Качугские заметки
Анга, как и Качуг - село, где проживает русское население.
Это административный центр Ангинского муниципального образования.
Село находится на реке Большая Анга, на расстоянии 22 километров к востоку от посёлка городского типа Качуг, административного центра района.
В 1946—1953 годах Анга была административным центром Ангинского района.
По данным Всероссийской переписи, в 2010 году в селе проживали 863 человека.
Образование села в 1682 году связано с заимкой Ангинская слобода. В 1643-44 годах русские выходят к северным и западным берегам Байкала. Заселяются верховья рек Ангары, Лены и их притоков.
В 1682 году стольник Иван Петрович Гагарин выделил Киренскому Свято-Троицкому монастырю Ангинскую слободу (заимку) с пахотными и сенокосными землями.
Слобода вскоре расстроилась и превратилась в большое «селение Ангинское», которое в конце XIX — начале XX столетия входило в состав Качугской волости Верхоленского уезда Иркутской губернии. В нем числилось 159 дворов, проживало 511 душ мужского пола и 540 душ женского пола.
Основным занятием населения были землепашество и скотоводство. Из подсобного промысла — охота и рыболовство, извоз, кузнечно-слесарное дело, маслобойное, дегтярное. Занимались изготовлением саней и всех принадлежностей для лошадей. Землю обрабатывали сохами, плугами.
Более зажиточные хозяева пользовались железным плугом, кто победнее – деревянным. Сеяли главным образом рожь, овес, ячмень, пшеницу. Коноплю выращивали для растительного масла и для ткачества.
В селе было четыре мануфактурных лавки и одна мелочная, один магазин хлебных запасов, из виноторговли — два оптовых склада, один питейный дом; на реке стояли мельницы.
С 1908 года действовала второклассная школа имени Московского митрополита Иннокентия для мальчиков, а на пригорке красовалась каменная церковь в стиле барокко, построенная в 1803 году.
Первое упоминание о существовании церкви относится к 1706 году. Перед революцией в приходе церкви числилось более 3200 душ, в том числе из ангинского селения 1051 прихожанин, остальные — из близлежащих деревень и выселок.
Это информация из газеты "Ленская правда".
Как свидетельство той поры, в Анге сохранилась аллея, мимо которой мы проехали.
С ней связана романтическая история о том, как один местный богач посадил её для жены, чтобы она прогуливалась по этой ней. Конечно, аллея выглядит сейчас не так, как раньше, пришла в упадок, деревья постарели.
По сведениям, первые русские казаки появились в Верхнеленье в 1631 году. Начало завоевания бурятских земель происходило на Зүлхэ (Лене). В таёжных краях. Каждое нападение русских по числу нападавших превышало сторону бурят в десять раз! Десяток огнестрельных против одного бурята с луком. И каждый раз буряты побеждали! Как писали царю сами русские: "Потому что буряты сражались за свою родину!''.
Войны с огромным перевесом противника. И шли они на протяжении долгого времени. В связи с чем казаки были вынуждены построить Верхоленский острог в 1641 году.
"Военное противостояние продолжилось до 1648 года. После безуспешных кровопролитных сражений в 1644-1648 гг. верхоленские эхириты пришли к выводу о мирном решении вопроса с русскими. В местечке речки Куданцы (Подток) — современная граница Качугского и Баяндаевского района, состоялось собрание бурятской знати Верхнеленья, где было принято предложение прекратить вооруженное противостояние и принять подданство русского царя. Выбрали делегацию, в которую вошли шаман Олинга, два брата-богатыря из Балтая Хашха и Дорье. Они поехали в Верхоленский острог на переговоры, которые завершились успешно", - пишет качугский краевед Георгий Асхаев.
... Эхириты не забывают о своей прародине. «Рождение нашего места — широкая Лена великая, охоты же нашей угодья — Анга и Залог» — так молятся буряты при проведении шаманского обряда, где бы они не находились.
Также баргузинские буряты помнят о том, что они переселились в Баргузинскую долину из урочища Анга, что находится в Иркутской губернии Верхоленского округа, примерно в 1740-х годах. Об этом написано в их летописях.
В этой поездке я наблюдала, как фермеры Анги косят траву на землях бывших бурятских улусов.
Буряты уезжают, то, естественно, их земли есть кому забрать.
Раз пустует земля, сначала будут косить чужой участок. А потом присвоят. Раз нет хозяев. При этом брошенный участок может гореть и угрожать другим участкам. Тем же русским соседям. Так что правда - она двояка. Наконец, есть сроки по закону. Раз покинута земля, найдутся те, кому она приглянется. Разве не так?
Дулма Баторова, газета "Нютаг хэлэн / Диалекты"
На фотографиях: "Священное место бурятов на правом берегу Лены. Гравюра из издания "Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении". 1881-1901 гг. (фото взято из публикации Г. Асхаева) аллея в Анге; виды Загулана и Кузнецов.
Фото автора.
Анга, как и Качуг - село, где проживает русское население.
Это административный центр Ангинского муниципального образования.
Село находится на реке Большая Анга, на расстоянии 22 километров к востоку от посёлка городского типа Качуг, административного центра района.
В 1946—1953 годах Анга была административным центром Ангинского района.
По данным Всероссийской переписи, в 2010 году в селе проживали 863 человека.
Образование села в 1682 году связано с заимкой Ангинская слобода. В 1643-44 годах русские выходят к северным и западным берегам Байкала. Заселяются верховья рек Ангары, Лены и их притоков.
В 1682 году стольник Иван Петрович Гагарин выделил Киренскому Свято-Троицкому монастырю Ангинскую слободу (заимку) с пахотными и сенокосными землями.
Слобода вскоре расстроилась и превратилась в большое «селение Ангинское», которое в конце XIX — начале XX столетия входило в состав Качугской волости Верхоленского уезда Иркутской губернии. В нем числилось 159 дворов, проживало 511 душ мужского пола и 540 душ женского пола.
Основным занятием населения были землепашество и скотоводство. Из подсобного промысла — охота и рыболовство, извоз, кузнечно-слесарное дело, маслобойное, дегтярное. Занимались изготовлением саней и всех принадлежностей для лошадей. Землю обрабатывали сохами, плугами.
Более зажиточные хозяева пользовались железным плугом, кто победнее – деревянным. Сеяли главным образом рожь, овес, ячмень, пшеницу. Коноплю выращивали для растительного масла и для ткачества.
В селе было четыре мануфактурных лавки и одна мелочная, один магазин хлебных запасов, из виноторговли — два оптовых склада, один питейный дом; на реке стояли мельницы.
С 1908 года действовала второклассная школа имени Московского митрополита Иннокентия для мальчиков, а на пригорке красовалась каменная церковь в стиле барокко, построенная в 1803 году.
Первое упоминание о существовании церкви относится к 1706 году. Перед революцией в приходе церкви числилось более 3200 душ, в том числе из ангинского селения 1051 прихожанин, остальные — из близлежащих деревень и выселок.
Это информация из газеты "Ленская правда".
Как свидетельство той поры, в Анге сохранилась аллея, мимо которой мы проехали.
С ней связана романтическая история о том, как один местный богач посадил её для жены, чтобы она прогуливалась по этой ней. Конечно, аллея выглядит сейчас не так, как раньше, пришла в упадок, деревья постарели.
По сведениям, первые русские казаки появились в Верхнеленье в 1631 году. Начало завоевания бурятских земель происходило на Зүлхэ (Лене). В таёжных краях. Каждое нападение русских по числу нападавших превышало сторону бурят в десять раз! Десяток огнестрельных против одного бурята с луком. И каждый раз буряты побеждали! Как писали царю сами русские: "Потому что буряты сражались за свою родину!''.
Войны с огромным перевесом противника. И шли они на протяжении долгого времени. В связи с чем казаки были вынуждены построить Верхоленский острог в 1641 году.
"Военное противостояние продолжилось до 1648 года. После безуспешных кровопролитных сражений в 1644-1648 гг. верхоленские эхириты пришли к выводу о мирном решении вопроса с русскими. В местечке речки Куданцы (Подток) — современная граница Качугского и Баяндаевского района, состоялось собрание бурятской знати Верхнеленья, где было принято предложение прекратить вооруженное противостояние и принять подданство русского царя. Выбрали делегацию, в которую вошли шаман Олинга, два брата-богатыря из Балтая Хашха и Дорье. Они поехали в Верхоленский острог на переговоры, которые завершились успешно", - пишет качугский краевед Георгий Асхаев.
... Эхириты не забывают о своей прародине. «Рождение нашего места — широкая Лена великая, охоты же нашей угодья — Анга и Залог» — так молятся буряты при проведении шаманского обряда, где бы они не находились.
Также баргузинские буряты помнят о том, что они переселились в Баргузинскую долину из урочища Анга, что находится в Иркутской губернии Верхоленского округа, примерно в 1740-х годах. Об этом написано в их летописях.
В этой поездке я наблюдала, как фермеры Анги косят траву на землях бывших бурятских улусов.
Буряты уезжают, то, естественно, их земли есть кому забрать.
Раз пустует земля, сначала будут косить чужой участок. А потом присвоят. Раз нет хозяев. При этом брошенный участок может гореть и угрожать другим участкам. Тем же русским соседям. Так что правда - она двояка. Наконец, есть сроки по закону. Раз покинута земля, найдутся те, кому она приглянется. Разве не так?
Дулма Баторова, газета "Нютаг хэлэн / Диалекты"
На фотографиях: "Священное место бурятов на правом берегу Лены. Гравюра из издания "Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении". 1881-1901 гг. (фото взято из публикации Г. Асхаева) аллея в Анге; виды Загулана и Кузнецов.
Фото автора.
2043