День Эвенкийской Природы - 2 августа 2025 года.
Эвенки Дырена.
Дыренские эвенки приехали в местность Тазы Курумканского аймака в основном из Белых Вод, Читкана, Уро, Суво, Бодона, Душелана, Кабаржана Баргузинского аймака. Они разместились в урочищах Самаахай, Кынкысер, Булуухаан, Сыем, Джирга, Мунчо, Чальчигир, Бирянхуур, Умхей, Ентэхэк, Ботолло, Оолсо, Алла, Ягдык. Поэтому эти места носят эвенкийские названия. Например, Дырен («дыраан» - «устье реки»), Алла («олло» - «рыба»), Ягдык («джагдак» - «сосна»), Оолсо («осина») и т.д.
У эвенков издавна сложился промыслово-охотничий тип хозяйствования. Объектом пушного промысла эвенков являлись соболь и белка - главные источники для приобретения средств существования, из «мясных» животных - изюбрь, лось, косуля, кабарга. Промысел на крупных зверей вёлся круглый год, а на пушных - поздней осенью и зимой. Баргузинские эвенки на промысле передвигались пешком и на лыжах. А также, естественно, промысел был немыслим без помощи специально обученной собаки.
Кочевой образ жизни эвенка не позволял вести хозяйство систематически. По мере переселения бурят и русских в район Баргузина в середине XVII века, в результате хозяйственного и культурного общения у эвенков постепенно развивается скотоводство.
Развитие товарно-денежных отношений пагубно отразилось на хозяйстве эвенков. Неэквивалентный обмен товаров на пушнину, произвольно устанавливаемые цены на товары самими торговцами - «тунгусниками» и, наконец, «огненная вода», тайно доставляемая спиртоносами, окончательно подорвали маломощное натуральное хозяйство эвенков. Главное орудие торговой эксплуатации - система кредита - вынудила большинство эвенков попасть в кабалу к торговцам. Так, долг баунтовских эвенков купцам и торговцам в 1900 году составлял 6006 рублей - сумма в те времена более чем внушительная.
…Мы уже писали о динамичных и позитивных изменениях в быту и жизни эвенков во второе и третье десятилетия ХХ века. Важное значение на этом качественно новом этапе истории народов Севера России имел «Интегралсоюз» (1927-1936 гг.), объединивший функции потребительско-снабженческой и производственной кооперации. Он доставлял местным жителям орудия производства и предметы потребления, заготовлял продукцию их охоты и промыслов, вёл культурно-бытовое обслуживание, оказывал лечебную помощь. Вот что рассказывал ветеран труда Цыден Удаулович Вачеланов: «В 1920-е-1930-е годы Тазы находились в подчинении Баунтовского района. В Тазах работал магазин «Интегралсоюз». Из Баунта на оленях возили по тропе Джирга - Улгана товары и продукты».
Все эти годы «Интегралсоюз» был важным местом торговли и общения между эвенками и бурятами. Эвенки привозили и продавали бурятам табак, спички, чай, соль, сатин, ситец и далимбу, а буряты взамен давали эвенкам масло, шерсть, молочные продукты аарса, бозо, архи - молочную водку. Основным занятием были охота и рыболовство в озёрах Окунёво и Боолон-Тумэр.
Постановлением Президиума ВЦИК от 20 июня 1924 года был образован Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИКа (Комитет Севера). Комитет Севера (1924-1935 гг.) начал свою деятельность с организации экспедиций с участием медиков как для обследования быта народов Севера, так и проведения работ по охране их здоровья. Комитет содействовал созданию органов новой власти (туземных Советов) и культурно-просветительских организаций, соответствующих местным условиям. В декабре 1925 года был создан Бурятский комитет Севера, который более 10 лет руководил хозяйственным и культурным строительством на севере республики.
Коллективизация в конце 1920-х - начале 1930-х годов проходила с учётом особенностей экономического и культурного развития местного населения. Цыден Удаулович Вачеланов, 1892 года рождения, был организатором и первым председателем эвенкийского колхоза «Омакта бидэ» - «Новая жизнь» в Тазах. В 1943 году эвенки Тазов объединились с бурятским колхозом имени Ленина (с центром в ул. Ягдык). В то время колхоз имел 3800 голов крупного рогатого скота, 4900 овец и коз, 800 лошадей. С тех пор прошло, стало быть, 82 года.
Ц.У. Вачеланов, как и многие его сородичи, прекрасно знал историю, этнографию, астрологию, обычаи и традиции своего народа. Придерживаясь всех этих премудростей жизни, эвенки строили свою жизнь. Особенно они близки охотникам, которые себя считали частью природы. В тайге эвенк - хозяин. Он найдёт любого зверя по следам и сразу определит, чей этот след и куда ведёт. В дремучем ли лесу, в ущелье ли, между горами он правильно находит ориентировку, чтобы где-то и в чём-то он ошибся или заблудился - такого никогда не было. Природа одарила его этими тонкими качествами. Этот природный дар эвенков - от бога!
Некоторые черты характера и поведения, которые присущи эвенкам, удивили пришлых бурят и русских. Например, «нимат» - обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам. Гостей угощали лучшей пищей. Согласно обычаю, с гостем нужно было поделиться даже последним куском мяса.
…За последнее тридцатилетие уровень политической и культурной активности среди эвенков республики значительно возрос. Общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера в Республике Бурятии» (многолетним руководителем была уроженка Аллы Мария Бодоуловна Бадмаева-Мухутарова, позже - Надежда Андреевна Будаева-Неркаги, сейчас - Надежда Егоровна Шеметова) заявляла о себе в регионе достаточно серьёзно. Активно проводила разные интересные мероприятия общественная организация «Национально-культурная автономия эвенков». В республике был создан национальный эвенкийский избирательный округ (сейчас, к сожалению, его нет). Среди законодателей республики должна быть гарантирована квота на депутата - представителя эвенкийского народа. Эвенки также не представлены в органах исполнительной власти.
В Бурятии существовала эвенкийская радиопередача «Биракан», которая выходила еженедельно по утрам и освещала эвенкийские новости и проблемы на русском и эвенкийском языках. Автором и ведущей эвенкийской программы «Биракан» являлась Зинаида Романовна Делбонова (уроженка Дырена). Удостоена разных наград, дипломов, стала дипломантом конкурса «Лучшие люди Баргузинской долины».
С 1996 года на республиканском телевидении транслируется эвенкийская передача «Улгур», которая выходит также еженедельно. Именно с появлением этой программы культура и традиции древнего эвенкийского народа стали близки и понятны многим телезрителям. Таёжный Баунт и Северный Байкал, Баргузинская долина, коренные жители этих мест, эвенки становились героями этой программы, показывая не только свою культуру и быт, но и поднимая актуальные вопросы своей жизни.
Постановлением Совета Министров РФ в 2003 году два села Курумканского района - Алла и Улюнхан - обрели статус эвенкийских.
…Самаахай - сакральное место поклонения духам всех эвенкийских родов Баргузинской долины. 92-летний старейшина рода Тэпкогир Орочен Степанович Берельтуев совершал обряды поклонения духам своих предков. В одно время он переехал к детям и внукам в город и активно участвовал в культурных мероприятиях родного народа. В летнее время с супругой Марией Иннокентьевной Бахановой обязательно выезжали в родное урочище Джирга (сейчас они живут в ул. Улюнхан). Думается, что роль предводителя на молебнах способен выполнять Геркен Васильевич Вачеланов, имеющий довольно высокий сакральный статус.
В Улюнхане эвенки составляют 20% населения. Среди них подразделяются следующие рода: Тэпкогир, Галдегир, Баликагир, Чолкогир, Асивагат, Нгодягир. И все представители этих родов живут в верхнем Дырене. Наиболее многочисленный род Тэпкогир (известные фамилии Берельтуевых и Степановых), род Чолкогир (Шинкоевы и Бахановы), Асивагат (Лоргоктоевы), Нгодягир (Атакины, Кулугуровы) и другие. Из перечисленных выше родов самый многочисленный - род Тэпкогир, он составляет
50 % всех эвенков.
…Урочище Джирга - самая северная точка Баргузинской долины. Здесь замыкаются Баргузинские и Икатские горы. На самой северной животноводческой точке Курумканского района, жили и живут представители рода Тэпкогир - семья старшего сына Орочена Степановича Берельтуева. Красива и местность Аман. Неожиданно и чётко рисуются могучие скалы. Они, эти скалы, величавы и прекрасны, высокие, изрезанные и отшлифованные ветрами Улганын-Аман.
Эвенки Дырена сегодня также занимаются скотоводством, рыболовством, охотой. Знания, умения, навыки, используемые ими на охоте, прививались детям в школах Дырена известным местным охотником-следопытом Геркеном Васильевичем Вачелановым.
На протяжении многих лет рука об руку дружно живут в одном селе и бурят, и эвенк. В дни Белого месяца, национального праздника Болдёр односельчане собираются по родам и устраивают между собой конкурсы на знание традиций, обычаев, на лучшее исполнение народных песен, ёхора, одёра.
Богата земля дыренская не только природой, но и талантливыми людьми. Это учителя, врачи, учёные и труженики полей и ферм. Вот некоторые из них.
В годы войны и послевоенные годы в Курумканском исполкоме аймсовета заместителем председателя работал инициативный организатор эвенк Пантелеймон Николаевич Баранов. Его брат, Егор Николаевич Баранов, был знаменитым охотником-соболятником.
Большую просветительскую работу проводила педагог эвенкийка Елена Николаевна Родина. По её инициативе в 1950-х годах был организован эвенкийский интернат в селе Ягдык при Кучигерской семилетней школе. Было построено общежитие с хорошей столовой.
После войны вернулся на родину Рочен Самбилович Бодоулов. Работал секретарём комсомольской организации крупнейшего колхоза имени Ленина Дыренского сомсовета. Вскоре P.C. Бодоулова перевели в аппарат Курумканского аймкома партии. Потом долгие годы работал учителем Курумканской средней школы.
В 1950-е годы прокурором Курумканского района был эвенк Чегой Почёткинович Почёткин. В 1959 году, в связи с объединением двух районов, перевёлся на работу в село Баргузин.
Первым машинистом жатки, трактористом, комбайнером, рационализатором был старейший член ВКП(б) Пётр Павлович Миронов (в деревне звали его Петрушка). Всегда улыбчивый и добродушный, среди односельчан пользовался большим уважением, все приходили к нему за помощью и как к мастеру-костоправу. В семье Мироновых прежде всего ценили труд, честность. В атмосфере тёплого семейного очага и дружеских отношений воспитывали детей Петр Павлович и Дулма Гераульевна. Старшая дочь Дарья Петровна - заслуженный учитель школ РСФСР.
Муханай Алексеевич Берельтуев 15 лет заведовал овцеводческо-товарной фермой (ОТФ) колхоза имени Ленина Дыренского сомсовета. Старшие чабаны его бригады Сойжит Болотова, Баржан Малакшинова, Бэржэн Майорова и другие в среднем по отаре получали 3,8-4,0 килограмма шерсти. Шерсть тогда давала 70% дохода хозяйства от реализации сельхозпродуктов. Муханай Берельтуев был принят в партию коммунистов в условиях боевых действий в июне 1942 года под Сталинградом. Вместе с супругой Надеждой Барановой вырастили и воспитали 7 детей. Старшая дочь Эльвира работала дояркой. Ей было присвоено высокое звание заслуженного животновода Бурятской АССР. Средняя дочь Анна работала в родном селе медсестрой. Младшая дочь Дарья Муханаевна - кандидат филологических наук, работала в Хабаровском педагогическом университете (сейчас она переехала в Улан-Удэ). Старший сын Геннадий проработал на разных работах в родном совхозе. Младший сын Валерий - успешный ныне предприниматель. В большом доме всегда был порядок: дети были опрятно одеты, приучены к хорошим манерам и культуре поведения, вежливы и приветливы. Надежда Николаевна была сама приветливой и гостеприимной женщиной, а Муханай Алексеевич - внимательным, заботливым мужем и отцом.
Известна династия семьи Степана Берельтуева, у которого были дочери Цэндэма, Улгээжэн, Санжи. У Цындэмы - сын Георгий и дочь Мария, у Улгээжэн - сын Пётр, у Санжи - сын Павел и дочь Александра, сыновья: Цыдып, Кубусгэй, Дамдин, Орочен. У Цыдыпа 4 сына: Цыден, Цырен, Цыремпил, Эрдэни. У Орочена - 9 детей, у Цыдена, сына Цыдыпа - 9 детей, зятья и невестки - буряты. Все они живут и работают в родном Дырене.
Орочен Степанович Берельтуев является старейшим потомком рода Тэпкогир, он снимался в фильме «Серко», о нём много раз писали в газетах, показывали по телевидению. Вместе с супругой Марией Иннокентьевной - они передовики производства, заслуженные животноводы Бурятской АССР, вырастили и воспитали 9 достойных детей.
Механизатор-комбайнер Галсан (Георгий) Ильич Бираульев не раз становился чемпионом Курумканского района. Был мастером на все руки, наладчиком топливной аппаратуры и аккумуляторщиком. Рядом с ним трудились молодые механизаторы: В.Ц. Вачеланов, В.К. Зылыкеев, В.Е. Баханов. Августина Лаврентьевна и Галсан Ильич вырастили 7 детей. Михаил - механизатор, Галина - экономист, Ирина - учительница, Александр - охранник, Зинаида работает на заводе в Ижевске, Дмитрий - хирург, Зоя - учительница.
Также много детей в семьях эвенков Б.К. Шинкоева, Маричи Дырчиковой, В.М Елбонова, Д.Д. Баханова, Э.Ц. Степанова.
Эвенков, удостоенных высоких почестей и почётных званий, в Дырене много. Александр Николаевич Шубин - кандидат исторических наук, Владимир Дмитриевич Лоргоктоев - поэт, Дарья Петровна Миронова - заслуженный учитель школ Российской Федерации, Ермил Николаевич Баранов - заслуженный работник культуры Российской Федерации, Анна Николаевна Дельбонова - заслуженный работник культуры РБ, отличник народного образования РФ, Цыдып Цыренович Майоров - отличник просвещения РСФСР, Мария Николаевна Туракина - отличник просвещения РСФСР, Дарья Муханаевна Берельтуева - кандидат филологических наук, Елена Дашиевна Миронова - кандидат филологических наук, Мария Иннокентьевна Берельтуева - заслуженный животновод Бурятской АССР, кавалер медали ордена «Трудовой Славы», Эльвира Муханаевна Берельтуева - заслуженный животновод Бурятской АССР, Юлия Иннокентьевна Кулугурова - заслуженный работник культуры Бурятской АССР, Андрей Курканович Елбонов - инженер-связист высшей квалификации, мастер связи СССР, член Совета старейшин при Главе Республики Бурятия, Зоригто Курканович Елбонов - заслуженный работник органов охраны общественного порядка РБ. Многие из них получили профессиональное образование в Институте народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Ленинград - Санкт-Петербург).
Работали или продолжают трудиться в системе здравоохранения Ю.И. Кулугурова, Н.П. Арпиульева, О.Н. Зылыкеева, З.Ц. Вачеланова, Д.Г. Бираулев, М.П. Миронова.
Меня всегда удивлял один демографический «парадокс». Дело в том, что у эвенков средняя продолжительность жизни в целом невысокая, и в то же время количество людей, достигших преклонного возраста, выше, чем у бурят и русских. Я помню таких выдающихся старожилов в Дырене, как Герауль (в бурятском произношении - Гирбал), Хеньхэ, Мэгдауль (Мэгдээбэл), Бодоуль (Бодобол), Цыден Вачеланов. Односительно недавно ушли из жизни старейшая жительница ул. Алла, уважаемая 94-летняя Бодожин Вачеланова, и Марича Дырчикова, которая также достигла высокого возраста за 90 лет. Прожил долгую жизнь (90 лет) участник Великой Отечественной войны из Улюнхана Бато Кокчендуевич Шинкоев.
В заключение хотелось бы выразить восхищение и поблагодарить учеников Улюнханской средней школы, выполнивших интересную исследовательскую работу о родном селе! Автор воспользовался некоторыми материалами этнографического характера из этой работы.
Эвэды омолги, hунаадкин, аяя бини сунду! (Счастливой дороги!).
На снимке: Кисет каптурга эвенкийский. Из сборов С.М. Широкогорова. Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера).
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
Эвенки Дырена.
Дыренские эвенки приехали в местность Тазы Курумканского аймака в основном из Белых Вод, Читкана, Уро, Суво, Бодона, Душелана, Кабаржана Баргузинского аймака. Они разместились в урочищах Самаахай, Кынкысер, Булуухаан, Сыем, Джирга, Мунчо, Чальчигир, Бирянхуур, Умхей, Ентэхэк, Ботолло, Оолсо, Алла, Ягдык. Поэтому эти места носят эвенкийские названия. Например, Дырен («дыраан» - «устье реки»), Алла («олло» - «рыба»), Ягдык («джагдак» - «сосна»), Оолсо («осина») и т.д.
У эвенков издавна сложился промыслово-охотничий тип хозяйствования. Объектом пушного промысла эвенков являлись соболь и белка - главные источники для приобретения средств существования, из «мясных» животных - изюбрь, лось, косуля, кабарга. Промысел на крупных зверей вёлся круглый год, а на пушных - поздней осенью и зимой. Баргузинские эвенки на промысле передвигались пешком и на лыжах. А также, естественно, промысел был немыслим без помощи специально обученной собаки.
Кочевой образ жизни эвенка не позволял вести хозяйство систематически. По мере переселения бурят и русских в район Баргузина в середине XVII века, в результате хозяйственного и культурного общения у эвенков постепенно развивается скотоводство.
Развитие товарно-денежных отношений пагубно отразилось на хозяйстве эвенков. Неэквивалентный обмен товаров на пушнину, произвольно устанавливаемые цены на товары самими торговцами - «тунгусниками» и, наконец, «огненная вода», тайно доставляемая спиртоносами, окончательно подорвали маломощное натуральное хозяйство эвенков. Главное орудие торговой эксплуатации - система кредита - вынудила большинство эвенков попасть в кабалу к торговцам. Так, долг баунтовских эвенков купцам и торговцам в 1900 году составлял 6006 рублей - сумма в те времена более чем внушительная.
…Мы уже писали о динамичных и позитивных изменениях в быту и жизни эвенков во второе и третье десятилетия ХХ века. Важное значение на этом качественно новом этапе истории народов Севера России имел «Интегралсоюз» (1927-1936 гг.), объединивший функции потребительско-снабженческой и производственной кооперации. Он доставлял местным жителям орудия производства и предметы потребления, заготовлял продукцию их охоты и промыслов, вёл культурно-бытовое обслуживание, оказывал лечебную помощь. Вот что рассказывал ветеран труда Цыден Удаулович Вачеланов: «В 1920-е-1930-е годы Тазы находились в подчинении Баунтовского района. В Тазах работал магазин «Интегралсоюз». Из Баунта на оленях возили по тропе Джирга - Улгана товары и продукты».
Все эти годы «Интегралсоюз» был важным местом торговли и общения между эвенками и бурятами. Эвенки привозили и продавали бурятам табак, спички, чай, соль, сатин, ситец и далимбу, а буряты взамен давали эвенкам масло, шерсть, молочные продукты аарса, бозо, архи - молочную водку. Основным занятием были охота и рыболовство в озёрах Окунёво и Боолон-Тумэр.
Постановлением Президиума ВЦИК от 20 июня 1924 года был образован Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИКа (Комитет Севера). Комитет Севера (1924-1935 гг.) начал свою деятельность с организации экспедиций с участием медиков как для обследования быта народов Севера, так и проведения работ по охране их здоровья. Комитет содействовал созданию органов новой власти (туземных Советов) и культурно-просветительских организаций, соответствующих местным условиям. В декабре 1925 года был создан Бурятский комитет Севера, который более 10 лет руководил хозяйственным и культурным строительством на севере республики.
Коллективизация в конце 1920-х - начале 1930-х годов проходила с учётом особенностей экономического и культурного развития местного населения. Цыден Удаулович Вачеланов, 1892 года рождения, был организатором и первым председателем эвенкийского колхоза «Омакта бидэ» - «Новая жизнь» в Тазах. В 1943 году эвенки Тазов объединились с бурятским колхозом имени Ленина (с центром в ул. Ягдык). В то время колхоз имел 3800 голов крупного рогатого скота, 4900 овец и коз, 800 лошадей. С тех пор прошло, стало быть, 82 года.
Ц.У. Вачеланов, как и многие его сородичи, прекрасно знал историю, этнографию, астрологию, обычаи и традиции своего народа. Придерживаясь всех этих премудростей жизни, эвенки строили свою жизнь. Особенно они близки охотникам, которые себя считали частью природы. В тайге эвенк - хозяин. Он найдёт любого зверя по следам и сразу определит, чей этот след и куда ведёт. В дремучем ли лесу, в ущелье ли, между горами он правильно находит ориентировку, чтобы где-то и в чём-то он ошибся или заблудился - такого никогда не было. Природа одарила его этими тонкими качествами. Этот природный дар эвенков - от бога!
Некоторые черты характера и поведения, которые присущи эвенкам, удивили пришлых бурят и русских. Например, «нимат» - обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам. Гостей угощали лучшей пищей. Согласно обычаю, с гостем нужно было поделиться даже последним куском мяса.
…За последнее тридцатилетие уровень политической и культурной активности среди эвенков республики значительно возрос. Общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера в Республике Бурятии» (многолетним руководителем была уроженка Аллы Мария Бодоуловна Бадмаева-Мухутарова, позже - Надежда Андреевна Будаева-Неркаги, сейчас - Надежда Егоровна Шеметова) заявляла о себе в регионе достаточно серьёзно. Активно проводила разные интересные мероприятия общественная организация «Национально-культурная автономия эвенков». В республике был создан национальный эвенкийский избирательный округ (сейчас, к сожалению, его нет). Среди законодателей республики должна быть гарантирована квота на депутата - представителя эвенкийского народа. Эвенки также не представлены в органах исполнительной власти.
В Бурятии существовала эвенкийская радиопередача «Биракан», которая выходила еженедельно по утрам и освещала эвенкийские новости и проблемы на русском и эвенкийском языках. Автором и ведущей эвенкийской программы «Биракан» являлась Зинаида Романовна Делбонова (уроженка Дырена). Удостоена разных наград, дипломов, стала дипломантом конкурса «Лучшие люди Баргузинской долины».
С 1996 года на республиканском телевидении транслируется эвенкийская передача «Улгур», которая выходит также еженедельно. Именно с появлением этой программы культура и традиции древнего эвенкийского народа стали близки и понятны многим телезрителям. Таёжный Баунт и Северный Байкал, Баргузинская долина, коренные жители этих мест, эвенки становились героями этой программы, показывая не только свою культуру и быт, но и поднимая актуальные вопросы своей жизни.
Постановлением Совета Министров РФ в 2003 году два села Курумканского района - Алла и Улюнхан - обрели статус эвенкийских.
…Самаахай - сакральное место поклонения духам всех эвенкийских родов Баргузинской долины. 92-летний старейшина рода Тэпкогир Орочен Степанович Берельтуев совершал обряды поклонения духам своих предков. В одно время он переехал к детям и внукам в город и активно участвовал в культурных мероприятиях родного народа. В летнее время с супругой Марией Иннокентьевной Бахановой обязательно выезжали в родное урочище Джирга (сейчас они живут в ул. Улюнхан). Думается, что роль предводителя на молебнах способен выполнять Геркен Васильевич Вачеланов, имеющий довольно высокий сакральный статус.
В Улюнхане эвенки составляют 20% населения. Среди них подразделяются следующие рода: Тэпкогир, Галдегир, Баликагир, Чолкогир, Асивагат, Нгодягир. И все представители этих родов живут в верхнем Дырене. Наиболее многочисленный род Тэпкогир (известные фамилии Берельтуевых и Степановых), род Чолкогир (Шинкоевы и Бахановы), Асивагат (Лоргоктоевы), Нгодягир (Атакины, Кулугуровы) и другие. Из перечисленных выше родов самый многочисленный - род Тэпкогир, он составляет
50 % всех эвенков.
…Урочище Джирга - самая северная точка Баргузинской долины. Здесь замыкаются Баргузинские и Икатские горы. На самой северной животноводческой точке Курумканского района, жили и живут представители рода Тэпкогир - семья старшего сына Орочена Степановича Берельтуева. Красива и местность Аман. Неожиданно и чётко рисуются могучие скалы. Они, эти скалы, величавы и прекрасны, высокие, изрезанные и отшлифованные ветрами Улганын-Аман.
Эвенки Дырена сегодня также занимаются скотоводством, рыболовством, охотой. Знания, умения, навыки, используемые ими на охоте, прививались детям в школах Дырена известным местным охотником-следопытом Геркеном Васильевичем Вачелановым.
На протяжении многих лет рука об руку дружно живут в одном селе и бурят, и эвенк. В дни Белого месяца, национального праздника Болдёр односельчане собираются по родам и устраивают между собой конкурсы на знание традиций, обычаев, на лучшее исполнение народных песен, ёхора, одёра.
Богата земля дыренская не только природой, но и талантливыми людьми. Это учителя, врачи, учёные и труженики полей и ферм. Вот некоторые из них.
В годы войны и послевоенные годы в Курумканском исполкоме аймсовета заместителем председателя работал инициативный организатор эвенк Пантелеймон Николаевич Баранов. Его брат, Егор Николаевич Баранов, был знаменитым охотником-соболятником.
Большую просветительскую работу проводила педагог эвенкийка Елена Николаевна Родина. По её инициативе в 1950-х годах был организован эвенкийский интернат в селе Ягдык при Кучигерской семилетней школе. Было построено общежитие с хорошей столовой.
После войны вернулся на родину Рочен Самбилович Бодоулов. Работал секретарём комсомольской организации крупнейшего колхоза имени Ленина Дыренского сомсовета. Вскоре P.C. Бодоулова перевели в аппарат Курумканского аймкома партии. Потом долгие годы работал учителем Курумканской средней школы.
В 1950-е годы прокурором Курумканского района был эвенк Чегой Почёткинович Почёткин. В 1959 году, в связи с объединением двух районов, перевёлся на работу в село Баргузин.
Первым машинистом жатки, трактористом, комбайнером, рационализатором был старейший член ВКП(б) Пётр Павлович Миронов (в деревне звали его Петрушка). Всегда улыбчивый и добродушный, среди односельчан пользовался большим уважением, все приходили к нему за помощью и как к мастеру-костоправу. В семье Мироновых прежде всего ценили труд, честность. В атмосфере тёплого семейного очага и дружеских отношений воспитывали детей Петр Павлович и Дулма Гераульевна. Старшая дочь Дарья Петровна - заслуженный учитель школ РСФСР.
Муханай Алексеевич Берельтуев 15 лет заведовал овцеводческо-товарной фермой (ОТФ) колхоза имени Ленина Дыренского сомсовета. Старшие чабаны его бригады Сойжит Болотова, Баржан Малакшинова, Бэржэн Майорова и другие в среднем по отаре получали 3,8-4,0 килограмма шерсти. Шерсть тогда давала 70% дохода хозяйства от реализации сельхозпродуктов. Муханай Берельтуев был принят в партию коммунистов в условиях боевых действий в июне 1942 года под Сталинградом. Вместе с супругой Надеждой Барановой вырастили и воспитали 7 детей. Старшая дочь Эльвира работала дояркой. Ей было присвоено высокое звание заслуженного животновода Бурятской АССР. Средняя дочь Анна работала в родном селе медсестрой. Младшая дочь Дарья Муханаевна - кандидат филологических наук, работала в Хабаровском педагогическом университете (сейчас она переехала в Улан-Удэ). Старший сын Геннадий проработал на разных работах в родном совхозе. Младший сын Валерий - успешный ныне предприниматель. В большом доме всегда был порядок: дети были опрятно одеты, приучены к хорошим манерам и культуре поведения, вежливы и приветливы. Надежда Николаевна была сама приветливой и гостеприимной женщиной, а Муханай Алексеевич - внимательным, заботливым мужем и отцом.
Известна династия семьи Степана Берельтуева, у которого были дочери Цэндэма, Улгээжэн, Санжи. У Цындэмы - сын Георгий и дочь Мария, у Улгээжэн - сын Пётр, у Санжи - сын Павел и дочь Александра, сыновья: Цыдып, Кубусгэй, Дамдин, Орочен. У Цыдыпа 4 сына: Цыден, Цырен, Цыремпил, Эрдэни. У Орочена - 9 детей, у Цыдена, сына Цыдыпа - 9 детей, зятья и невестки - буряты. Все они живут и работают в родном Дырене.
Орочен Степанович Берельтуев является старейшим потомком рода Тэпкогир, он снимался в фильме «Серко», о нём много раз писали в газетах, показывали по телевидению. Вместе с супругой Марией Иннокентьевной - они передовики производства, заслуженные животноводы Бурятской АССР, вырастили и воспитали 9 достойных детей.
Механизатор-комбайнер Галсан (Георгий) Ильич Бираульев не раз становился чемпионом Курумканского района. Был мастером на все руки, наладчиком топливной аппаратуры и аккумуляторщиком. Рядом с ним трудились молодые механизаторы: В.Ц. Вачеланов, В.К. Зылыкеев, В.Е. Баханов. Августина Лаврентьевна и Галсан Ильич вырастили 7 детей. Михаил - механизатор, Галина - экономист, Ирина - учительница, Александр - охранник, Зинаида работает на заводе в Ижевске, Дмитрий - хирург, Зоя - учительница.
Также много детей в семьях эвенков Б.К. Шинкоева, Маричи Дырчиковой, В.М Елбонова, Д.Д. Баханова, Э.Ц. Степанова.
Эвенков, удостоенных высоких почестей и почётных званий, в Дырене много. Александр Николаевич Шубин - кандидат исторических наук, Владимир Дмитриевич Лоргоктоев - поэт, Дарья Петровна Миронова - заслуженный учитель школ Российской Федерации, Ермил Николаевич Баранов - заслуженный работник культуры Российской Федерации, Анна Николаевна Дельбонова - заслуженный работник культуры РБ, отличник народного образования РФ, Цыдып Цыренович Майоров - отличник просвещения РСФСР, Мария Николаевна Туракина - отличник просвещения РСФСР, Дарья Муханаевна Берельтуева - кандидат филологических наук, Елена Дашиевна Миронова - кандидат филологических наук, Мария Иннокентьевна Берельтуева - заслуженный животновод Бурятской АССР, кавалер медали ордена «Трудовой Славы», Эльвира Муханаевна Берельтуева - заслуженный животновод Бурятской АССР, Юлия Иннокентьевна Кулугурова - заслуженный работник культуры Бурятской АССР, Андрей Курканович Елбонов - инженер-связист высшей квалификации, мастер связи СССР, член Совета старейшин при Главе Республики Бурятия, Зоригто Курканович Елбонов - заслуженный работник органов охраны общественного порядка РБ. Многие из них получили профессиональное образование в Институте народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Ленинград - Санкт-Петербург).
Работали или продолжают трудиться в системе здравоохранения Ю.И. Кулугурова, Н.П. Арпиульева, О.Н. Зылыкеева, З.Ц. Вачеланова, Д.Г. Бираулев, М.П. Миронова.
Меня всегда удивлял один демографический «парадокс». Дело в том, что у эвенков средняя продолжительность жизни в целом невысокая, и в то же время количество людей, достигших преклонного возраста, выше, чем у бурят и русских. Я помню таких выдающихся старожилов в Дырене, как Герауль (в бурятском произношении - Гирбал), Хеньхэ, Мэгдауль (Мэгдээбэл), Бодоуль (Бодобол), Цыден Вачеланов. Односительно недавно ушли из жизни старейшая жительница ул. Алла, уважаемая 94-летняя Бодожин Вачеланова, и Марича Дырчикова, которая также достигла высокого возраста за 90 лет. Прожил долгую жизнь (90 лет) участник Великой Отечественной войны из Улюнхана Бато Кокчендуевич Шинкоев.
В заключение хотелось бы выразить восхищение и поблагодарить учеников Улюнханской средней школы, выполнивших интересную исследовательскую работу о родном селе! Автор воспользовался некоторыми материалами этнографического характера из этой работы.
Эвэды омолги, hунаадкин, аяя бини сунду! (Счастливой дороги!).
На снимке: Кисет каптурга эвенкийский. Из сборов С.М. Широкогорова. Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера).
Цыренжаб Чойропов, член Общества краеведов Бурятии, член Союза журналистов России, уроженец села Алла (Дырен) Курумканского района.
2318