17 августа 2025 года Муслиму Магомаеву (1942-2008) - певцу, народному артисту СССР, голосу целой эпохи - исполнилось бы 83 года. Многие его песни стали классикой эстрады.
Мать Муслима Магомаева - Айшет Ахмедовна Магомаева (Кинжалова) служила 3 года в Русском драматическом театре г. Улан-Удэ (Бурятия).
Родилась она 18 ноября 1921 года в ауле Шенджий Адыгейской автономной области. Окончила Краснодарское педагогическое училище (1936), Московский государственный институт театрального искусства (1941).
Муж Айшет Кинжаловой (это девичья её фамилия) - Магомет Муслимович Магомаев погиб под Берлином за три дня до окончания Великой Отечественной войны. После гибели мужа Айшет по мусульманским обычаям должна была остаться в его семье, но она очень любила театр, поэтому не стала соблюдать традиции и уехала в Вышний Волочек, а родственники мальчика по отцовской линии забрали сына у матери и сами занялись его воспитанием.
Айшет второй раз вышла замуж за актёра Леонида Кафку, родила сына Юрия и дочь Татьяну, а позже они перебрались в Улан-Удэ.
Муслим Магомаев в мемуарах вспоминал: «Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу её ни в чём винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре. Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями».
Леонид Кафка тоже служил в русском драмтеатре г. Улан-Удэ. Нередко вместе с детьми Юрой и Таней приходил в театр (на ул. Ленина, 46) встречать жену после спектакля. Жили они в доме актёра, на улице Смолина (у нынешней Театральной площади).
«Я тогда не знала, что Айшет Ахметовна - мать Муслима Магомаева, да и никто в театре не знал. Только однажды, когда мы с ней сидели рядышком и гримировались перед спектаклем, она мне по секрету шепнула, что получила письмо от сына и сказала, что он учится в «Ла Скала». Позже я узнала, что её сын - Магомаев, но никому об этом в театре не говорила, да и зачем? Она молчала об этом, и я тоже», - рассказывала её коллега Нэлли Мальцева.
[В 1964-1965 годах Муслим Магомаев проходил стажировку в миланском театре «Ла Скала», сообщается на сайте ВКонтакте. Он стажировался там, а затем вернулся в СССР и выступал в спектаклях, таких как «Тоска» и «Севильский цирюльник». Несмотря на предложение стать частью труппы Большого театра СССР, он отказался, желая оставаться свободным в выборе репертуара, пишет Радио Орфей].
Александр Фёдорович Турчанинов-Родин, артист драмтеатра в Улан-Удэ, вспоминал: «Она в нашем театре работала года три, всегда была востребована, были спектакли, где она пела, играла на гитаре. У неё были ярко выраженные восточно-азиатские черты лица, Муслим на неё очень похож. В «Барабанщице» мы с ней вместе играли. Я - мальчика по имени Эдик, а она - Зойку. Потом месяца полтора вместе ездили с гастролями по республике. Ехали на поезде от Мысовой до Петровского завода. Останавливались, играли и ехали дальше. Уставали, конечно, но жили очень весело, дружно».
Коллеги вспоминали. Айшет Кинжалова в Улан-Удэ играла во многих спектаклях: в «Весёлке», «В поисках радости», «Почему улыбаются звёзды», «Барабанщице». На спектакли с её участием всегда были аншлаги, очереди за билетами стояли огромные - вдоль всей улицы Ленина от Госбанка до театра.
«Айшет Кинжалова пользовалась хорошей репутацией в коллективе, коллеги к ней относились уважительно. Там, где появлялась она, всегда были улыбки, хорошие разговоры. Она была очень контактным, добродушным человеком. Не секрет, что в театре иногда возникают неприязненные отношения между актрисами одного амплуа. С Айшет Ахметовной такого никогда не случалось».
«Потрясающая женщина, великолепная актриса, красавица необыкновенная!».
«Это была совершенно потрясающая, очень общительная, чуткая женщина, особенно по отношению к нам, начинающим артистам».
Она дружила с Ириной Михайловной Панковой, которая о ней тоже всегда хорошо отзывалась, да и мужской состав к ней относился очень дружелюбно. Но о личной жизни актрисы мало что было известно.
После нескольких лет работы в Улан-Удэ, она уехала в Северодвинск вслед за режиссёром Юрием Коршуном, который позвал её с собой в другой театр. А в архивах театра имени Н.А. Бестужева осталась память о её пребывании здесь - фотографии со сценами из спектаклей и программки, на которых значится имя Айшет Кинжаловой.
С 1971 года - актриса Мурманского областного драматического театра. С 1978 года на пенсии, жила в Мурманске. Ушла из жизни 21 августа 2003 года (г. Мурманск).
(При написании поста использованы материалы Елены Капустиной).
На снимке: маленький Муслим Магомаев с мамой Айшет Ахметовной; А.А. Кинжалова (Магомаева) - в бурятском национальном халате (фото предоставлено Ларисой Золотухиной).
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
Мать Муслима Магомаева - Айшет Ахмедовна Магомаева (Кинжалова) служила 3 года в Русском драматическом театре г. Улан-Удэ (Бурятия).
Родилась она 18 ноября 1921 года в ауле Шенджий Адыгейской автономной области. Окончила Краснодарское педагогическое училище (1936), Московский государственный институт театрального искусства (1941).
Муж Айшет Кинжаловой (это девичья её фамилия) - Магомет Муслимович Магомаев погиб под Берлином за три дня до окончания Великой Отечественной войны. После гибели мужа Айшет по мусульманским обычаям должна была остаться в его семье, но она очень любила театр, поэтому не стала соблюдать традиции и уехала в Вышний Волочек, а родственники мальчика по отцовской линии забрали сына у матери и сами занялись его воспитанием.
Айшет второй раз вышла замуж за актёра Леонида Кафку, родила сына Юрия и дочь Татьяну, а позже они перебрались в Улан-Удэ.
Муслим Магомаев в мемуарах вспоминал: «Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу её ни в чём винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре. Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями».
Леонид Кафка тоже служил в русском драмтеатре г. Улан-Удэ. Нередко вместе с детьми Юрой и Таней приходил в театр (на ул. Ленина, 46) встречать жену после спектакля. Жили они в доме актёра, на улице Смолина (у нынешней Театральной площади).
«Я тогда не знала, что Айшет Ахметовна - мать Муслима Магомаева, да и никто в театре не знал. Только однажды, когда мы с ней сидели рядышком и гримировались перед спектаклем, она мне по секрету шепнула, что получила письмо от сына и сказала, что он учится в «Ла Скала». Позже я узнала, что её сын - Магомаев, но никому об этом в театре не говорила, да и зачем? Она молчала об этом, и я тоже», - рассказывала её коллега Нэлли Мальцева.
[В 1964-1965 годах Муслим Магомаев проходил стажировку в миланском театре «Ла Скала», сообщается на сайте ВКонтакте. Он стажировался там, а затем вернулся в СССР и выступал в спектаклях, таких как «Тоска» и «Севильский цирюльник». Несмотря на предложение стать частью труппы Большого театра СССР, он отказался, желая оставаться свободным в выборе репертуара, пишет Радио Орфей].
Александр Фёдорович Турчанинов-Родин, артист драмтеатра в Улан-Удэ, вспоминал: «Она в нашем театре работала года три, всегда была востребована, были спектакли, где она пела, играла на гитаре. У неё были ярко выраженные восточно-азиатские черты лица, Муслим на неё очень похож. В «Барабанщице» мы с ней вместе играли. Я - мальчика по имени Эдик, а она - Зойку. Потом месяца полтора вместе ездили с гастролями по республике. Ехали на поезде от Мысовой до Петровского завода. Останавливались, играли и ехали дальше. Уставали, конечно, но жили очень весело, дружно».
Коллеги вспоминали. Айшет Кинжалова в Улан-Удэ играла во многих спектаклях: в «Весёлке», «В поисках радости», «Почему улыбаются звёзды», «Барабанщице». На спектакли с её участием всегда были аншлаги, очереди за билетами стояли огромные - вдоль всей улицы Ленина от Госбанка до театра.
«Айшет Кинжалова пользовалась хорошей репутацией в коллективе, коллеги к ней относились уважительно. Там, где появлялась она, всегда были улыбки, хорошие разговоры. Она была очень контактным, добродушным человеком. Не секрет, что в театре иногда возникают неприязненные отношения между актрисами одного амплуа. С Айшет Ахметовной такого никогда не случалось».
«Потрясающая женщина, великолепная актриса, красавица необыкновенная!».
«Это была совершенно потрясающая, очень общительная, чуткая женщина, особенно по отношению к нам, начинающим артистам».
Она дружила с Ириной Михайловной Панковой, которая о ней тоже всегда хорошо отзывалась, да и мужской состав к ней относился очень дружелюбно. Но о личной жизни актрисы мало что было известно.
После нескольких лет работы в Улан-Удэ, она уехала в Северодвинск вслед за режиссёром Юрием Коршуном, который позвал её с собой в другой театр. А в архивах театра имени Н.А. Бестужева осталась память о её пребывании здесь - фотографии со сценами из спектаклей и программки, на которых значится имя Айшет Кинжаловой.
С 1971 года - актриса Мурманского областного драматического театра. С 1978 года на пенсии, жила в Мурманске. Ушла из жизни 21 августа 2003 года (г. Мурманск).
(При написании поста использованы материалы Елены Капустиной).
На снимке: маленький Муслим Магомаев с мамой Айшет Ахметовной; А.А. Кинжалова (Магомаева) - в бурятском национальном халате (фото предоставлено Ларисой Золотухиной).
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России.
4593