К 150-летию миграции части баргузинских бурят в «южные края».
Около 1875 года часть населения Баргузинской долины - 341 семья - укочевала, перевалив через Икатский хребет, на юго-восток, через Баунт и Еравну - в Забайкалье, во Внешнюю и Внутреннюю Монголию. Их предводителем был Суван Хамнаев - из рода тайшей Баргузинской Степной думы. Число покинувших родину составило немалую часть населения долины. (Cм.: Чойропов Ц.Ц. Через Икатский хребет // Огни Курумкана, № 37, 16.09.2016 г.).
Что побудило наших предков оставить насиженный, обжитой край, с богатыми природными ресурсами, разнообразным животным миром и удивительно красивой природой?
В 1860-х годах между сановными братьями Суваном и Сахаром Хамнаевыми возникли какие-то недоразумения-распри, в которые вольно или невольно было вовлечено всё баргузинское население, в дальнейшем разделившееся на два лагеря.
[Суван и Сахар Хамнаевы (как и остальные братья Николай, Бадма, Константин, Иван) родились в семье Хамная Цанкирова и Сойжид Чубулаевой. Их отец - Хамнай Цанкиров - был главным тайшой Баргузинской Степной думы в 1827-1846 гг.].
Выдвигались разные причины пререканий и размолвки между братьями:
1) «Кто на свете всех умнее?» / «Сэсээ буляалдаа»;
2) Ссора из-за раздела имущества, внутренние распри по поводу размещения ресурсов;
3) Неравное распределение власти, превосходство одного над другим, что привело к расколу между сторонниками первого и второго;
4) Размолвка из-за разных убеждений по выбору способа производства, к примеру, между Сахаром, сторонником земледелия и хлебопашества, и Суваном, апологетом традиционных видов животноводства;
5) Столкновение интересов из-за разных религиозных убеждений, например, между Сахаром, последователем традиционной «чёрной веры», и Суваном, приверженцем зародившейся на территории края новой, «жёлтой веры»;
6) Нелады между братьями начались из-за разного подхода к будущности родного края. Путь и направление развития у Сахара связывались с «западничеством». А Суван настаивал на сближение с тибето-монгольским миром.
7) Нехватка земель, пастбищных и околопастбищных угодий, их засушливость.
Что касается последней 7-й позиции, такую «объективистскую» точку зрения отстаивает известный наш краевед Батожаб Раднаев. Он пишет, что материалы о перекочевке в архивах есть: «Бескормица скота, длившаяся около десяти с лишним лет, вынудила часть баргузинских бурят откочевать в соседние Читинский и Нерчинский округа. Откочёвки баргузинцев продолжались с 1870 г. по 1875 г. 6 марта 1875 г. для предотвращения откочёвок бурят баргузинским окружным исправником было дано предписание Степной думе поставить караулы на реках Иките и Ине. Подробности откочёвки баргузинских бурят содержатся в Деле Баргузинской степной думы о выкочёвке баргузинских бурят в Читинский и Нерчинский округа (1875 г.). - НАРБ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1754, или https://cyberleninka.ru/.../arhivnye-dokumenty-po-istorii...
Всё же, на наш взгляд, причины ухода - в других обстоятельствах. Ссора, обиды, непонимание... Земель и воды ведь было предостаточно. К тому же, Куйтунские просторы тогда не были распаханы.
В «Летописи баргузинских бурят 1887 года» и других архивных документах - нигде нет упоминания о переселении баргузинских бурят на «юга» в 1870-х годах.
О Суване Хамнаеве мало что есть в архивах. Есть краткое упоминание, что «в этом году Суван со своими людьми примкнул к инородческой управе князя Гантимурова».
Правда, описан один прецедент. «Среди многочисленных дел, попавших в судопроизводство Дум, несколько особняком стоят дела, в которых отмечены «вредные» речи, направленные против установленной власти. В числе таковых дело Сувана Хамнаева по Баргузинскому ведомству, который был уличён в распространении порочащих слухов в отношении прибывающего в Баргузин царского чиновника.
Интересно, что делу не дали дальнейшего хода, так как распространитель слухов оказался младшим братом главного тайши ведомства Сахара Хамнаева». // Даржаев С.Ю. Суд и судопроизводство у бурят в XIX - начале XX в. - Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 15. Июнь 2008 г. - С. 1».
И недавно нам удалось получить дополнительно материалы из Государственного архива Республики Бурятия. Вот некоторые выдержки из полученного письма.
В одном документе об административно-судебной власти в Баргузинском бурятском ведомстве есть запись: «Другим примером наказания за подстрекательство против родовой власти является наказание Сувана Хамнаева, брата Сахара Хамнаева, возглавившего оппозицию в Баргузинском ведомстве. Об этом говорится в заключении к годовому отчёту о состоянии ведомства за 1867 г.: «… с давних пор продолжаются беспорядки и ослушания, дерзости со стороны нескольких бурят по подстрекательству Сувана Хамнаева. Они не довольны местной властью, родоначальником …».
По этому поводу были приняты меры - Сувана Хамнаева заключили в тюремное помещение при Баргузинском земском управлении, некоторых исключили из общества баргузинских бурят».
[В администативном отношении Баргузинская Степная дума являлась высшим органом местного самоуправления; дума в своей деятельности подчинялась и была подотчётна Баргузинскому окружному управлению].
В «Рапорте № 49 Баргузинской Степной думы - Баргузинскому окружному исправнику с ходатайством о наказании Николая Хамнаева и Ирдыни Октофеева за ложное обвинение Сахара Хамнаева», от 25 мая 1870 г., с. Улюн, № 292 указывается, что жалоба их «на неправильные действия главного тайши» является совершенно ложной. Далее говорится, что во главе этих тяжб с жалобами стоит Суван Хамнаев (ист.: ГАРБ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1444. Л. 3-4. Рукопись. Копия.).
… Баргузинские буряты были недовольны раздором среди братьев - сыновей тайши Хамная Цанкирова, так как с ним в неизвестный путь направилась часть их родственников. Но везде борьба за власть сеет раздоры между близкими, родными…
Цырен Цыдыпович Чойропов, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ, кавалер медали Агвана Доржиева.
Около 1875 года часть населения Баргузинской долины - 341 семья - укочевала, перевалив через Икатский хребет, на юго-восток, через Баунт и Еравну - в Забайкалье, во Внешнюю и Внутреннюю Монголию. Их предводителем был Суван Хамнаев - из рода тайшей Баргузинской Степной думы. Число покинувших родину составило немалую часть населения долины. (Cм.: Чойропов Ц.Ц. Через Икатский хребет // Огни Курумкана, № 37, 16.09.2016 г.).
Что побудило наших предков оставить насиженный, обжитой край, с богатыми природными ресурсами, разнообразным животным миром и удивительно красивой природой?
В 1860-х годах между сановными братьями Суваном и Сахаром Хамнаевыми возникли какие-то недоразумения-распри, в которые вольно или невольно было вовлечено всё баргузинское население, в дальнейшем разделившееся на два лагеря.
[Суван и Сахар Хамнаевы (как и остальные братья Николай, Бадма, Константин, Иван) родились в семье Хамная Цанкирова и Сойжид Чубулаевой. Их отец - Хамнай Цанкиров - был главным тайшой Баргузинской Степной думы в 1827-1846 гг.].
Выдвигались разные причины пререканий и размолвки между братьями:
1) «Кто на свете всех умнее?» / «Сэсээ буляалдаа»;
2) Ссора из-за раздела имущества, внутренние распри по поводу размещения ресурсов;
3) Неравное распределение власти, превосходство одного над другим, что привело к расколу между сторонниками первого и второго;
4) Размолвка из-за разных убеждений по выбору способа производства, к примеру, между Сахаром, сторонником земледелия и хлебопашества, и Суваном, апологетом традиционных видов животноводства;
5) Столкновение интересов из-за разных религиозных убеждений, например, между Сахаром, последователем традиционной «чёрной веры», и Суваном, приверженцем зародившейся на территории края новой, «жёлтой веры»;
6) Нелады между братьями начались из-за разного подхода к будущности родного края. Путь и направление развития у Сахара связывались с «западничеством». А Суван настаивал на сближение с тибето-монгольским миром.
7) Нехватка земель, пастбищных и околопастбищных угодий, их засушливость.
Что касается последней 7-й позиции, такую «объективистскую» точку зрения отстаивает известный наш краевед Батожаб Раднаев. Он пишет, что материалы о перекочевке в архивах есть: «Бескормица скота, длившаяся около десяти с лишним лет, вынудила часть баргузинских бурят откочевать в соседние Читинский и Нерчинский округа. Откочёвки баргузинцев продолжались с 1870 г. по 1875 г. 6 марта 1875 г. для предотвращения откочёвок бурят баргузинским окружным исправником было дано предписание Степной думе поставить караулы на реках Иките и Ине. Подробности откочёвки баргузинских бурят содержатся в Деле Баргузинской степной думы о выкочёвке баргузинских бурят в Читинский и Нерчинский округа (1875 г.). - НАРБ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1754, или https://cyberleninka.ru/.../arhivnye-dokumenty-po-istorii...
Всё же, на наш взгляд, причины ухода - в других обстоятельствах. Ссора, обиды, непонимание... Земель и воды ведь было предостаточно. К тому же, Куйтунские просторы тогда не были распаханы.
В «Летописи баргузинских бурят 1887 года» и других архивных документах - нигде нет упоминания о переселении баргузинских бурят на «юга» в 1870-х годах.
О Суване Хамнаеве мало что есть в архивах. Есть краткое упоминание, что «в этом году Суван со своими людьми примкнул к инородческой управе князя Гантимурова».
Правда, описан один прецедент. «Среди многочисленных дел, попавших в судопроизводство Дум, несколько особняком стоят дела, в которых отмечены «вредные» речи, направленные против установленной власти. В числе таковых дело Сувана Хамнаева по Баргузинскому ведомству, который был уличён в распространении порочащих слухов в отношении прибывающего в Баргузин царского чиновника.
Интересно, что делу не дали дальнейшего хода, так как распространитель слухов оказался младшим братом главного тайши ведомства Сахара Хамнаева». // Даржаев С.Ю. Суд и судопроизводство у бурят в XIX - начале XX в. - Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 15. Июнь 2008 г. - С. 1».
И недавно нам удалось получить дополнительно материалы из Государственного архива Республики Бурятия. Вот некоторые выдержки из полученного письма.
В одном документе об административно-судебной власти в Баргузинском бурятском ведомстве есть запись: «Другим примером наказания за подстрекательство против родовой власти является наказание Сувана Хамнаева, брата Сахара Хамнаева, возглавившего оппозицию в Баргузинском ведомстве. Об этом говорится в заключении к годовому отчёту о состоянии ведомства за 1867 г.: «… с давних пор продолжаются беспорядки и ослушания, дерзости со стороны нескольких бурят по подстрекательству Сувана Хамнаева. Они не довольны местной властью, родоначальником …».
По этому поводу были приняты меры - Сувана Хамнаева заключили в тюремное помещение при Баргузинском земском управлении, некоторых исключили из общества баргузинских бурят».
[В администативном отношении Баргузинская Степная дума являлась высшим органом местного самоуправления; дума в своей деятельности подчинялась и была подотчётна Баргузинскому окружному управлению].
В «Рапорте № 49 Баргузинской Степной думы - Баргузинскому окружному исправнику с ходатайством о наказании Николая Хамнаева и Ирдыни Октофеева за ложное обвинение Сахара Хамнаева», от 25 мая 1870 г., с. Улюн, № 292 указывается, что жалоба их «на неправильные действия главного тайши» является совершенно ложной. Далее говорится, что во главе этих тяжб с жалобами стоит Суван Хамнаев (ист.: ГАРБ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1444. Л. 3-4. Рукопись. Копия.).
… Баргузинские буряты были недовольны раздором среди братьев - сыновей тайши Хамная Цанкирова, так как с ним в неизвестный путь направилась часть их родственников. Но везде борьба за власть сеет раздоры между близкими, родными…
Цырен Цыдыпович Чойропов, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ, кавалер медали Агвана Доржиева.
1413