Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 79.08 92.08

Газета "Нютаг хэлэн" представляет:

Газета "Нютаг хэлэн" представляет:

«Это были трудолюбивые люди, знающие своё дело»

В 2025 году будет отмечаться 65-летие переезда баргузинских бурят из Тунгокоченского района в село Хара-Шибирь Могойтуйского района.

Мне посчастливилось работать в ордена Дружбы народов колхозе имени Кирова Могойтуйского района с 1960 года до ухода на пенсию.

Это был многонациональный колхоз, где плечом к плечу дружно, на разных участках работали героические люди, растили хлеб, занимались скотоводством, боролись за звание села коммунистического труда и быта.

Весной 1960 года в наше село переехали жить и работать из Тунгокоченского района села Ульдурга около 70 семей, была построена улица Ульдургинская, которая существует по сей день.
Это были трудолюбивые люди, знающие своё дело, имеющие в своей работе опыт: учителя Г.Б. Мунсулова, С.Р. Рыксылова, медсестра Л.Ш. Мунсулова, завгаражом Владимир Санжимитыпов, бухгалтер В.С. Сультимов и другие.

На примере жизни старожилов каждый вечер выходили пилить дрова, а можно было весной приготовить поленницу дров и топить печь зимой сухими дровами. Этот пример «баргузинцев» прижился до сих пор.

В 60-е годы велась большая работа по созданию в селе культурно-массовой работы, строился Дом культуры, жизнь молодежи кипела, комсоргом в селе был Д.Ш. Дамбинимаев, позднее учитель истории, его жена Галина Балдановна – учитель русского языка и литературы.

Председателем сельсовета долгое время работал Б.Н. Рабжаев. Это была самая ответственная работа, так как в селе часто проводились областные, окружные семинары по изучению разных форм общественной работы, работали агитмассовые кружки, дружины по охране общественного порядка, командиром был главный ветеринар Б.Г. Тумунов, я - председателем женсовета села.

Село разделялось на 25 участков, где ответственными были депутат, агитатор, среди нас организовывалось соревнование. Женщины отвечали за санитарное состояние села, действовали кружки, художественная самодеятельность. Большую работу в этом деле провела библиотекарь Н.Б. Гармаева. Члены художественной самодеятельности выступали на кремлёвской сцене в Москве.

Молодежь села была очень активной, на чабанских стоянках работали агитбригады, библиотечные работники охватывали развозом книг, газет, проводились коммунистические субботники, старались задействовать молодежь интересными делами.

Говоря о семьях, приехавших из Ульдурги, надо сказать, что это были очень дружелюбные, ответственные люди, которые быстро нашли свое место в селе, и каждый человек, где бы он не работал, очень добросовестно трудился и никто из них не менял профессию. Я работала в овцеводстве зоотехником-селекционером и хорошо всегда отзывалась о Шойжиниме Гармаеве, доярках Цыцык Зандраевой, Цыбжит Ринчиновой.

В 1960-е годы работа в колхозе проводилась на трудодни. Получив зерно, мы увозили его в мешке на санках на мельницу, где работал мельник Пурбо Сангадиев. Он был очень разговорчивый, помогал каждому из нас, это были обычно женщины, поднять мешок, затем опустить его на санки.

Медсестра Любовь Мунсулова обслуживала всех грудных детишек на дому, это очень обаятельная молодая женщина, говорили, если Люба к тебе прикоснулась – болячка заживает, она была большой огородницей, любила и учила вязать. Она была женой главного агронома Б.Б. Мунсулова, позднее ему было присвоено звание заслуженного агронома России. Любовь Шойжинимаевна очень любила цветы, я, как председатель женсовета, всегда приводила её в пример, как нужно содержать дом, так как у нашей Любы был всегда порядок и чистота. Дома в Хара-Шибири красили. Активно работали десятидворки, которые знали каждый дом. Проводились соцсоревнования среди них. У каждого дома должна была расти клумба цветов, посажены деревья. А дом, который отвечал всем требованиям, отмечался как Дом коммунистического быта, и на празднике 8 марта вручали вымпел и свидетельство о присвоении звания коммунистического труда и быта.

Водителями автопарка долго работали братья Бато и Дурей Дамбинимаевы. Очень ответственные, военной закалки люди. Всегда вспоминая своих баргузинских друзей, думаю, что это люди очень простые в общении, просто героические, очень требовательные к себе и ближним людям.
Может быть, потому что приехала работать в колхоз в 60-м году, многие думали, что из Тунгокочена, и спрашивали: «Ты баргузинка?». Я училась в русской школе и говорю до сих пор чаще на русском.

По прошествии многих лет (67 лет) мне очень близки эти люди, потому что дружила с их семьями, пили чай, отмечали праздники, всегда с теплом и любовью вспоминаю о них, многих давно нет, но есть их дети, внуки, многие семьи из приехавших из Тунгокочена стали сватами харашибирцам.

Особо хочу представить Виктора Степановича Сультимова, главного бухгалтера колхоза. Колхоз-миллионер, сколько было работы у этого красивого на вид моложавого не по возрасту человека. Это частые задержки на работе, потому что по учету и отчету непочатый край. Но Виктор Степанович находил с каждым язык. Работая в ревизионной комиссии, по итогам года совместно работали, это был не только грамотный финансист – главный бухгалтер, это был чудесный собеседник, шутник, умел всегда рассмешить, поднять рабочий настрой в коллективе, знал каждого и какие у них за плечами дела, семейный быт, а если нужно, всегда выпишет аванс – помощь семье.

Старший чабан Гарма Шойжинимаев был мне как отец. Я, молодой специалист, жила вдалеке от родителей, он помогал мне, заботился, всегда жизнерадостный, он мне помог сшить унты. Их носили только баргузинские буряты, а позже - сшить соболиную шапку, не знаю, как из одной шкурки сделали мне шапку, и он долго говорил, что я теперь настоящая баргузинка. Его сын Михаил - одноклассник моего брата в городе, часто мне звонил, рассказывал, что у него двое сыновей, но потом связь потерялась.

Мой сосед Дашинима Паршинов работал в полеводстве, жена Цыремжит Зандраева, работница детского сада, люди очень редкой доброй души, наши дети были, как братья, в деревне, особенно весной в плохую погоду сварят кости, положив немного зерна. Суп получается вкусный, наваристый.
Деревенские дети были очень дружны, а когда их дочь Зоя выходила замуж, в весеннюю стужу дети до сватов провожали на велосипедах.
Дашинима Паршинов рано умер от болезни. Юра был школьником и тяжело переживал это. На похоронах убежал в маленькую избушку и долго не выходил. Эту болезнь мы все вместе переживали, так как Юрин отец был настоящим нашим старшим товарищем. Когда уже понял, что болезнь ему не победить, он нам говорил: «Смотрите за моими детьми». И когда девочки выходили замуж, всегда вспоминала нашего дядю Дашиниму.

Базар Николаевич Рабжаев – добрейшей души человек. Вся моя совместная работа на селе, областные окружные, районные пленумы, встречи с населением, где мы доводили до каждого большие задачи по благоустройству села, наш отчёт перед правлением, председателем колхоза… Нельзя было что-то сделать спустя рукава, мы, харашибирцы, должны были быть в авангарде, если выборы в вышестоящие органы – обеспечить до 100 % явки и обязательно первыми проголосовать, быть первыми по сдаче урожая, комсомольско-молодежные овцеводческие, полеводческие бригады должны дать наилучшие показатели в работе.

Владимир Санжимитыпов – заведующий гаражом, его жена – доярка на ферме, бабушка долгие годы работала санитаркой на ферме, вся в труде, очень скромная и порядочная семья. Он был грамотным, доброй души человеком, старался быть в гуще общественной работы, высокий, красивый, был всегда сдержан, ведь автохозяйство - нелёгкая ноша, работы в отраслях много, транспорта всегда не хватало, но он всегда находил золотую середину и никогда не конфликтовал. Всегда шутил, рассказывал разные небылицы из жизни своих подчинённых.

Работал шофер-коммунист Петр Романович Семенов. Ему, как добросовестному, надежному водителю, доверяли дальние, ответственные рейсы. Однажды летом он повёз доярок на отдых на Алханай. Машина бортовая. Сделали лавки, навес. Поездка как награда, доярки взяли детей, ездить сильно некуда и не было возможностей. Дорога длинная, на обратном пути дорога богомольная. Проехав через большой хребет, сказали: «Петр Романович, нужно Бога угостить, дать копейки». Рядом ехавшая пассажирка рассказывала, как Петр Романович достал из кармана 2-3 медных копейки, бросил, сказав: «Хватит тебе, бурятский бог». И машина перевернулась, к счастью, всё обошлось, и с тех пор Петр Романович давал «бурятскому Богу» на каждом холмике.
Земля Хара-Шибири была богата красивыми добрыми людьми, они взрастили много грамотных замечательных людей, широкой души.

В этом селе главным человеком всей нашей жизни был Бальжинима Мажиев, Герой Социалистического Труда, человек, на которого равнялись мои ровесники.

Я очень горда, что жила и работала с интересными и с замечательной судьбой людьми, многие из которых были баргузинцами, о которых можно говорить и рассказывать бесконечно.
Ведь им было суждено жить и прославлять золотую Агу, приумножать дела и славу колхоза имени Кирова ордена Дружбы народов (так как в селе жили люди 16 национальностей), это были люди с красивой судьбой, каждый внес свою лепту в развитие хозяйства, которым гордился не только район, округ, но и вся страна.
Думаю, что люди, приехавшие жить на агинскую землю из Ульдурги, нашли свою судьбу, своё счастье, и недаром они говорят: « Хара-Шибирь – минии нютаг». Но раз в два года они ездят на «обо» на родину в Тунгокоченский район. Отрадно, что новое поколение не забывает землю своих предков.

Где бы не был человек, он украшает землю своим богатым умом, душевной красотой, оставляет добрую память о себе. Таковыми были и есть ульдургинцы-баргузинцы из далёкого Тункогочена. Да это так есть!


Роза Батуевна Болотова, 1941 года рождения, член партии с 1977 года, заместитель председателя общественной организации «Дети войны» Октябрьского района г. Улан-Удэ, сотрудник филиала Кяхтинского краеведческого музея в Улан-Удэ.
Записано в ноябре 2017 г.

Газета "Нютаг хэлэн / Диалекты" №42, 27 декабря 2024 г.

На снимке: Р.Б. Болотова

Фото Д. Баторовой

Материал предоставлен Д.В. Баторовой
1777

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica