Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 77.89 91.12

Очередные Ёрдынские игры, Игры народов Евразии, состоялись с 3 по 6 июля в Ольхонском районе Иркутской области в местности Хоторог, деревне Хурай-Нур

Очередные Ёрдынские игры, Игры народов Евразии, состоялись с 3 по 6 июля в Ольхонском районе Иркутской области в местности Хоторог, деревне Хурай-Нур. Это 8-е по счёту Игры (с 2019 года они не проводились из-за пандемии COVID-19 и СВО).

Фестиваль, как всегда, прошёл зрелищно и многолюдно


«Наадан» – «три игрища мужей»


Берега Подлеморья усеяны «писаницами» со сценами охоты и шаманских обрядов. В старину ежегодно у скалы Ая собирались шаманы для совершения тайных обрядов и молений.
А параллельно неподалеку, вокруг сопки Ехэ Ёрд, народ съезжался на празднества «наадан» – «три игрища мужей». Люди встречались после долгой разлуки, охотились, состязались в силе и ловкости, танцевали, играли свадьбы. Заканчивался праздник общим ёхором вокруг горы.
Далее бурятские традиции и обычаи были запрещены с проникновением христианизации, позднее – коммунистами, идеологами государства.
Возрождение «Ёрдойн наадан» началось с 2000 года. Тогда в них участвовали делегации Бурятии, Якутии, Агинского и Усть-Ордынского автономных округов. С 2013 г. фестиваль занесен в календарь событий ЮНЕСКО, идет подготовка к его включению в список Всемирного наследия. Игры 2017 г. стали международными благодаря участию делегаций из Монголии, Китая и Кореи.




Поддерживать Ёрдынские игры на всех уровнях

Фестиваль проходил в течение четырёх дней.
В первый день, 3 июля, состоялся форум «Ёрдынские игры - содружество в пространстве Евразии» с участием экспертов, представителей власти, общественных и культурных организаций – обсудили стратегию дальнейшего развития фестиваля. Гостей приветствовали руководитель Усть-Ордынского Бурятского округа А. Прокопьев, первый зампред Законодательного Собрания области К. Алдаров, мэр Ольхонского района А. Тыхеев.
Пленарная часть форума собрала гостей из девяти субъектов РФ, Кыргызстана, Монголии, Китая (Внутренняя Монголия).
Директор Центра культуры коренных народов Прибайкалья А. Стариков призвал участников форума к активной поддержке Ёрдынских игр на всех уровнях: «Необходимо создавать условия для развития инфраструктуры фестиваля, привлекать к участию молодежь, поддерживать научные исследования, посвященные истории и культуре Ёрдынских игр, и, конечно же, активно продвигать информацию о фестивале в сми и соцсетях».
О развитии креативной экономики вокруг «Ёрдынских игр» и по их продвижению рассказал учредитель ООО «Ургэл В» из Саха (Якутии) В. Иванов.



Мир держится на любви и вере…

4 июля праздник начался с обряда Ехэ (Большой) тайлаган «Дэлхэй дайдын мургэл» (обряд поклонения духам (хозяевам) местности во имя всеобщего благополучия и процветания. Его провели шаманы Иркутской области и Бурятии, среди которых: В. Хагдаев, председатель МОО «Зам Заншал», Б. Хунгеев, шаман-бөө Баяндаевского района, Э. Maxyтoв, зaapин кyзнeц-шaмaн peлигиoзной opгaнизaции «Дapxaн», В. Тулонов, руководитель шаманского центра «Дархан Тэнгэри» и другие служители культа.
А вечером торжественно открылся фестиваль. В основе театрализованного представления – легенда про гору Ёрд, режиссёр постановки – Лилия Седлецкая, замдиректора Иркутского областного колледжа искусств.
Легенда повествует о том, как духи отвернулись от людей из-за того, что они перестали чтить священные традиции, забыли свои корни. Тогда баторы, могучие богатыри Ольхона, привели к устью Анги древнего шамана. Он обратился к духам воды, земли: «Почему вы покинули нас?». Ответ был таков: «У самого сердца Байкала, там, где Анга обнимает его воды, открылся портал в иной мир. Через него утекает жизнь, а взамен просачивается зной, пожирающий всё живое». Шаман спросил: «Как закрыть его?». «Только единством! – ответил дух. – Каждый должен принести камень к священному месту и сложить из них гору, что закроет провал между мирами, но тот, кто начнёт этот путь, не вернётся назад».
И шагнул вперёд юный батор, с глазами, полными отваги. «Я пойду!» – сказал он и пошёл через выжженные степи, через горы, где даже птицы не пели. Одни люди смеялись, глядя на него, другие поднимали с земли камень и шли вслед.
Когда последний валун лёг на место, шаман поднялся на новорожденную гору и ударил в бубен. Небо почернело, грянул гром и хлынул дождь, первый за долгие годы. Портал захлопнулся.
А юного батора больше никто не видел. Говорят, в тот миг, когда упала первая капля над горою, взмыл ввысь орёл. И в его крике слышался голос того, кто отдал себя людям, чтобы спасти их.
С тех пор гора Ёрд стоит у истоков Анги, а дух его хранителя и по сей день парит над водами священного Байкала, напоминая, что мир держится на любви и вере…


Язык создаёт народ, а не кто-то сверху

Спортивная и культурная программы включали фестиваль традиционного кругового танца евразийских народов, конкурс сказителей народного эпоса, фестиваль этнического костюма «Нити времени», многоборье «Игры баторов (богатырей) Срединного мира», бурятскую национальную борьбу «Бухэ барилдаан», стрельбу из бурятского традиционного лука, мас-рестлинг (перетягивание палки – где лидировали команды из Ямало-Ненецкого округа и Саха (Якутии) – авт.), шагай наадан, hэер (на других диалектах – hээр, сээр) шаалган, древние бурятские шахматы “Шатар” и другие состязания.
На открытии выступили губернатор области И. Кобзев, первый зампред Заксобрания Иркутской области К. Алдаров, член Президиума Генерального Совета Ассамблеи народов Евразии С. Билигсайхан, зампред правительства-министр здравоохранения РБ Е. Лудупова, президент ВАРКа Ч. Бальжинимаев и многие другие официальные лица.
Ведущим фестиваля был Родион Шантанов, общественный и культурный деятель в г. Иркутск. Он вёл программу, в том числе и на бурятском языке.
В связи с этим отмечу, что на недавно прошедшем 28 июня республиканском Сурхарбане в Этнографическом музее народов Забайкалья концертную программу объявляли только по-русски, что несколько озадачивало. Всё-таки один из основных бурятских праздников.
Но вернусь к Р. Шантанову: он вёл программу на отличном хори-литературном. Только кто его понимал? Всё устное народное творчество, обрядово-философское наследие в этом регионе создано на ещё живых бурятских так называемых диалектах.
Здесь не могу в очередной раз не акцентировать внимание на ценностях бурятских устно-поэтических микроязыков, наречий и диалектов. Если они погибнут, то не только иркутские буряты, но и нынешние живущие в Иркутске и Улан-Удэ, скорее, перейдут на русский язык. Если цель всех фестивалей, прочих мероприятий – унификация, то, как говорится, «флаг вам в руки»… Однако язык создаёт народ, а не кто-то сверху.
Как известно, в Центре культуры коренных народов Прибайкалья, Иркутском госуниверситете, учреждениях культуры области «заправляют» учителя бурятского языка из Агинского Бурятского округа, Бурятии. Видимо, они откровенно презирают местные бурятские диалекты и чувствуют себя культурными проповедниками. Нет лучше стратегии, чтобы окончательно уничтожить корневые языки бурятского народа.
Между тем, если возьмём одно наречие ольхонских бурят, то оно обладает своим колоритом. Пляски эхиритов, и особенно ольхонцев, обладают особым ритмом и темпераментом. Ничего общего они не имеют с широким степным раздольем.
В языке, песнях, ритуалах ольхонцев – жёсткий ритмический рисунок, активная состязательность, неповторимая энергетика и сила духа, которую ольхонские буряты приобретали как морской народ.
Однако культурные и научные деятели настойчиво внедряют в области литературный язык. Таким образом утрачивается идентичность западных бурят, умирают их диалекты. Если это специальная политика государства, тогда это явно недалёкая политика.

Программа была большая, поэтому не везде всё удалось посмотреть.
Впервые на фестивале по приглашению национально-культурной автономии чувашей "Юлташ" (Иркутск) участвовал народный ансамбль «Уяв» из Чувашии.
Постоянными участниками Ёрдынских игр являются саха-якуты. Они помнят, что их предки жили на берегах Байкала. Почётным гостем стала Сардана Авксентьева, депутат Госдумы.
Ёхор вокруг горы Ёрд так странно объявили репетицией. Как так можно, он же один раз бывает. Главная идея круговой пляски вокруг священной вершины – чтобы следующий новый год благополучно прошёл.
Поэтому ёхор – это и пляски, и единство народа, и магическое обрядовое действие.
Логично, что магия и философская глубина кружения вокруг горы по традиции – заключительный акт праздника бурят-монголов
Красавицей Ёрдынских игр, если не ошибаюсь, впервые стала уроженка Иркутской области. До этого они почему-то никогда не выбирали свою землячку, хотя, по моим наблюдениям на прошлых фестивалях, были достойные претендентки.
Научный форум проходит в Куркуте, в 43 километрах от райцентра Еланцы, по-бурятски – Яланса ( от «ялга», «жалга» – «лог», «ложбина»).
В Куркут не все могли попасть, чтобы послушать доклады. Понятно, наука требует тишины, сосредоточенности, неспешной работы её компетентных участников. Ведь конференция – это не только публичные выступления ораторов. Исследователи должны делиться своими наблюдениями как на публичной площадке, так и в кулуарах. И всё же какая-то часть самодеятельных этнографов, религионоведов, людей, изучающих родословные, интересующихся языком, хотели бы на них присутствовать, чтобы получить возможность более тесно ознакомиться с наукой.


О некоторых недостатках в организации игрищ


Если сказать о питании, но оно было представлено широко. Но продавали фаст-фуд. Цены кусались. Так, одна бууза стоила 100 рублей, кофе – 150. Гости жалуются на отсутствие бурятской кухни. Они хотели бы попробовать местные блюда из мяса, омуль. К сожалению, они отсутствовали в меню. Если и предлагали супы, но в одноразовых тарелочках, и стоили они от 500 рублей. Причем не горячие.
Странной тенденцией фестиваля стало стремление участников лезть на гору. Похоже, некоторые перепутали этнографию с альпинизмом. Забаву – с таинством…
Вызывает сомнение и тот факт, что спортсмены не получили ни гроша. Ведь они не забавляться приехали, а выступить на ответственных состязаниях фестиваля евразийского размаха. Надо отметить, что в Бурятии при нашей скромности существования все-таки спортсмены получают призовые. Особенно меня удручает тот факт, что не были награждены денежными призами носители исконно народной традиции боевого лука.
И всё же работы сделано много. В целом атмосфера была хорошая. Люди приехали искать этнику. Ряды торговцев сувенирами притягивали туристов, которые расположились целым палаточным городком на территории фестивальной площадки. Игры манят сюда много народу, что даёт возможность заработать местным жителям.

Можно сделать вывод, что Иркутск явно опережает Бурятию в популярном массовом туризме. А вот где находится РБ – мало кому известно.

... В эпоху, когда оцифровать можно почти всё, именно способность к творчеству делает человека уникальным. Это и есть главная надежда для будущей гуманной эволюции народов и государств.

Дулма Баторова, газета «Нютаг хэлэн / Диалекты»

Улан-Удэ – Ольхонский район – Улан-Удэ
Фото автора
1142

Оставить сообщение:

Yandex.Metrica