…
Малая родина как локальное пространство, где формируется личность. Еравнинцы, наверняка, гордятся тем, что родились на такой благословенной Земле и получили возможность сердцем прикоснуться к истокам своей малой родины. Место, на котором она расположена, уникально!
Вот на что хотел бы обратить внимание. Повествователь в сегодняшней передаче поведал о том, что в местности Мужыха Еравнинского района в своё историческое время обосновались и укоренились выходцы из иркутских (ольхонских) бурят. Очевидно, в 1920-1930-е годы, в «лихие» времена конфискации имущества и насильственной коллективизации единоличных хозяйств на их родине.
Что я хочу добавить? В этом году исполняется 150 лет «исхода» части баргузинских бурят в «южные края», в том числе на землю еравнинских бурят.
Исторический факт, между братьями Суваном и Сахаром Хамнаевыми, наследниками престола родоначальника баргузинских бурят Хамная Цанкирова, возникли какие-то недоразумения-распри, в которые вольно или невольно было вовлечено всё местное население, в дальнейшем разделившееся на два лагеря.
Около 1875 г. часть населения под предводительством Сувана Хамнаева - 341 семья - покинула долину Баргузина (проф. Жамсаран Сажинов). Придерживаясь русла реки Гарги, левого притока реки Баргузин, кочевье перевалило Икатский хребет, спустилось по ту сторону водораздела.
Было ранее высказано нижеследующее суждение. Так ли это?
Из статьи баунтовского краеведа Цыден-Еши Дамбиевича Мижитова (пос. Багдарин, музей народов Севера Бурятии) неожиданно получил информацию, что XXI Пандидо Хамба-лама Мунхо Цыбиков имел баргузинские корни:
«Витим гараагой нугалаабартань - Усть-Заза гэжэ газарта - баһа нэг хүдэн баргажанай айл үлээ, холын харгы саашаа даахой улад. Тэдээн соонь Мүнхэ Цыбиков гэжэ манай Ивалгайн дасанда Хамба-лама һуугаан хүнэй эхэ эсэгэ хоёриинь байгаа» // Мижитов Ц-Е.Д. Баргажан буряадууд тэндэ байдаг. - «Нютаг хэлэн / Диалекты», № 28. - 30 сентября 2019 г. - С. 7. Стало быть, имелось предположение, что среди мигрантов были родители будущего главы Центрального Духовного управления буддистов страны.
Дело в том что пожилые земляки краеведа Ц-Е. Д. Мижитова, имеющего самому баргузинское происхождение, в начале 1990-х годов выезжали из баунтовского бурятского села Монгой - в Улан-Удэ, Иволгинский дацан, со словами: «Надо увидеться с хамба-ламой Мунко Цыбиковым, родители которого были из Баргузинской долины, помолиться и вернуться».
Оппоненты могут возразить, что, мол, высказано персоналистское мнение. Конечно, это мнение, основанное на субъективных представлениях об уникальном человеке, на собственных чувствах, эмоциях. Такое суждение может быть пристрастным, которое невозможно будет как-либо доказать.
Интересовался этим вопросом. Хамба-лама Д.Б. Аюшеев не знает об этом. Нет документальных подтверждений.
Но, с другой стороны, некоторые люди могут и не согласиться: если так говорят, значит, точно оно и есть. Десятки разных людей без оснований подобным образом говорить не станут. Вопрос, бесспорно, заслуживает дальнейшего изучения.
… Мунхо Цыбиков родился в 1907 году в местности Турхул Витимского сомона на территории нынешнего Еравнинского района. На этом участке как раз обосновалась когда-то часть бурят - выходцев из Баргузинской долины. Дальше, чуть позже, некоторые из них расселись в поселениях Исинга, Гунда, Ширинга, Тулдун и др.
В восьмилетнем возрасте мальчик Мунхо был отдан в хувараки Эгитуйского дацана. В юном возрасте ему довелось встретиться с Цанид Хамбо ламой Агваном Доржиевым, который во время своего пребывания в Эгитуйском дацане сказал в отношении Мунхо Цыбикова следующие пророческие слова: «Он будет оказывать большую помощь людям».
Молодой послушник Мунхо Цыбиков терпеливо постигал глубины Учения Будды, изучая буддийские трактаты, тайную тантру, тибетскую медицину, буддийскую философию.
В 1938-м году был репрессирован, сослан на Колыму. Цыбиков провёл в сталинских лагерях целых 20 (двадцать) лет! В лагере пользовался авторитетом как человек с ярко выраженными лидерскими задатками. Он сумел не только выжить в суровых условиях заполярной тундры, но и спасти десятки людей от верной смерти, успевая в короткие колымские летние дни собирать лекарственные травы для лечения заболевших заключённых. Его жизнь полна страданий, но, тем не менее, он сумел не только сохранить веру в Учение Будды, но и укрепить её в своём сердце и в сердцах других людей.
Достойно вынеся выпавшие на долю невзгоды, он сумел увидеть на своём веку и уничтожение дацанов и других святынь, и расстрелы, и лагеря, а после - постепенное возвращение буддизма, начало его возрождения в конце прошлого века.
После освобождения в 1956 году принят штатным ламой в Иволгинский дацан. В 1962-м году был реабилитирован. С 1963 года занимал пост шэрээтэ-ламы Иволгинского дацана. Среди населения и верующих пользовался авторитетом как искусный эмчи-лама.
В 1989-м году избран председателем Центрального Духовного управления буддистов СССР и Пандидо Хамбо-ламой (1989-1992).
В 1991 году благодаря его активной деятельности священная буддийская реликвия - статуя Зандан Жуу (Сандаловый Будда) - была возвращена в Эгитуйский дацан из Музея истории Бурятии. В бытность его Пандидо Хамбо-ламой были восстановлены традиции хуралов в дацанах, а также в 1991 году заложены основы для восстановления традиционного монастырского образования, открыта буддийская школа на базе Иволгинского дацана для подготовки священнослужителей.
В 1991 году Бурятию посетил Далай-лама XIV. На фотографиях того года повсюду видны рядом с Его Святейшеством Мунхо Цыбиков, пандидо хамба-лама, и Даши-Нима Гармажапов, ширетуй Иволгинского дацана.
... Хамбо-лама Мунхо Цыбиков ушёл из жизни в 1993-м году. В память о нём в Эгитуйском дацане возведён субурган Намжал Чоден, а также субурган на месте его рождения.
Post scriptum: Относительно недавно получил ещё одну информацию о том, что мать и родственники по материнской линии («нагасанууд») Мунхо Цыбикова были выходцами из Дырена нынешнего Курумканского района. Об этом в своё время рассказала аллинская наша землячка Галина Хоргановна Бишадаева своей дочери Ольге Дашицыреновне. Галина Хоргановна была верующим человеком и часто ездила в Иволгинский дацан, ходила на приём к Мунхо Цыбикову, в те годы ширетую Иволгинского дацана. И о баргузинских (дыренских) своих корнях сам лама рассказал Г.Х. Бишадаевой.
Хоть один высокий духовный сан в статусе Пандидо Хамба-ламы имел бы баргузинское происхождение! Ну, это нужно ещё подтвердить.
Будем продолжать поиски, как говорится, истинной картины, полностью соответствующей действительности.
На снимке: Еравнинский район. Территориальное устройство, на карте.
Ц.Ц. Чойропов, краевед, журналист, публицист.
Автор «прошёлся» как бы по часовой стрелке, восславляя сёла славной Еравнинской земли, каждое из которых является для конкретного человека малой родиной. Турхэл, Усть-Заза, Исинга, Телемба, Гунда, Ширинга, Тулдун, Домна, Нарһата, Мужыха, Улзыта, Эгита, Усть-Эгита, Ульдурга…
Малая родина как локальное пространство, где формируется личность. Еравнинцы, наверняка, гордятся тем, что родились на такой благословенной Земле и получили возможность сердцем прикоснуться к истокам своей малой родины. Место, на котором она расположена, уникально!
Вот на что хотел бы обратить внимание. Повествователь в сегодняшней передаче поведал о том, что в местности Мужыха Еравнинского района в своё историческое время обосновались и укоренились выходцы из иркутских (ольхонских) бурят. Очевидно, в 1920-1930-е годы, в «лихие» времена конфискации имущества и насильственной коллективизации единоличных хозяйств на их родине.
Что я хочу добавить? В этом году исполняется 150 лет «исхода» части баргузинских бурят в «южные края», в том числе на землю еравнинских бурят.
Исторический факт, между братьями Суваном и Сахаром Хамнаевыми, наследниками престола родоначальника баргузинских бурят Хамная Цанкирова, возникли какие-то недоразумения-распри, в которые вольно или невольно было вовлечено всё местное население, в дальнейшем разделившееся на два лагеря.
Около 1875 г. часть населения под предводительством Сувана Хамнаева - 341 семья - покинула долину Баргузина (проф. Жамсаран Сажинов). Придерживаясь русла реки Гарги, левого притока реки Баргузин, кочевье перевалило Икатский хребет, спустилось по ту сторону водораздела.
Было ранее высказано нижеследующее суждение. Так ли это?
Из статьи баунтовского краеведа Цыден-Еши Дамбиевича Мижитова (пос. Багдарин, музей народов Севера Бурятии) неожиданно получил информацию, что XXI Пандидо Хамба-лама Мунхо Цыбиков имел баргузинские корни:
«Витим гараагой нугалаабартань - Усть-Заза гэжэ газарта - баһа нэг хүдэн баргажанай айл үлээ, холын харгы саашаа даахой улад. Тэдээн соонь Мүнхэ Цыбиков гэжэ манай Ивалгайн дасанда Хамба-лама һуугаан хүнэй эхэ эсэгэ хоёриинь байгаа» // Мижитов Ц-Е.Д. Баргажан буряадууд тэндэ байдаг. - «Нютаг хэлэн / Диалекты», № 28. - 30 сентября 2019 г. - С. 7. Стало быть, имелось предположение, что среди мигрантов были родители будущего главы Центрального Духовного управления буддистов страны.
Дело в том что пожилые земляки краеведа Ц-Е. Д. Мижитова, имеющего самому баргузинское происхождение, в начале 1990-х годов выезжали из баунтовского бурятского села Монгой - в Улан-Удэ, Иволгинский дацан, со словами: «Надо увидеться с хамба-ламой Мунко Цыбиковым, родители которого были из Баргузинской долины, помолиться и вернуться».
Оппоненты могут возразить, что, мол, высказано персоналистское мнение. Конечно, это мнение, основанное на субъективных представлениях об уникальном человеке, на собственных чувствах, эмоциях. Такое суждение может быть пристрастным, которое невозможно будет как-либо доказать.
Интересовался этим вопросом. Хамба-лама Д.Б. Аюшеев не знает об этом. Нет документальных подтверждений.
Но, с другой стороны, некоторые люди могут и не согласиться: если так говорят, значит, точно оно и есть. Десятки разных людей без оснований подобным образом говорить не станут. Вопрос, бесспорно, заслуживает дальнейшего изучения.
… Мунхо Цыбиков родился в 1907 году в местности Турхул Витимского сомона на территории нынешнего Еравнинского района. На этом участке как раз обосновалась когда-то часть бурят - выходцев из Баргузинской долины. Дальше, чуть позже, некоторые из них расселись в поселениях Исинга, Гунда, Ширинга, Тулдун и др.
В восьмилетнем возрасте мальчик Мунхо был отдан в хувараки Эгитуйского дацана. В юном возрасте ему довелось встретиться с Цанид Хамбо ламой Агваном Доржиевым, который во время своего пребывания в Эгитуйском дацане сказал в отношении Мунхо Цыбикова следующие пророческие слова: «Он будет оказывать большую помощь людям».
Молодой послушник Мунхо Цыбиков терпеливо постигал глубины Учения Будды, изучая буддийские трактаты, тайную тантру, тибетскую медицину, буддийскую философию.
В 1938-м году был репрессирован, сослан на Колыму. Цыбиков провёл в сталинских лагерях целых 20 (двадцать) лет! В лагере пользовался авторитетом как человек с ярко выраженными лидерскими задатками. Он сумел не только выжить в суровых условиях заполярной тундры, но и спасти десятки людей от верной смерти, успевая в короткие колымские летние дни собирать лекарственные травы для лечения заболевших заключённых. Его жизнь полна страданий, но, тем не менее, он сумел не только сохранить веру в Учение Будды, но и укрепить её в своём сердце и в сердцах других людей.
Достойно вынеся выпавшие на долю невзгоды, он сумел увидеть на своём веку и уничтожение дацанов и других святынь, и расстрелы, и лагеря, а после - постепенное возвращение буддизма, начало его возрождения в конце прошлого века.
После освобождения в 1956 году принят штатным ламой в Иволгинский дацан. В 1962-м году был реабилитирован. С 1963 года занимал пост шэрээтэ-ламы Иволгинского дацана. Среди населения и верующих пользовался авторитетом как искусный эмчи-лама.
В 1989-м году избран председателем Центрального Духовного управления буддистов СССР и Пандидо Хамбо-ламой (1989-1992).
В 1991 году благодаря его активной деятельности священная буддийская реликвия - статуя Зандан Жуу (Сандаловый Будда) - была возвращена в Эгитуйский дацан из Музея истории Бурятии. В бытность его Пандидо Хамбо-ламой были восстановлены традиции хуралов в дацанах, а также в 1991 году заложены основы для восстановления традиционного монастырского образования, открыта буддийская школа на базе Иволгинского дацана для подготовки священнослужителей.
В 1991 году Бурятию посетил Далай-лама XIV. На фотографиях того года повсюду видны рядом с Его Святейшеством Мунхо Цыбиков, пандидо хамба-лама, и Даши-Нима Гармажапов, ширетуй Иволгинского дацана.
... Хамбо-лама Мунхо Цыбиков ушёл из жизни в 1993-м году. В память о нём в Эгитуйском дацане возведён субурган Намжал Чоден, а также субурган на месте его рождения.
Post scriptum: Относительно недавно получил ещё одну информацию о том, что мать и родственники по материнской линии («нагасанууд») Мунхо Цыбикова были выходцами из Дырена нынешнего Курумканского района. Об этом в своё время рассказала аллинская наша землячка Галина Хоргановна Бишадаева своей дочери Ольге Дашицыреновне. Галина Хоргановна была верующим человеком и часто ездила в Иволгинский дацан, ходила на приём к Мунхо Цыбикову, в те годы ширетую Иволгинского дацана. И о баргузинских (дыренских) своих корнях сам лама рассказал Г.Х. Бишадаевой.
Хоть один высокий духовный сан в статусе Пандидо Хамба-ламы имел бы баргузинское происхождение! Ну, это нужно ещё подтвердить.
Будем продолжать поиски, как говорится, истинной картины, полностью соответствующей действительности.
На снимке: Еравнинский район. Территориальное устройство, на карте.
Ц.Ц. Чойропов, краевед, журналист, публицист.
332