Уголок краеведа.
Память и время.
Мы с моим питерским другом Бальжином Бальжинимаевичем Ачитуевым решили написать небольшой очерк об уроженце улуса Ягдык (Курумканский район), участнике Великой Отечественной войны Цырене Дорбозоеве. Это был интересный и своеобразный человек - очень добрый, стремящийся помочь всем вокруг и часто попадающий впросак из-за своих неординарных качеств.
Родословная Цырена Дорбозоева: Барга-Баатар - Хорёодой - Галзууд - Жэнхэн - Нажаат - Мажаа - Маһаа - Иһэн - Ирээн - Ухин - Онгор - Баадан - Мэнэй - Пойдон - Питурга - Цырен - Дорбоозо - Цырен.
Мы, авторы данного поста, - потомки младшего из семи детей Ухинова Онгора - Баяана, у которого, в свою очередь, были пять детей. Цырен Дорбозоев в Дырене, пожалуй, единственный потомок от старшего сына Онгора - Баадана. Отпрыски Баадана, говорят, живут в большинстве своём - в Аргаде Курумканского района.
Цырен Дорбозоев с женой жили в Ягдыке. Детей у них не было. Жили очень скромно. Внешне выглядел так: имел крепкое телосложение, а ещё проще - низкорослый крепыш. Словно силач, без усилий он подбрасывал и крутил бревно. Как бы показывая удивлённым мальчишкам с соседских домов свою силу, ловкость и выносливость.
Друг рассказывает, что удалось ему поработать с ветераном в одном сеноуборочном звене в местности Нама. Сено в зарод сметывать деревянными вилами - проблемы у него не было, стог сена рос на глазах. Если складывал зарод, то делал это будто играючи.
Далее продолжает: «Пару раз ходил с ним на рыбалку в устье реки Улгана. Поймали ленков (зэбэн). Потом угощал он всех нас - рыбное блюдо было сделано вкусно, от души. Говорил, что стряпал это по русскому рецепту (необычно пахло приправами). Радовался как дитё малое. Говорил мне: «Везучий ты, талаантай байнаш!». А я тогда в 5 классе учился».
Поведал нам, как на войне ходил в разведку. Тогда я впервые узнал от него про «дом терпимости». Рассказывал и видно было, стеснялся: «Наши офицеры тайком ходили туда» и т.д.
Боевые награды имелись, позабыл, какие…
Помню, что он столярничал на всю округу. Остругивал доски у себя в подворье. Поэтому домик ихний был весь в стружках. Наверняка у кого-то мебель от него осталась.
Занимательную историю рассказал мне другой мой земляк Санжи-Митап Гатапович Бадмаев. Председатель колхоза как-то заказал столяру Цырену Дорбозоеву смастерить такой же столик, как в картине художника Владимира Серова «Ходоки у В.И. Ленина».
Мастер взялся делать такой высоченный фигурный стол. Выполнил точную и тонкую работу, совмещая функции резчика по дереву.
Изделие пришлось по душе заказчику. И он снова заказал сложную мебель, дверь, лестницу и ещё что-то из массива древесины.
Рационализаторствовал. Сделал столярный станок, наподобие от русской прялки или ножной швейной машинки «Зингер». Эту идею, думаю, позаимствовал потом учитель труда в Аллинской восьмилетней школе Болсобоев Сергей Сотихонович. Сделал мастер в Алле уже электрический станок.
... Почему-то в Дырене к нему относились снисходительно, часто с улыбкой. Может быть, забавно иногда чудил, смешил всех.
Вот расскажу-ка два эпизода из жизни ветерана.
В школьные годы мы часто выезжали с концертом в соседние сёла. Улюнханская публика однажды с восторгом приняла певцов, чтецов и танцоров нашего класса, часто аплодируя солистам, особенно Сэсэг, Баиру, Цыдыпу, Мише. Очень хорошо пел Жаргал. В зале после исполнения им песни раздавались возгласы «Бис!» и «Браво!». А следующая его песня вызвала настоящую бурю восторга.
Позже нам стало известно, что появлению возгласов «Бис!» и «Браво!» благодарная публика обязана эмоциональным итальянцам, кричавшим актёрам «Bis!» («дважды», «два раза», «повторить») и «Bravo!» («смело», «молодец», «отлично»).
Послышались тогда в Улюнханском клубе возгласы и на русском: «Вот молодец!», «Здорово!» ... Это был местный «дед Щукарь», завсегдатай таких мероприятий - Цырен Дорбозоев.
Приветствуемый особенно шумно и сам вошедший в азарт, Жаргал подошёл к рампе, поклонился и стал спрашивать у старика: «По-русски, по-бурятски? … Повторяю, по-русски, по-бурятски?». То бишь, уточните, мол, ваш заказ - на каком языке мне исполнять следующую песню?
*****
В верхнем Дырене есть урочище под названием «Аман». Вот в этой местности лесники из Улюнханского Кордона заготавливали сено для своих лошадей. Бригада лесовщиков имела также сенокосные угодья на заимке «Хоолой». Итак, «Хоолой» и «Аман»...
Поваром у лесников числился тогда Цырен Дорбозоев. Однажды из города в Курумканский район приехал для инспекции хода заготовки кормов для скота молодой инструктор обкома партии. И вот прошёл слух, что местный острослов Цырен Дорбозоев имел «дерзость» вести себя неподобающим образом с высоким чином из столицы республики.
Дело в том что на стоянке в это время находился один только повар и столичный чиновник здоровался с ним на бурятском языке «Сайн байна!». На вопрос «Где ваша бригада?» - Дорбозоев ответил на бурятском: «Мүнѳѳдэр Хоолойёо дууhаад, малгаадэр Амандаа орохомнай». «Вельможе» это не понравилось и он несдержанно произнёс: «Не понимаю, говори по-русски!». Цырен Дорбозоев, долго не думая, ответил: «Сегодня хотим завершить Горло, чтобы завтра приступить ко Рту!».
Бригадного кашевара обвинили в посягательстве на невнимание к личности обкомовского работника и несколько дней «таскали» его по кабинетам совхозной конторы, даже райцентра, и задавали крепко трепку…
*****
... С началом Великой Отечественной войны сомонный совет в с. Ягдык напоминал военный штаб. Отправка сотен мужчин на фронт, сплочение всех сил сельчан для приближения победы…
На фронт были призваны 238 молодых ребят. Домой вернулись всего лишь 90 наших земляков, многие из них - с ранениями. На полях сражений остались 148 человек убитыми, 9 красноармейцев попали в плен, семеро из них находились в немецких концлагерях и шталагах, четверо узников остались живыми.
… Приближается день 80-летия окончания Второй мировой войны, и нет ни одной российской семьи, которую не коснулась бы печаль и трагедия тех далёких лет, и нет ни одного равнодушного человека, который бы не пропустил через своё сердце боль утрат и потерь времени, опалённого войной и человеческим горем.
Вечная слава героям, павшим на полях великой битвы за жизнь грядущих поколений, вечная память всем пережившим войну, но не дожившим до сегодняшнего дня, низкий поклон всем участникам войны, труженикам тыла, «детям войны», кому доведётся увидеть огни праздничного салюта 3 Сентября!
Цыренжаб Чойропов, краевед, журналист, публицист.
*****
Дополнение.
Всю округу однажды потрясла весть о том, что Цырен приобрёл настоящую музыкальную скрипку. Хозяин - барин. Он сам не умел играть. Скрипку установил в «красном углу» своего скромного домика. Имею право. Никто из деревни, ни родные не смогли объяснить неожиданный поступок односельчанина да и не спрашивали, зная его характер.
Думаю, что мысль о приобретении музыкального инструмента возникла у него давно как сильное впечатление от увиденного на фронте. Война. Простые люди. Философский вопрос. Почему простой немецкий народ пошёл на войну. Цырен, как обыкновенный смышлёный деревенский парень, увидел как жили заграницей простолюдины, проживая у них на постое. Видел что почти у всех имелась библиотека или музыкальный инструмент, большой гардероб. А мы - россияне? Тут каждый из нынешних наших земляков сможет раскрыть событие философски-психологически…
Память и время.
Мы с моим питерским другом Бальжином Бальжинимаевичем Ачитуевым решили написать небольшой очерк об уроженце улуса Ягдык (Курумканский район), участнике Великой Отечественной войны Цырене Дорбозоеве. Это был интересный и своеобразный человек - очень добрый, стремящийся помочь всем вокруг и часто попадающий впросак из-за своих неординарных качеств.
Родословная Цырена Дорбозоева: Барга-Баатар - Хорёодой - Галзууд - Жэнхэн - Нажаат - Мажаа - Маһаа - Иһэн - Ирээн - Ухин - Онгор - Баадан - Мэнэй - Пойдон - Питурга - Цырен - Дорбоозо - Цырен.
Мы, авторы данного поста, - потомки младшего из семи детей Ухинова Онгора - Баяана, у которого, в свою очередь, были пять детей. Цырен Дорбозоев в Дырене, пожалуй, единственный потомок от старшего сына Онгора - Баадана. Отпрыски Баадана, говорят, живут в большинстве своём - в Аргаде Курумканского района.
Цырен Дорбозоев с женой жили в Ягдыке. Детей у них не было. Жили очень скромно. Внешне выглядел так: имел крепкое телосложение, а ещё проще - низкорослый крепыш. Словно силач, без усилий он подбрасывал и крутил бревно. Как бы показывая удивлённым мальчишкам с соседских домов свою силу, ловкость и выносливость.
Друг рассказывает, что удалось ему поработать с ветераном в одном сеноуборочном звене в местности Нама. Сено в зарод сметывать деревянными вилами - проблемы у него не было, стог сена рос на глазах. Если складывал зарод, то делал это будто играючи.
Далее продолжает: «Пару раз ходил с ним на рыбалку в устье реки Улгана. Поймали ленков (зэбэн). Потом угощал он всех нас - рыбное блюдо было сделано вкусно, от души. Говорил, что стряпал это по русскому рецепту (необычно пахло приправами). Радовался как дитё малое. Говорил мне: «Везучий ты, талаантай байнаш!». А я тогда в 5 классе учился».
Поведал нам, как на войне ходил в разведку. Тогда я впервые узнал от него про «дом терпимости». Рассказывал и видно было, стеснялся: «Наши офицеры тайком ходили туда» и т.д.
Боевые награды имелись, позабыл, какие…
Помню, что он столярничал на всю округу. Остругивал доски у себя в подворье. Поэтому домик ихний был весь в стружках. Наверняка у кого-то мебель от него осталась.
Занимательную историю рассказал мне другой мой земляк Санжи-Митап Гатапович Бадмаев. Председатель колхоза как-то заказал столяру Цырену Дорбозоеву смастерить такой же столик, как в картине художника Владимира Серова «Ходоки у В.И. Ленина».
Мастер взялся делать такой высоченный фигурный стол. Выполнил точную и тонкую работу, совмещая функции резчика по дереву.
Изделие пришлось по душе заказчику. И он снова заказал сложную мебель, дверь, лестницу и ещё что-то из массива древесины.
Рационализаторствовал. Сделал столярный станок, наподобие от русской прялки или ножной швейной машинки «Зингер». Эту идею, думаю, позаимствовал потом учитель труда в Аллинской восьмилетней школе Болсобоев Сергей Сотихонович. Сделал мастер в Алле уже электрический станок.
... Почему-то в Дырене к нему относились снисходительно, часто с улыбкой. Может быть, забавно иногда чудил, смешил всех.
Вот расскажу-ка два эпизода из жизни ветерана.
В школьные годы мы часто выезжали с концертом в соседние сёла. Улюнханская публика однажды с восторгом приняла певцов, чтецов и танцоров нашего класса, часто аплодируя солистам, особенно Сэсэг, Баиру, Цыдыпу, Мише. Очень хорошо пел Жаргал. В зале после исполнения им песни раздавались возгласы «Бис!» и «Браво!». А следующая его песня вызвала настоящую бурю восторга.
Позже нам стало известно, что появлению возгласов «Бис!» и «Браво!» благодарная публика обязана эмоциональным итальянцам, кричавшим актёрам «Bis!» («дважды», «два раза», «повторить») и «Bravo!» («смело», «молодец», «отлично»).
Послышались тогда в Улюнханском клубе возгласы и на русском: «Вот молодец!», «Здорово!» ... Это был местный «дед Щукарь», завсегдатай таких мероприятий - Цырен Дорбозоев.
Приветствуемый особенно шумно и сам вошедший в азарт, Жаргал подошёл к рампе, поклонился и стал спрашивать у старика: «По-русски, по-бурятски? … Повторяю, по-русски, по-бурятски?». То бишь, уточните, мол, ваш заказ - на каком языке мне исполнять следующую песню?
*****
В верхнем Дырене есть урочище под названием «Аман». Вот в этой местности лесники из Улюнханского Кордона заготавливали сено для своих лошадей. Бригада лесовщиков имела также сенокосные угодья на заимке «Хоолой». Итак, «Хоолой» и «Аман»...
Поваром у лесников числился тогда Цырен Дорбозоев. Однажды из города в Курумканский район приехал для инспекции хода заготовки кормов для скота молодой инструктор обкома партии. И вот прошёл слух, что местный острослов Цырен Дорбозоев имел «дерзость» вести себя неподобающим образом с высоким чином из столицы республики.
Дело в том что на стоянке в это время находился один только повар и столичный чиновник здоровался с ним на бурятском языке «Сайн байна!». На вопрос «Где ваша бригада?» - Дорбозоев ответил на бурятском: «Мүнѳѳдэр Хоолойёо дууhаад, малгаадэр Амандаа орохомнай». «Вельможе» это не понравилось и он несдержанно произнёс: «Не понимаю, говори по-русски!». Цырен Дорбозоев, долго не думая, ответил: «Сегодня хотим завершить Горло, чтобы завтра приступить ко Рту!».
Бригадного кашевара обвинили в посягательстве на невнимание к личности обкомовского работника и несколько дней «таскали» его по кабинетам совхозной конторы, даже райцентра, и задавали крепко трепку…
*****
... С началом Великой Отечественной войны сомонный совет в с. Ягдык напоминал военный штаб. Отправка сотен мужчин на фронт, сплочение всех сил сельчан для приближения победы…
На фронт были призваны 238 молодых ребят. Домой вернулись всего лишь 90 наших земляков, многие из них - с ранениями. На полях сражений остались 148 человек убитыми, 9 красноармейцев попали в плен, семеро из них находились в немецких концлагерях и шталагах, четверо узников остались живыми.
… Приближается день 80-летия окончания Второй мировой войны, и нет ни одной российской семьи, которую не коснулась бы печаль и трагедия тех далёких лет, и нет ни одного равнодушного человека, который бы не пропустил через своё сердце боль утрат и потерь времени, опалённого войной и человеческим горем.
Вечная слава героям, павшим на полях великой битвы за жизнь грядущих поколений, вечная память всем пережившим войну, но не дожившим до сегодняшнего дня, низкий поклон всем участникам войны, труженикам тыла, «детям войны», кому доведётся увидеть огни праздничного салюта 3 Сентября!
Цыренжаб Чойропов, краевед, журналист, публицист.
*****
Дополнение.
Всю округу однажды потрясла весть о том, что Цырен приобрёл настоящую музыкальную скрипку. Хозяин - барин. Он сам не умел играть. Скрипку установил в «красном углу» своего скромного домика. Имею право. Никто из деревни, ни родные не смогли объяснить неожиданный поступок односельчанина да и не спрашивали, зная его характер.
Думаю, что мысль о приобретении музыкального инструмента возникла у него давно как сильное впечатление от увиденного на фронте. Война. Простые люди. Философский вопрос. Почему простой немецкий народ пошёл на войну. Цырен, как обыкновенный смышлёный деревенский парень, увидел как жили заграницей простолюдины, проживая у них на постое. Видел что почти у всех имелась библиотека или музыкальный инструмент, большой гардероб. А мы - россияне? Тут каждый из нынешних наших земляков сможет раскрыть событие философски-психологически…
2098